Топ 20 — достопримечательности Бахчисарая, Россия

1 429
78 686

Бахчисарай можно считать одним из самых интересных мест «экскурсионного» Крыма. Расположенная среди живописных горных плато и долин, окруженная древними пещерными городами, бывшая столица Крымского ханства полностью сохранила очарование прошлых эпох.

Самым значимым культурным объектом Бахчисарая является Ханский дворец, куда устремляются многочисленные экскурсии, чтобы познакомиться с историей и культурой крымских татар. На улочках старых городских кварталов, среди утопающих в зелени террас, спрятались уютные ресторанчики, где гостей могут угостить вкуснейшими блюдами национальной кухни. В окрестностях находится несколько заброшенных пещерных городов, когда-то процветавших и многолюдных.

Атмосфера Бахчисарая пронизана колоритом вошедшего в историю Крымского ханства. Особенно это ощущается в дворцовом саду, у стен городских мечетей и на узких каменных улочках исторического квартала.

Что посмотреть и куда пойти в Бахчисарае?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Ханский дворец

Уникальный и единственный в мире памятник дворцовой архитектуры Крымского ханства. Строительство комплекса началось в 16 веке при Сахибе I Герае (Гирее). Впоследствии каждый правитель вносил в облик дворца свои изменения. В 1736 году ханская резиденция была сожжена после взятия столицы войсками Российской империи. Позже дворец был восстановлен по сохранившемуся описанию. В XVIII-XX вв. Сделано несколько реставраций. Сегодня здание входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

Ханский дворец

Фонтан слез

Фонтан-зельбиль XVIII века на территории Ханского дворца, прославившийся на весь мир благодаря известной поэме А.С. Пушкин "Бахчисарайский фонтан" Легенда гласит, что жестокий хан Кырым Герай (Гирей) полюбил молодую рабыню Диляре и сделал ее своей женой. Но вскоре она умерла в его гареме от тоски. Хан так настрадался после ее смерти, что призвал мастера и приказал воздвигнуть памятник – «камень слез», в котором воплотилась бы вся боль его утраты. Так родился Фонтан Слез.

Фонтан слез

Екатерининская миля

Группа каменных дорожных знаков, установленных в 1784-1787 гг. на пути императрицы Екатерины II из Петербурга в Крым. На территории полуострова сохранилось пять таких памятников. Один из них находится рядом с ханским дворцом в Бахчисарае у моста через реку Чурук-Су. Во время своего визита правительница останавливалась в дворцовых покоях, специально отремонтированных к ее приезду.

Екатерининская миля

«Крым в миниатюре на ладони»

Миниатюрный парк, расположенный на площади 2,5 га возле Ханского дворца. Он был открыт в 2013 году для популяризации Бахчисарая как туристического направления. Здесь в уменьшенном размере представлены все основные достопримечательности Крыма: дворцы, соборы, обелиски и другие памятники архитектуры. Всего в парке 53 миниатюры, выполненные в масштабе 1:25.

«Крым в миниатюре на ладони»

Музейный комплекс Девлет Сарай

Археологический комплекс, расположенный на месте первой столицы Крымского ханства в пос. Староселье, которое находится недалеко от Бахчисарая. Девлет-Сарай раньше был полноценным ханским дворцом. До наших дней сохранились только мавзолей-усыпальница и здание медресе. С 2011 года на территории комплекса работает музей Ларишес, в котором представлена ​​интересная экспозиция с артефактами периода Крымского ханства: гравюрами, картами, рукописями и книгами, а также произведениями современных крымских художников.

Музейный комплекс Девлет Сарай

Успенский пещерный монастырь

Православный монастырь в урочище Мариам-Дере, основанный в VIII веке монахами из Византии. В XIII-XIV вв. Монастырь пришел в упадок, но потом снова возродился. Во время османского завоевания ему удалось избежать разрушения. До 18 века монастырь был главным религиозным центром всех крымских христиан. В течение XVIII-XIX вв. его территория была значительно расширена, появилось несколько новых построек. В 1921 году монастырь был упразднен. Его возрождение началось в 1993 году.

Успенский пещерный монастырь

Свято-Благовещенский монастырь

Действующий мужской монастырь, который находится в искусственных гротах VI века в пределах Мангупского плато на склонах отвесных скал. Монастырь был основан в 14 веке, но после завоевания Крыма турками-османами надолго прекратил свою работу. Монастырь был восстановлен только в конце 20 века. С площадок перед гротами открывается великолепная панорама окрестностей монастыря.

Свято-Благовещенский монастырь

Мечеть Исми Хан Джами

Мусульманский храм XVI-XVIII веков. на территории Бахчисарая, построенный на пожертвования родственника одного из крымских ханов. Здание построено в смешанном стиле классицизма и барокко. Размеры мечети небольшие, в ней отсутствуют традиционные башни-минареты. В 20 веке в здании долгое время располагались склады. На данный момент мечеть еще не восстановлена.

Мечеть Исми Хан Джами

Мечеть Тахталы-Джами

Храм был возведен в 1707 году по велению дочери хана Селима I Гирея (Гирея). Высокий минарет мечети доминирует над архитектурной застройкой старых кварталов Бахчисарая. Название здания в переводе с крымскотатарского означает «мечеть из досок», так как при строительстве и кладке стен использовались деревянные балки. Тахталы-Джами – действующая пятничная мечеть.

Мечеть Тахталы-Джами

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Храм начала 20 века, возведенный к 300-летию восшествия на российский престол династии Романовых. Как и многие другие религиозные учреждения, церковь была закрыта в 1930-х годах. Помещение долгое время использовалось как амбар и конюшня, в послевоенные годы здесь работал кинотеатр. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. Реконструкция проводилась на пожертвования христианской общины.

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Скит Святой Анастасии

Древний пещерный монастырь, основанный ориентировочно в VIII веке (по косвенным данным) греческими монахами. Находится примерно в 8 км от Бахчисарая на территории пещерного города Качи-Кальён. За прошедшие столетия он пережил несколько периодов запустения и возрождения. До 1930-х годов здесь проживало небольшое количество монахов. В 2005 году скит был восстановлен после долгого перерыва братией Свято-Успенского монастыря.

Скит Святой Анастасии

Чуфут-Кале

Город-крепость V-VI веков, основанный на самой границе византийских владений. Сначала в Чуфут-Кале жили аланы, затем его захватили кипчаки. После того, как полуостров перешел под управление ордынских ханов, крепость превратилась в центр небольшого княжества — вассала Золотой Орды. В 14 веке в городе стали селиться караимы, покинувшие Чуфут-Кале в 19 веке после того, как было снято ограничение на места проживания этого этноса.

Чуфут-Кале

Караимское кладбище Балта Тиймез

Заброшенный некрополь у Чуфут-Кале с 7000 каменных надгробий. Это место считалось священным, так как находится на территории вековой дубовой рощи. Дубы считались у караимов священными деревьями. Похороны на кладбище проводились и после того, как представители этой народности покинули Чуфут-Кале. Последние захоронения относятся к началу 20 века.

Караимское кладбище Балта Тиймез

Эски-Кермен

Пещерный город в окрестностях Бахчисарая, основанный в VI веке как пограничное оборонительное укрепление. Развитие Эски-Кермена началось в 10 веке и достигло своего пика в 12-13 веках. В то время на его территории проживало более 2000 человек. В 1299 и 1399 годах город дважды подвергался разорению татаро-монголами, после чего уже не восстанавливался. До наших дней сохранились постройки, относящиеся к 6-12 векам.

Эски-Кермен

Тепе-Кермен

Еще один пещерный город в окрестностях Бахчисарая, датируемый 6 веком. На его территории обнаружено более 230 пещер. По одним данным, Тепе-Кермен служил оборонительной крепостью, по другим источникам это был монастырь. Город просуществовал до XIV века, пока не был опустошен в результате очередного похода Золотой Орды. До наших дней дошли только руины.

Тепе-Кермен

Мангуп-Кале

Крепость Мангуп-Кале расположена недалеко от поселка Залесное на высоте 583 метра над уровнем моря. Считается, что первые скифские поселения появились на этом месте еще в III-IV веках, с VII века город вошел в состав Хазарского каганата. Позднее Мангуп-Кале был столицей поздневизантийского княжества Феодоро и турецкой крепостью. В 18 веке село покинули последние жители, община караимов. С тех пор он был заброшен.

Мангуп-Кале

Качи-Кальон

Пещерный монастырь в долине реки Кача, расположенный на территории Бахчисарайского района. В древности он стоял на перекрестке торговых путей, связывавших степную часть Крыма с морским побережьем. Жители Качи-Кальона занимались производством вина, о чем свидетельствуют сохранившиеся винодельни и мастерские, где производилась посуда для хранения этого напитка.

Качи-Кальон

Сфинксы Чурук-Су

Изваяния из природного камня высотой до 20 метров, расположенные в долине реки Чурук-Су (в переводе с крымскотатарского это название означает «гнилая вода»). Гиганты образовались естественным путем в результате многовекового выветривания горных пород, состоящих в основном из известняковой породы. В 1960-х годах этот район был объявлен памятником природы регионального значения.

Сфинксы Чурук-Су

Сфинксы долины Каралез

Каменные глыбы на холме Узун-Тарла, расположенном у села Залесное близ Бахчисарая. Образования достигают высоты 10-15 метров. Вместе со скалой их размер достигает 300 метров над уровнем моря. В зависимости от времени суток статуи «меняют» свой вид и напоминают то каменные фигуры с острова Пасхи, то застывших сказочных персонажей. Все зависит от фантазии смотрящего и от освещения.

Сфинксы долины Каралез

Гора Беш-Кош

Беш-Кош представляет собой невысокую скалистую гряду, сложенную из известняковых пород, которая находится на восточной окраине Бахчисарая. Вид на плато открывается сразу за последними городскими домами. В результате археологических раскопок в районе Беш-Коша обнаружены следы поселения тавров, живших на полуострове в VIII-VII веках. ДО Н.Э. Хребет является естественной границей живописной долины Биюк-Ашламама-Дере.

Гора Беш-Кош

Top 20 - attractions of Bakhchisaray, Russia

1 429
78 686

Bakhchisaray can be considered one of the most interesting places of the "excursion" Crimea. Located among picturesque mountain plateaus and valleys, surrounded by ancient cave cities, the former capital of the Crimean Khanate has fully preserved the charm of past eras.

The most significant cultural object of Bakhchisarai is the Khan's Palace, where numerous excursions rush to get to know the history and culture of the Crimean Tatars. On the streets of the old city quarters, among the terraces covered with greenery, cozy restaurants are hidden, where guests can be served delicious dishes of national cuisine. In the vicinity are several abandoned cave cities, once prosperous and populous.

The atmosphere of Bakhchisarai is permeated with the color of the Crimean Khanate that has gone down in history. It is especially felt in the palace garden, near the walls of city mosques and on the narrow stone streets of the historic quarter.

What to see and where to go in Bakhchisarai?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Khan's Palace

A unique and the only monument of the palace architecture of the Crimean Khanate in the world. The construction of the complex began in the 16th century under Sahib I Gerai (Girey). Subsequently, each ruler made his own changes to the appearance of the palace. In 1736, the khan's residence was burned down after the capture of the capital by the troops of the Russian Empire. Later, the palace was restored according to the surviving description. In the XVIII-XX centuries. Several restorations have been made. Today, the building is part of the Bakhchisarai Historical and Cultural Reserve.

Khan

Fountain of tears

Fountain-selsebil of the XVIII century on the territory of the Khan's palace, which became famous all over the world thanks to the famous poem by A.S. Pushkin "Fountain of Bakhchisarai" The legend says that the cruel Khan Kyrym Gerai (Girey) fell in love with the young slave Dilyare and made her his wife. But she soon died in his harem from longing. The Khan suffered so much after her death that he called the master and ordered the erection of a monument - a “stone of tears”, in which all the pain of his loss would be embodied. This is how the Fountain of Tears was born.

Fountain of tears

Catherine's Mile

A group of stone road signs installed in 1784-1787. on the route of Empress Catherine II from St. Petersburg to the Crimea. Five such monuments have been preserved on the territory of the peninsula. One of them is located next to the Khan's palace in Bakhchisarai near the bridge over the river Churuk-Su. During her visit, the ruler stayed in the palace chambers, specially renovated for her arrival.

Catherine

"Crimea in miniature in the palm of your hand"

Miniature Park, located on an area of ​​2.5 hectares near the Khan's Palace. It was opened in 2013 to promote Bakhchisaray as a tourist destination. All the main attractions of Crimea are presented here in reduced sizes: palaces, cathedrals, obelisks and other architectural monuments. In total, the park has 53 miniatures made on a scale of 1:25.

Crimea in miniature in the palm of your hand

Devlet Saray Museum Complex

The archaeological complex, located on the site of the first capital of the Crimean Khanate in the village. Staroselie, which is located near Bakhchisaray. Devlet-Saray was previously a full-fledged khan's palace. Only the mausoleum-tomb and the building of the madrasah have survived to this day. Since 2011, the Larishes Museum has been operating on the territory of the complex, which presents an interesting exposition with artifacts from the period of the Crimean Khanate: engravings, maps, manuscripts and books, as well as works by contemporary Crimean artists.

Devlet Saray Museum Complex

Assumption Cave Monastery

An Orthodox monastery in the tract of Mariam-Dere, founded in the 8th century by monks from Byzantium. In the XIII-XIV centuries. The monastery fell into decay, but then revived again. During the Ottoman conquest, he managed to avoid destruction. Until the 18th century, the monastery was the main religious center of all Crimean Christians. During the XVIII-XIX centuries. its territory was significantly expanded, several new buildings appeared. In 1921 the monastery was abolished. Its re-revival began in 1993.

Assumption Cave Monastery

Holy Annunciation Monastery

The current male monastery, which is located in artificial grottoes of the VI century within the Mangup plateau on the slopes of steep cliffs. The monastery was founded in the 14th century, but after the conquest of the Crimea by the Ottoman Turks, it stopped its work for a long time. The monastery was restored only at the end of the 20th century. From the platforms in front of the grottoes, a magnificent panorama of the surroundings of the monastery opens up.

Holy Annunciation Monastery

Ismi Khan Jami Mosque

Muslim temple of the XVI-XVIII centuries. on the territory of Bakhchisarai, built on donations from a relative of one of the Crimean khans. The building was built in a mixed style of classicism and baroque. The size of the mosque is small, it lacks the traditional tower-minarets. In the 20th century, the building housed warehouses for a long time. At the moment, the mosque has not yet been restored.

Ismi Khan Jami Mosque

Mosque Tahtali-Jami

The temple was erected in 1707 at the behest of the daughter of Khan Selim I Giray (Girey). The high minaret of the mosque dominates the architectural development of the old quarters of Bakhchisarai. The name of the building, translated from the Crimean Tatar, means “a mosque made of planks”, since wooden beams were used in the construction and masonry of the walls. Tahtali-Jami is a functioning Friday mosque.

Mosque Tahtali-Jami

Church of the Feodorovskaya Icon of the Mother of God

Temple of the beginning of the 20th century, erected for the 300th anniversary of the accession of the Romanov dynasty to the Russian throne. Like many other religious institutions, the church was closed in the 1930s. The premises were used for a long time as a granary and a stable, in the post-war years a cinema operated here. In the late 1990s - early 2000s. Reconstruction was carried out with donations from the Christian community.

Church of the Feodorovskaya Icon of the Mother of God

Skete of Saint Anastasia

An ancient cave monastery, approximately founded in the 8th century (according to indirect evidence) by Greek monks. It is located about 8 km from Bakhchisaray on the territory of the cave city of Kachi-Kalyon. Over the past centuries, it has experienced several periods of desolation and revival. A small number of monks lived here until the 1930s. In 2005, the skete was restored after a long break by the brothers of the Holy Dormition Monastery.

Skete of Saint Anastasia

Chufut-Kale

The city-fortress of the 5th-6th centuries, founded on the very border of the Byzantine possessions. At first, the Alans lived in Chufut-Kale, then it was captured by the Kipchaks. After the peninsula passed under the control of the Horde khans, the fortress turned into the center of a small principality - a vassal of the Golden Horde. In the 14th century, Karaites began to settle in the city, who left Chufut-Kale in the 19th century after the restriction on the places of residence of this ethnic group was lifted.

Chufut-Kale

Karaite cemetery Balta Tiymez

An abandoned necropolis near Chufut-Kale with 7,000 stone gravestones. This place was considered sacred, as it is located on the territory of a centuries-old oak grove. Oaks were considered by the Karaites as sacred trees. Burials at the cemetery were also carried out after the representatives of this nationality left Chufut-Kale. The most recent graves date back to the beginning of the 20th century.

Karaite cemetery Balta Tiymez

Eski-Kermen

A cave city in the vicinity of Bakhchisarai, founded in the 6th century as a frontier defensive fortification. The development of Eski-Kermen began in the 10th century and reached its peak in the 12th-13th centuries. At that time, more than 2,000 people lived on its territory. In 1299 and 1399 the city was twice ravaged by the Tatar-Mongols, after which it did not recover. Buildings dating back to the 6th-12th centuries have survived to this day.

Eski-Kermen

Tepe-Kermen

Another cave city in the vicinity of Bakhchisaray, dating back to the 6th century. More than 230 caves have been found on its territory. According to some sources, Tepe-Kermen served as a defensive fortress, according to other sources, it was a monastery. The city existed until the XIV century until it was devastated as a result of the next campaign of the Golden Horde. Only ruins have survived to this day.

Tepe-Kermen

Mangup-Kale

The Mangup-Kale fortress is located near the village of Zalesnoe at an altitude of 583 meters above sea level. It is believed that the first Scythian settlements appeared on this site as early as the 3rd-4th centuries, since the 7th century the city became part of the Khazar Khaganate. Later, Mangup-Kale was the capital of the late Byzantine principality of Theodoro and a Turkish fort. In the 18th century, the last inhabitants, the community of Karaites, left the settlement. Since then, it has been abandoned.

Mangup-Kale

Kachi-Kalyon

Cave monastery in the valley of the Kacha River, located on the territory of the Bakhchisarai region. In ancient times, it stood at the crossroads of trade routes that connected the steppe part of Crimea with the sea coast. The inhabitants of Kachi-Kalyon were engaged in the production of wine, as evidenced by the preserved wineries and workshops where the utensils for storing this drink were produced.

Kachi-Kalyon

Sphinxes of Churuk-Su

Natural stone sculptures up to 20 meters high, located in the valley of the Churuk-Su River (translated from the Crimean Tatar, this name means "rotten water"). The giants were formed in a natural way as a result of centuries of weathering of rocks, consisting mainly of limestone rock. The area was declared a natural monument of regional importance in the 1960s.

Sphinxes of Churuk-Su

Sphinxes of the Karalez Valley

Blocks of stone on the Uzun-Tarla hill, located near the village of Zalesnoye near Bakhchisaray. The formations reach a height of 10-15 meters. Together with the rock, their size reaches 300 meters above sea level. Depending on the time of day, the statues "change" their appearance and resemble either stone figures from Easter Island or frozen fairy-tale characters. It all depends on the imagination of the beholder and on the lighting.

Sphinxes of the Karalez Valley

Mount Besh-Kosh

Besh-Kosh is a low rocky ridge made of limestone rocks, which is located on the eastern outskirts of Bakhchisarai. The view of the plateau opens just behind the last city houses. As a result of archaeological excavations in the Besh-Kosh area, traces of a settlement of the Taurians who lived on the peninsula in the 8th-7th centuries were found. BC. The ridge is the natural boundary of the picturesque Biyuk-Ashlamama-Dere valley.

Mount Besh-Kosh