Топ 25 — достопримечательности Одессы, Украина

1 083
76 577

Одесса – город-порт, город-курорт, с распростертыми объятиями принявший предприимчивых и талантливых мигрантов из Франции, Италии и остальной Европы. Их творческая деятельность сегодня находит свое отражение в архитектурных очертаниях Одессы. Здесь у каждой улицы и дома своя особенная семейная история – иногда интригующая, забавная, а иногда и совсем грустная.

Сочетание прекрасного морского воздуха, солнечного климата Черноморского побережья и удивительного гостеприимства местных жителей делают Одессу популярным местом отдыха. В летние месяцы город наполняется пестрыми веселыми массами туристов. Люди гуляют по набережным до утра и наслаждаются романтическими звуками морского прибоя, загорают на пляжах и с удовольствием посещают исторические места Одессы.

Что посмотреть и куда пойти в Одессе?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Одесский театр оперы и балета

Одесса стала третьим городом в Российской империи, где появился театр. Первое здание было построено в 1810 году, но через несколько десятков лет сгорело. Следующий появился в конце 19 века и работает до сих пор. Здание построено в стиле венского барокко, уникальный с точки зрения акустики зрительный зал украшен элементами французского барокко.

Одесский театр оперы и балета

Памятник герцогу де Ришелье

В 19 веке герцог де Ришелье в связи с событиями Французской революции эмигрировал в Российскую империю и некоторое время занимал пост губернатора Одессы. Он считается одним из основателей Одессы. Памятник был открыт в 1828 году по инициативе нынешнего городского головы графа Ланжерона. Над скульптурой работали Ф. Боффо и И. Мартос. Памятник украшает Приморский бульвар в Одессе.

Памятник герцогу де Ришелье

Потемкинская лестница

Лестница существовала еще до появления Одессы и вела на вершину холма, где стояла турецкая крепость. После перехода территории к Российской империи лестница была реконструирована под руководством архитектора Ф. Боффо. Во время последней реставрации в 1933 году некоторые площадки были заасфальтированы, парапеты облицованы розовым гранитом, а лестница лишилась 8 ступеней.

Потемкинская лестница

Дерибасовская улица

Одна из центральных улиц Одессы, популярная городская достопримечательность. Первоначально он был назван в честь адмирала Хосе де Рибаса, участвовавшего в строительстве Одесского порта. Улица представляет собой мощеную брусчатку, которая постепенно спускается к морю. На Дерибасовской в ​​основном преобладают постройки 19 века. На площадях и тротуарах установлены различные памятники.

Дерибасовская улица

Приморский бульвар

Одна из самых живописных улиц Одессы, излюбленное место прохожих и туристов. Аллея засажена каштанами, кленами, платанами и липами, что придает ей романтический «пейзажный» вид. Приморский бульвар застроен зданиями в стиле итальянского ренессанса и классицизма. Они немного портят вид постройки советского периода. Улица является парадным фасадом Одессы и очень выигрышно смотрится с моря.

Приморский бульвар

Воронцовский дворец

Резиденция генерал-губернатора М. Воронцова, построенная в 1834 году. Здание серьезно пострадало во время Крымской войны. Обстрел англо-французской эскадры превратил ее в руины. Впоследствии дворец был отреставрирован и продолжал использоваться как резиденция губернатора, позднее на его территории была открыта мужская гимназия. В советское время он служил центром детского творчества и образования.

Воронцовский дворец

Шах Палас

Неоготический особняк на улице Гоголя, названный «Шахским дворцом», потому что здесь когда-то останавливался персидский шах Мухаммед Али. Правитель бежал в Одессу после революционных событий в Иране. Особняк представляет собой здание середины 19 века, построенное для польского аристократа З. Бржозовского. Сейчас на его территории располагается офис частной компании.

Шах Палас

Спасо-Преображенский собор

Гласный православный собор в Одессе. В начале 20 века это был крупнейший православный храм Российской империи. Одновременно на богослужении могли присутствовать до 9 тысяч человек. Здесь покоились останки М. Воронцова и его жены. В 1936 году по решению советских властей здание было взорвано. Собор полностью отреставрировали в 2000-х годах, а останки семьи Воронцовых вернули на прежнее место.

Спасо-Преображенский собор

Свято-Успенский монастырь

Монастырь вырос из архиерейской резиденции начала 19 века. В 1922 году советское правительство приняло решение о конфискации имущества и взрыве церквей, но монастырь все же продолжал существовать, хотя на его территории поселились представители раскольнического движения. В 1944 году монастырь был полностью возрожден.

Свято-Успенский монастырь

Одесский музей западного и восточного искусства

Музей появился в 1923 году, его основу составляли экспонаты из частных коллекций. В дальнейшем фонды музея пополнялись за счет Киевского музея западного и восточного искусства и Санкт-Петербургского Государственного Эрмитажа. Сегодня он считается одним из самых больших коллекций произведений искусства в Украине. В нем представлено искусство стран Востока, Западной Европы и древнего исторического периода.

Одесский музей западного и восточного искусства

Одесский художественный музей

Экспозиция расположена во дворце Потоцких, памятнике архитектуры 19 века в стиле классицизма. Музей был открыт в 1899 году благодаря деятельности Одесского общества изящных искусств. Первые экспонаты были переданы из Санкт-Петербургской Академии художеств. Сейчас фонды музея содержат иконы, живопись, графику, коллекции декоративно-прикладного искусства.

Одесский художественный музей

Археологический музей

Музей появился в 1825 году на основе частной коллекции. Здесь хранится крупнейшая коллекция археологических артефактов древней культуры Северного Причерноморья. Также в фондах есть экспонаты из Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Особый интерес представляют коллекции изделий из драгоценных металлов, украшений из могильников скифов и сарматов, предметов роскоши, извлеченных из курганов кочевников.

Археологический музей

стенной дом

Дом на Приморском бульваре с довольно интересным архитектурным решением. Если посмотреть на него под определенным углом, то будет казаться, что у конструкции нет боковых стенок. Такой эффект был достигнут благодаря треугольной планировке здания (этот прием реализован из-за отсутствия средств на строительство). Местные жители прозвали здание «Дом ведьмы».

Стенной дом

Дом Фальц-Фейнов

Сооружение признано одним из самых живописных в Одессе и самым удачным творением архитектора Л. Влодека. Фасад здания украшают фигуры двух атлантов, несущих на своих плечах небесный свод. Эти фигуры не являются барельефами, они составляют самостоятельную скульптурную группу. До революции здание принадлежало семье Фальц-Фейн, почетным гражданам Одессы.

Дом Фальц-Фейна

Проход

Памятник архитектуры XIX-XX веков, который находится на пересечении улиц Преображенской и Дерибасовской. На территории комплекса есть гостиница и торговые центры. Крышу здания украшает настоящий паровоз. Внутреннее пространство Пассажа напоминает интерьеры Московского ГУМа. До революции 1917 года здесь располагались самые престижные и дорогие магазины Одессы.

Проход

Гостиница Большая Московская

Гостиница была построена во время «гостиничного бума» в начале 20 века, когда массово строились многоквартирные дома. Каждая торговая компания, имевшая свободный капитал, стремилась вложить средства в строительство очередной гостиницы. Большая Московская построена на средства Дементьева

Гостиница Большая Московская

Отель Бристоль

Исторический отель конца XIX века (5 звезд по современной классификации). Здание спроектировано А. Минкусом и А. Бернардацци. После завершения строительства «Бристоль» сразу же приобрел славу самого роскошного отеля Одессы. С 2002 по 2010 год здание было закрыто на реконструкцию. В результате реставрационных работ был полностью восстановлен исторический облик 19 века.

Отель Бристоль

Одесские катакомбы

Система подземных тоннелей и лабиринтов, общая протяженность которых составляет примерно 2500 км. Катакомбы возникли вместе с началом строительства города в 18 веке. Раньше здесь были карьеры, где добывали известняк. Одесские катакомбы считаются самыми сложными, длинными и загадочными в мире. До сих пор многие участки подземных ходов до конца не исследованы.

Одесские катакомбы

Тещин мост

Пешеходный мост, соединяющий бульвар Жванецкого и Приморский бульвар. Название «Тещин мост» придумали горожане. В советское время бытовала легенда, что проезд построили специально для первого секретаря Одесского обкома, чтобы ему было легче добираться через овраг в гости к теще. В этом месте молодожены традиционно вешают железные замки, символизирующие крепкие брачные узы.

Тещин мост

Рынок "Привоз"

История рынка неразрывно связана с историей развития торговли в Одессе. Базар был организован в 1827 году. Здесь торговали в основном импортными товарами, поэтому рынок и носит такое название. В начале 2000-х был проведен капитальный ремонт. В результате на территории Привоза появились офисные здания и современные торговые центры.

Рынок Привоз

Парк Шевченко

Городской парк развлечений, оборудованный по последним техническим достижениям в этой области. Здесь найдутся развлечения как для самых маленьких детей, так и для их взрослых родителей. Посетителей забавляют клоуны, герои мультфильмов и другие сказочные существа. В парке есть американские горки, колесо обозрения, веселые лабиринты и множество видов каруселей.

Парк Шевченко

городской сад

Городской парк, где когда-то кипела бурная жизнь одесского общества. Сад был основан Феликсом де Рибасом в начале 19 века. На территории есть музыкальный павильон, Летний театр, несколько памятников и скульптурных композиций, фонтан. Городской сад был обновлен и реконструирован в 2007 году. Парк продолжает играть роль излюбленного места для отдыха и прогулок.

Городской сад

Одесский городской дельфинарий

Дельфинарий «Немо» расположен рядом с пляжем «Ланжерон», он был открыт в 2005 году. Это многофункциональный развлекательный комплекс, в состав которого входят: океанариум, гостиница, сеть ресторанов, пляжи, центр дельфинотерапии. В Немо постоянно проходят увлекательные шоу дельфинов и романтические ночные представления. Посетители также могут поплавать с этими удивительными животными.

Одесский городской дельфинарий

Аркадия

Курортная зона в Одессе, расположенная в пределах Приморского района. Аркадия – самый центр курортной жизни города. Это дом для бесчисленных ресторанов, отелей, ночных клубов и пешеходных улиц. Местный пляж является самым удобным в Одессе, так как к нему ведет естественный пологий спуск. В высокий сезон жизнь в Аркадии кипит круглосуточно, шумные улицы не затихают ни на минуту.

Аркадия

Памятник жене моряка

На мемориале изображена красивая молодая женщина с ребенком на руках. Его поставили на Одесской набережной в память о моряках, не вернувшихся из боев. Памятник установлен в 2002 году на территории Одесского порта. Довольно быстро скромный памятник стал достопримечательностью города, где любят фотографироваться многочисленные туристы.

Памятник жене моряка

Top 25 - attractions of Odessa, Ukraine

1 083
76 577

Odessa is a port city, a resort city that welcomed adventurous and talented migrants from France, Italy and the rest of Europe with open arms. Their creative activity today is reflected in the architectural outlines of Odessa. Here, each street and house has its own special family history - sometimes intriguing, funny, and sometimes quite sad.

The combination of great sea air, the sunny climate of the Black Sea coast and the amazing hospitality of the locals make Odessa a popular holiday destination. In the summer months, the city is filled with colorful, cheerful masses of tourists. People walk along the embankments until morning and enjoy the romantic sounds of the sea surf, sunbathe on the beaches and visit the historical places of Odessa with pleasure.

What to see and where to go in Odessa?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Odessa Opera and Ballet Theater

Odessa became the third city in the Russian Empire where the theater appeared. The first building was built in 1810, but after a few decades it burned down. The following appeared at the end of the 19th century and is still working. The building was built in the Viennese Baroque style, the auditorium, unique in terms of acoustics, is decorated with French Baroque elements.

Odessa Opera and Ballet Theater

Monument to Duke de Richelieu

In the 19th century, the Duke de Richelieu emigrated to the Russian Empire due to the events of the French Revolution, and for some time served as governor of Odessa. He is considered one of the founders of Odessa. The monument was opened in 1828 at the initiative of the current mayor Count Lanzheron. F. Boffo and I. Martos worked on the sculpture. The monument adorns Primorsky Boulevard in Odessa.

Monument to Duke de Richelieu

The Potemkin Stairs

The staircase existed even before the appearance of Odessa and led to the top of the hill, where the Turkish fortress stood. After the territory was ceded to the Russian Empire, the staircase was reconstructed under the direction of the architect F. Boffo. During the last restoration in 1933, some platforms were asphalted, the parapets were faced with pink granite, and the staircase lost 8 steps.

The Potemkin Stairs

Deribasovskaya street

One of the central streets of Odessa, a popular city attraction. It was originally named after Admiral Jose de Ribas, who participated in the construction of the Odessa port. The street is a paved pavement, which gradually descends to the sea. Buildings of the 19th century mainly dominate on Deribasovskaya. There are various monuments in the squares and on the sidewalks.

Deribasovskaya street

Seaside boulevard

One of the most picturesque streets of Odessa, a favorite place for promedan citizens and tourists. The alley is planted with chestnuts, maples, plane trees and lindens, which gives it a romantic "landscape" look. Primorsky Boulevard is built up with buildings in the style of the Italian Renaissance and Classicism. They spoil the view of the construction of the Soviet period a little. The street is the front facade of Odessa and looks very advantageous from the sea.

Seaside boulevard

Vorontsov Palace

The residence of the Governor-General M. Vorontsov, built in 1834. The building was seriously damaged during the Crimean War. The shelling of the Anglo-French squadron turned it into ruins. Subsequently, the palace was restored and continued to be used as a governor's residence, later a men's gymnasium was opened on its territory. In Soviet times, it served as a center for children's creativity and education.

Vorontsov Palace

Shah Palace

A neo-Gothic mansion on Gogol Street, called the "Shah's Palace" because the Persian Shah Muhammad Ali once stayed here. The ruler fled to Odessa after the revolutionary events in Iran. The mansion is a building of the middle of the 19th century, built for the Polish aristocrat Z. Brzhozovsky. Now the office of a private company is located on its territory.

Shah Palace

Transfiguration Cathedral

Vowel Orthodox Cathedral in Odessa. At the beginning of the 20th century, it was the largest Orthodox church in the Russian Empire. At the same time, up to 9 thousand people could attend the service. Here rested the remains of M. Vorontsov and his wife. In 1936, the building was blown up by the decision of the Soviet authorities. The cathedral was completely restored in the 2000s, and the remains of the Vorontsov family were returned to their original place.

Transfiguration Cathedral

Holy Assumption Monastery

The monastery grew out of the bishop's residence of the beginning of the 19th century. In 1922, the Soviet government decided to confiscate property and blow up churches, but the monastery still continued to exist, although representatives of the schismatic movement settled on its territory. In 1944, the monastery was completely revived; since 1946, the summer residence of the head of the Russian Orthodox Church has been located here.

Holy Assumption Monastery

Odessa Museum of Western and Oriental Art

The museum appeared in 1923, it was based on exhibits from private collections. In the future, museum funds were replenished at the expense of the Kyiv Museum of Western and Oriental Art and the St. Petersburg State Hermitage. Today it is considered one of the largest art collections in Ukraine. It presents the art of the countries of the East, Western Europe and the ancient historical period.

Odessa Museum of Western and Oriental Art

Odessa Art Museum

The exposition is located in the Potocki Palace, an architectural monument of the 19th century in the classical style. The museum was opened in 1899 thanks to the activities of the Odessa Society of Fine Arts. The first exhibits were transferred from the St. Petersburg Academy of Arts. Now the museum funds contain icons, paintings, graphics, collections of arts and crafts.

Odessa Art Museum

Archaeological Museum

The museum appeared in 1825 on the basis of a private collection. The largest collection of archaeological artifacts of the ancient culture of the Northern Black Sea region is stored here. Also in the funds there are exhibits from Ancient Egypt, ancient Greece and Rome. Particularly interesting are the collections of items made of precious metals, decorations from the burial grounds of the Scythians and Sarmatians, and luxury items recovered from the burial mounds of nomads.

Archaeological Museum

wall house

A house on Primorsky Boulevard with a rather interesting architectural design. If you look at it from a certain angle, it will seem as if the structure has no side walls. This effect was achieved thanks to the triangular layout of the building (this trick was implemented due to lack of funds for construction). The locals nicknamed the building "The Witch's House".

Wall house

House of Falz-Fein

The construction is recognized as one of the most picturesque in Odessa and the most successful creation of the architect L. Vlodek. The facade of the building is decorated with figures of two Atlanteans carrying the vault of heaven on their shoulders. These figures are not bas-reliefs, they form an independent sculptural group. Before the revolution, the building belonged to the Faltz-Fein family, honorary citizens of Odessa.

House of Falz-Fein

Passage

An architectural monument of the XIX-XX centuries, which is located at the intersection of Preobrazhenskaya and Deribasovskaya streets. On the territory of the complex there is a hotel and shopping malls. The roof of the building is decorated with a real steam locomotive. The interior space of the Passage resembles the interiors of the Moscow GUM. Before the Revolution of 1917, the most prestigious and expensive stores in Odessa were located here.

Passage

Bolshaya Moskovskaya Hotel

The hotel was built during the "hotel boom" at the beginning of the 20th century, when tenement houses were built in large numbers. Each trading company that had free capital sought to invest in the construction of the next hotel. Bolshaya Moskovskaya was built at the expense of Dementiev & Co. This luxurious Art Nouveau building has become one of the most popular Odessa hotels.

Bolshaya Moskovskaya Hotel

Hotel Bristol

Historical hotel of the late XIX century (5 stars according to modern classification). The building was designed by A. Minkus and A. Bernardazzi. After the construction was completed, the Bristol immediately gained fame as the most luxurious hotel in Odessa. Between 2002 and 2010 The building was closed for renovation. As a result of restoration work, the historical appearance of the 19th century was completely restored.

Hotel Bristol

Odessa catacombs

A system of underground tunnels and labyrinths, the total length of which is approximately 2500 km. The catacombs arose along with the beginning of the construction of the city in the 18th century. Previously, there were quarries where limestone was mined. Odessa catacombs are considered the most complex, long and mysterious in the world. Until now, many sections of the underground passages have not been fully explored.

Odessa catacombs

Mother-in-law bridge

Pedestrian bridge that connects Zhvanetsky Boulevard and Primorsky Boulevard. The name "Teschin Bridge" was invented by the townspeople. In Soviet times, there was a legend that the passage was built specifically for the first secretary of the Odessa Regional Committee, so that it would be easier for him to get to visit his mother-in-law through the ravine. In this place, newlyweds traditionally hang iron locks, symbolizing strong marriage bonds.

Mother-in-law bridge

Market "Privoz"

The history of the market is inextricably linked with the history of the development of trade in Odessa. The market place was organized in 1827. Here they traded mainly imported goods, so the market has such a name. In the early 2000s a general renovation was carried out. As a result, office buildings and modern shopping centers appeared on the territory of Privoz.

Market Privoz

Shevchenko Park

City amusement park, equipped according to the latest technical achievements in this field. There is entertainment for both the youngest children and their adult parents. Visitors are amused by clowns, cartoon characters and other fabulous creatures. The park has a roller coaster, a Ferris wheel, fun mazes and many types of carousels.

Shevchenko Park

city ​​garden

City park, where in the past the turbulent life of Odessa society was in full swing. The garden was founded by Felix de Ribas at the beginning of the 19th century. On the territory there is a musical pavilion, the Summer Theatre, several monuments and sculptural compositions, a fountain. The city garden was renovated and reconstructed in 2007. The park continues to play the role of a favorite place for recreation and walks.

City ​​garden

Odessa City Dolphinarium

Dolphinarium "Nemo" is located next to the beach "Langeron", it was opened in 2005. This is a multifunctional entertainment complex, which includes: an oceanarium, a hotel, a chain of restaurants, beaches, and a dolphin therapy center. Nemo constantly hosts exciting dolphin shows and romantic night performances. Visitors can also swim with these amazing animals.

Odessa City Dolphinarium

Arcadia

The resort area in Odessa, located within the Primorsky district. Arcadia is the very center of the holiday life of the city. It is home to countless restaurants, hotels, nightclubs and walking streets. The local beach is the most convenient in Odessa, as a natural gentle slope leads to it. In the high season, life in Arcadia is in full swing around the clock, noisy streets do not stop for a minute.

Arcadia

Monument to the sailor's wife

The memorial depicts a beautiful young woman with a child in her arms. It was placed on the Odessa embankment in memory of the sailors who did not return from the battles. The monument was erected in 2002 on the territory of the Odessa port. Quite quickly, the modest monument became a city landmark, where numerous tourists like to be photographed.

Monument to the sailor