Топ 20 — достопримечательности Самарканда, Узбекистан

1 324
36 320

Самарканд – один из древнейших городов мира. Он нашел государства и народы, которых больше нет. Расцвет Самарканда пришелся на правление Тамерлана. Он сделал город столицей своей империи. Кроме того, многие архитектурные красоты района были созданы именно в этот период. Последователи правителя из рода Тимуридов продолжили его дело.

О том, насколько им это удалось, красноречиво свидетельствует высокая оценка ЮНЕСКО. Сразу несколько архитектурных комплексов включены в Список всемирного наследия. Мавзолеи и мечети, даже построенные в разное время, смотрятся гармонично. А сиабский базар, кажется, совсем не изменился за шесть веков существования. Особого внимания заслуживает площадь Регистан – «место, покрытое песком». Это гордость всего Ближнего Востока.

Что посмотреть и куда пойти в Самарканде?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Регистан

Название главной площади Самарканда переводится как «место, покрытое песком». В свое время Регистаном называли все районы Ближнего Востока. Самарканд восходит к 15 веку и известен далеко за пределами страны. В разные периоды площадь была местом сбора войск, а также научным центром. Сейчас он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не последнюю роль в столь высокой оценке сыграл комплекс из трех медресе. Улугбек был создан почти одновременно с Регистаном. Шердор и Тилля-Кари были построены в 17 веке. Медресе не только красивы, но и выполняют важные миссии: культурную, духовную, просветительскую.

Регистан

Городище Афрасиаб

Он расположен на севере Самарканда. Лессовые холмы занимают площадь около 200 га. В прошлом здесь располагалась столица Согда. Археологи начали исследовать территорию в 70-х годах прошлого века. При раскопках были найдены терракотовые статуэтки, стеклянная посуда, образцы инструментов. Достоверных сведений о внешнем виде древнего города немного. К 13 веку Афрасиаб начал приходить в упадок.

Городище Афрасиаб

Мавзолей Гур-Эмир

Древняя гробница Тамерлана. Отсюда и название, которое переводится как «гробница короля». Здание внушительное по площади, имеет один высокий купол. При всей своей исторической и культурной значимости мавзолей внешне почти не украшен. В оформлении использована плитка спокойных цветов: белая, синяя, светло-голубая. А вот надгробие в склепе гораздо необычнее: оно сделано из темно-зеленого нефрита.

Мавзолей Гур-Эмир

Шахи Зинда

Комплекс мавзолеев на севере города. Его название переводится как «живой король». Достопримечательность формировалась на протяжении XIV-XV веков. На «улице мертвых» одна могила для представителей царских домов и знати была пристроена к другой. Основных мавзолеев 11, однако при раскопках были обнаружены и многочисленные более ранние захоронения. Последний из них датируется 12 веком.

Шахи Зинда

Мечеть Биби-Ханым

Построен на рубеже XIV-XV веков в честь любимой жены из гарема Амира Тимура. Всего в комплекс входило три мечети: большая главная с голубым куполом и две маленькие. Для строительных и отделочных работ были приглашены лучшие мастера Востока. Двор был вымощен мрамором и окружен крытой галереей. Наружные стены были покрыты орнаментом, внутренние - резьбой, узорами, мозаикой. Сейчас идет реконструкция.

Мечеть Биби-Ханым

Мавзолей Биби-Ханым

Она была построена одновременно с мечетью. Судя по внешнему виду, изначально оно было пристроено к медресе. Внешне мавзолей ничем не украшен. На общем фоне выделяется только яркий купол. Но внутри посетителей завораживают силуэты сталактитов, окрашенных под слоновую кость. Саркофаги в склепе мраморные. Они были исследованы в 40-х годах прошлого века. Останки одной из женщин, вероятно, принадлежат Саре Мул Ханим.

Мавзолей Биби-Ханым

Сиабский базар

С момента основания в Старом городе прошло около 600 лет. Мало что изменилось на восточном базаре. На площади более 7 га расположено множество торговых павильонов и рядов. Здесь всегда шумно и людно. Торг – обязательная составляющая любой сделки. Они продают много товаров. Преобладают пряности, восточные сладости и сухофрукты. Дойти сюда от Регистана можно за 10 минут.

Сиабский базар

Мечеть Хазрет-Хызр

Первая святыня появилась на этом месте в 8 веке. Он был назван в честь пророка, который покровительствовал путешественникам. Разрушенная почти до основания, мечеть начала восстанавливаться в середине позапрошлого века. Работа длилась более 60 лет. Внешний вид Хазрет-Хызра типичен для самаркандской архитектурной школы. В оформлении интерьера сразу бросается в глаза потолочная роспись.

Мечеть Хазрет-Хызр

Мавзолей Ходжи Дониер

Ветхозаветный пророк Донийор, также известный как Даниил или Данияр, почитается сразу в трех конфессиях: исламе, христианстве и иудаизме. Его останки были принесены в город Тамерланом. Над могилой построен мавзолей, рядом есть родник, растет миндальное дерево. Оно высохло, а потом по необъяснимым причинам ожило. В 2001 году гробница вместе с другими городскими объектами была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей Ходжи Дониера

Мавзолей Рухабад

Он расположен в центральной части Самарканда. Амир Тимур приказал построить мавзолей в 1380 году над могилой шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи. Последний был известен как проповедник, теолог и ученый. Площадь кубического здания составляет 168 м², а высота 24 м, включая купол. Отделка стен практически отсутствует. Они покрыты алебастром, только арочные входы отделаны резными изразцами.

Мавзолей Рухабад

Мавзолей Абу Мансура Матуриди

Здание возведено над могилой толкователя Корана. Рядом, по легенде, похоронено еще около трех тысяч его сослуживцев. За годы своего существования памятник архитектуры обветшал и начал разрушаться. В начале 2000-х потребовалась реконструкция. Мавзолей был не только отремонтирован, но и дополнен декоративными элементами. Например, на белоснежном мраморном надгробии появились цитаты самого Абу Мансура.

Мавзолей Абу Мансура Матуриди

Ишратхона

Памятник архитектуры 15 века. В настоящее время он находится в руинах. Он разрушался поэтапно, и важную роль в его разрушении сыграли землетрясения. Нет четкого представления о том, для чего использовалась Ишратхона. Как вариант - место для захоронения представителей знатного рода Тимуридов. Было принято решение реконструировать объект, на одной из арок уже появились восстановленные фрагменты мозаики.

Ишратхона

Мемориальный комплекс имама Аль-Бухари

Он находится на некотором удалении от города. Это одна из самых важных исламских святынь в Центральной Азии. В центральной части комплекса построен мавзолей, где захоронены останки имама. Гробница, как и ее купол, выполнена в нежно-голубых тонах. Слева построена ханака с мечетью, а справа просторный музей. В нем исламские экспонаты соседствуют с подарками от глав других стран.

Мемориальный комплекс имама Аль-Бухари

Ансамбль Ходжа-Ахрар

Через 200 лет после смерти шейха Ходжа-Ахрара было решено построить рядом с его могилой мечеть и медресе. Поскольку регион сейсмически активен, здания со временем страдали от толчков. Их реконструировали, что исказило первоначальный замысел авторов проекта. Однако к реставрации снова вернулись, так что комплекс засиял былой роскошью. Сейчас это место является одним из самых посещаемых в городе.

Ансамбль Ходжа-Ахрар

Музей истории Самарканда «Афрасиаб»

Здание построено в 1970 году в северной части города. Экспозиция разделена на 5 залов. Первый содержит археологические находки. Вторая рассказывает о ранней истории Самарканда до VI века. Третий содержит свидетельства истории завоеваний Александра Македонского. Четвертый посвящен основной религии города до 4 века – зороастризму. И пятая относится к духовной жизни местных жителей.

Музей истории Самарканда «Афрасиаб»

Собор Святителя Алексия Московского

Он был построен в неорусском стиле для воинской части в начале прошлого века. Он был освящен в 1912 году и получил имя митрополичьего. Зеленая арка над входом и крыша такого же цвета выделяются на фоне стен собора. После революции помещение отдали военным. Купол и колокольня были разрушены. Позже здесь разместили филиал краеведческого музея. В 1996 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, а повторное освящение провел патриарх Алексий II.

Собор Святителя Алексия Московского

Ковровая фабрика "Худжум"

Хотя предприятие и называется фабрикой, здесь работают вручную, используя только примитивные инструменты прошлого. На изготовление одного ковра уходит около года. Все зависит от его размера и сложности узора. В основном используются национальные орнаменты и их вариации. Во время посещения Худжума туристы могут наблюдать все этапы производственного процесса, начиная с вскрытия кокона тутового шелкопряда.

Ковровая фабрика Худжум

Дом-музей Садриддина Айни

Экспозиция расположена в доме, где Айни прожила более 30 лет. Он известный поэт и писатель во многих странах. Садриддин стоял у истоков современной литературы своей родной страны. Его преследовали за его взгляды. Интерьер дома прекрасно сохранился. Музей освещает не только творческий путь и личную жизнь писателя. Есть выставка предметов быта дореволюционного периода.

Дом-музей Садриддина Айни

Памятник Амиру Темуру

Величественный монумент установлен на университетском бульваре. Амир Темур изображен сидящим на скамейке и опирающимся обеими руками на меч. Его лицо выражает невозмутимость. Этот район был разработан в прошлом веке. Аллея высоких насаждений делит проспект на две части. В современный период здесь появились фонтаны с подсветкой. Рядом были построены первые здания в европейском стиле в городе.

Памятник Амиру Темуру

Обсерватория Улугбека

Он назван в честь своего основателя, тюркского астролога и астронома. Здесь в 30-х годах XIV века был составлен астрономический каталог с более чем тысячей звезд. Он получил название Гурган зий. Средневековый исторический памятник был обнаружен в 1908 году на холме Кухак. Полного исследования пришлось ждать около 40 лет. Обсерватория была отремонтирована. Одна из ценных находок – секстант внушительных размеров.

Обсерватория Улугбека

Top 20 attractions of Samarkand, Uzbekistan

1 324
36 320

Samarkand is one of the most ancient cities in the world. He found states and peoples that no longer exist. The heyday of Samarkand fell on the reign of Tamerlane. He made the city the capital of his empire. In addition, many of the architectural beauties of the area were created during that period. The followers of the ruler from the Timurid family continued his work.

How well they have succeeded can be eloquently expressed by UNESCO's high appraisal. Several architectural complexes are included in the World Heritage List at once. Mausoleums and mosques, even built at different times, look harmonious. And the Siab bazaar, it seems, has not changed at all in six centuries of existence. Registan Square deserves special attention - “a place covered with sand”. This is the pride of the entire Middle East.

What to see and where to go in Samarkand?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Registan

The name of the main square of Samarkand is translated as "a place covered with sand". At one time, all areas of the Middle East were called Registan. Samarkand dates back to the 15th century and is known far beyond the borders of the country. In different periods, the square was a gathering point for troops, as well as a scientific center. It is now on the UNESCO World Heritage List. Not the last role in such a high assessment was played by a complex of three madrasahs. Ulugbek was created almost simultaneously with the Registan. Sherdor and Tillya-Kari were built in the 17th century. Madrasahs are not only beautiful, but also fulfill important missions: cultural, spiritual, educational.

Registan

Ancient settlement Afrasiab

It is located in the north of Samarkand. Loess hills occupy an area of ​​approximately 200 hectares. In the past, the Sogdian capital was located here. Archaeologists began to explore the territory in the 70s of the last century. During the excavations, terracotta figurines, glassware, and samples of tools were found. There is little reliable information about the appearance of the ancient city. By the 13th century, Afrasiab began to decline.

Ancient settlement Afrasiab

Mausoleum Gur-Emir

Ancient tomb of Tamerlane. Hence the name, which translates as "the tomb of the king." The building is impressive in area, has one high dome. For all its historical and cultural importance, the mausoleum is almost unadorned outwardly. In the design, tiles of soothing colors were used: white, blue, light blue. But the tombstone in the crypt is much more unusual: it was made of dark green jade.

Mausoleum Gur-Emir

Shahi Zinda

Complex of mausoleums in the north of the city. Its name translates as "the living king." The attraction was formed during the XIV-XV centuries. On the "street of the dead" one tomb for representatives of the royal houses and the nobility was attached to another. There are 11 main mausoleums, however, during the excavations, numerous earlier burials were also found. The latest of these dates back to the 12th century.

Shahi Zinda

Bibi-Khanym Mosque

Built at the turn of the XIV-XV centuries in honor of his beloved wife from the harem of Amir Timur. In total, the complex included three mosques: a large main one with a blue dome and two small ones. The best masters of the East were invited for construction and finishing works. The courtyard was paved with marble and surrounded by a covered gallery. The outer walls were covered with ornaments, the inner ones - with carvings, patterns, mosaics. Now there is a reconstruction.

Bibi-Khanym Mosque

Mausoleum of Bibi-Khanym

It was built at the same time as the mosque. Judging by its appearance, it was originally attached to the madrasah. Externally, the mausoleum is not decorated with anything. Only a bright dome stands out against the general background. But inside visitors are fascinated by the silhouettes of stalactites, which are painted like ivory. The sarcophagi in the crypt are marble. They were investigated in the 40s of the last century. The remains of one of the women probably belong to Sara Mul Khanim.

Mausoleum of Bibi-Khanym

Siab bazaar

About 600 years have passed since its foundation in the Old City. Little has changed in the oriental bazaar. On an area of ​​more than 7 hectares, there are many trade pavilions and rows. It is always noisy and busy here. Bargaining is a mandatory component of any transaction. They sell a lot of goods. Spices, oriental sweets and dried fruits predominate. You can walk here from the Registan in 10 minutes.

Siab bazaar

Khazret-Khyzr Mosque

The first shrine appeared on this site in the 8th century. It was named after a prophet who patronized travelers. Destroyed almost to the foundation, the mosque began to be rebuilt in the middle of the century before last. The work spanned more than 60 years. The appearance of Khazret-Khyzr is typical for the Samarkand architectural school. In the interior decoration, the ceiling painting immediately catches the eye.

Khazret-Khyzr Mosque

Mausoleum of Khoja Doniyor

The Old Testament prophet Doniyor, also known as Daniel or Daniyar, is revered in three confessions at once: Islam, Christianity, and Judaism. His remains were brought to the city by Tamerlane. A mausoleum was built over the grave, there is a spring nearby, and an almond tree grows. It dried up, and then, for inexplicable reasons, came back to life. In 2001, the tomb with other city objects was included in the UNESCO World Heritage List.

Mausoleum of Khoja Doniyor

Mausoleum Rukhabad

It is located in the central part of Samarkand. Amir Timur ordered the construction of a mausoleum in 1380 over the grave of Sheikh Burkhaneddin Klych Sagardzhi. The latter was known as a preacher, theologian and scientist. The area of ​​the cubic building is 168 m², and the height is 24 m, including the dome. Wall decoration is almost non-existent. They are covered with alabaster, only the arched entrances are trimmed with carved tiles.

Mausoleum Rukhabad

Mausoleum of Abu Mansur Maturidi

The building was erected over the grave of the interpreter of the Koran. Nearby, according to legend, about three thousand more of his colleagues are buried. Over the years of its existence, the architectural monument has dilapidated and began to collapse. At the beginning of the 2000s, it needed reconstruction. The mausoleum was not only repaired, but also supplemented with decorative elements. For example, quotes from Abu Mansur himself appeared on a snow-white marble tombstone.

Mausoleum of Abu Mansur Maturidi

Ishratkhona

An architectural monument of the 15th century. It is currently in ruins. It was destroyed in stages, and earthquakes played an important role in its destruction. There is no clear idea what Ishratkhona was used for. As an option - a place for the burial of representatives of the noble family of the Timurids. It was decided to reconstruct the object, restored mosaic fragments have already appeared on one of the arches.

Ishratkhona

Memorial complex of Imam Al-Bukhari

It is located some distance from the city. It is one of the most important Islamic shrines in Central Asia. In the central part of the complex, a mausoleum was built, where the remains of the imam were buried. The tomb, like its dome, is made in soft blue tones. On the left, a khanaka with a mosque was built, and on the right, a spacious museum. In it, Islamic exhibits coexist with gifts from the heads of other countries.

Memorial complex of Imam Al-Bukhari

Ensemble Khoja-Ahrar

200 years after the death of Sheikh Khoja-Ahrar, it was decided to build a mosque and a madrasah near his grave. Since the region is seismically active, the buildings have suffered from tremors over time. They were reconstructed, which distorted the initial idea of ​​the authors of the project. However, they returned to the restoration again, so that the complex shone with its former splendor. Now this place is one of the most visited in the city.

Ensemble Khoja-Ahrar

Museum of the History of Samarkand "Afrasiab"

The building was built in 1970 in the northern part of the city. The exposition is divided into 5 halls. The first contains archaeological finds. The second tells about the early history of Samarkand until the 6th century. The third contains evidence of the history of the conquests of Alexander the Great. The fourth is dedicated to the main religion of the city until the 4th century - Zoroastrianism. And the fifth refers to the spiritual life of the locals.

Museum of the History of Samarkand Afrasiab

Cathedral of St. Alexis of Moscow

It was built in the neo-Russian style for a military unit at the beginning of the last century. It was consecrated in 1912 and received the name of the metropolitan. The green arch above the entrance and the roof of the same color stand out against the background of the walls of the cathedral. After the revolution, the premises were given to the military. The dome and bell tower were destroyed. Later, a branch of the local history museum was placed here. In 1996, the temple was returned to the Russian Orthodox Church, and the re-consecration was carried out by Patriarch Alexy II.

Cathedral of St. Alexis of Moscow

Carpet factory "Khujum"

Although the enterprise is called a factory, they work here manually using only primitive tools of the past. It takes about a year to create one carpet. It all depends on its size and the complexity of the pattern. Mostly national ornaments and their variations are used. During a visit to Khujum, tourists can observe all stages of the production process, starting with the dissection of the silkworm cocoon.

Carpet factory Khujum

House Museum of Sadriddin Aini

The exposition is located in the house where Aini lived for more than 30 years. He is a famous poet and writer in many countries. Sadriddin stood at the origins of the modern literature of his native country. He was persecuted for his views. The interior of the house has been perfectly preserved. The museum illuminates not only the creative path and personal life of the writer. There is an exhibition of household items from the pre-revolutionary period.

House Museum of Sadriddin Aini

Monument to Amir Temur

The majestic monument is installed on the university boulevard. Amir Temur is depicted sitting on a bench and leaning on a sword with both hands. His face expresses imperturbability. This area was developed in the last century. An alley of high plantings divides the avenue into two parts. In the modern period, illuminated fountains appeared here. The first European-style buildings in the city were built nearby.

Monument to Amir Temur

Observatory Ulugbek

It is named after its founder, a Turkic astrologer and astronomer. Here, in the 30s of the XIV century, an astronomical catalog was compiled with more than a thousand stars. It received the name Gurgan zij. The medieval historical monument was found in 1908 on Kuhak Hill. A complete study had to wait about 40 years. The observatory has been renovated. One of the valuable finds is a sextant of impressive size.

Observatory Ulugbek