Топ 20 — достопримечательности Набережных Челнов, Россия

538
57 681

Набережные Челны — один из крупнейших населенных пунктов Татарстана. Первая ассоциация, которая возникает при упоминании о нем – завод КамАЗ. У города интересная структура: улицы никто не отменял, но местные жители ориентируются в большей степени не на них, а на районы-комплексы. Каждый из них имеет свой порядковый номер от 1 до 50.

Горожане помнят и чтят собственную историю и не вносят существенных изменений в уже сложившиеся достопримечательности. Например, театр «Мастера» по своему содержанию далеко ушел от своего основания, но не изменил своего привычного названия. Что касается скульптур и памятников, то многие из них созданы местными мастерами. Особенно выделяются работы Ильдара Ханова. Они украшают бульвар Энтузиастов и другие уголки города.

Что посмотреть и куда пойти в Набережных Челнах?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Бульвар Энтузиастов

Главным украшением этой прогулочной зоны являются фонтаны и скульптуры. Автор необычных фигурок – Ильдар Ханов. Время монтажа разнится: работы художника появились на бульваре в период с 1981 по 1991 год. Основные материалы — бетон и разноцветная мозаика. Наиболее примечательные скульптуры: «Ангел-хранитель», «Возрождение», «Древо жизни». В конце августа на бульваре традиционно проходит фестиваль цветов.

Бульвар Энтузиастов

Русский драматический театр «Мастера».

Открытие состоялось в 1975 году. Первый спектакль дали непрофессиональные актеры. Многие из них работали на заводе КамАЗ. Именно благодаря им театр получил свое название. В 1982 году труппа частично передана заводскому ДК для репетиций и спектаклей. Со временем произошла смена вектора развития. На данный момент коллектив состоит из выпускников театральных вузов.

Русский драматический театр «Мастера».

Татарский драматический театр

Один из самых молодых театров Татарстана открыл свои двери для зрителей в 90-х годах прошлого века. Несколько лет труппа арендовала часть помещений ДК «Энергетик». Получив статус государственного, театр переехал в просторное здание, которое занимает и по сей день. Часть спектаклей предполагает участие зрителей в постановках. Эти необычные мастер-классы необходимо бронировать заранее.

Татарский драматический театр

Историко-краеведческий музей

Работает с 1972 года. Фонды значительно увеличились с момента открытия и сейчас насчитывают около 40 000 наименований. В коллекции воссозданы интерьеры прошлого, археологические находки, национальные костюмы, военные трофеи. Среди экспонатов много оригиналов, но есть и подделки. Выставки различной тематики рассказывают об истории края с древности до наших дней.

Историко-краеведческий музей

Галерея искусств

Он был открыт в 1980 году и стал филиалом Государственного музея изобразительных искусств республики. Галерея имеет обширные фонды, кроме того, она выступает в качестве хранилища предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры. Сюда привозят временные выставки из главных музеев страны, в том числе из Эрмитажа. Устраиваются выставки работ местных художников. На базе галереи проводятся лекции и семинары.

Галерея искусств

Свято-Вознесенский собор

Каменная церковь на этом месте была построена в 1872 году. Раньше здесь был монастырь, который не восстанавливали после разорения. Храм был открыт для верующих до 30-х годов прошлого века. Затем здание приспособили под мельницу. В 80-х годах его вернули Русской православной церкви, а село Боровецкое, где находится собор, стало окраиной города. В церкви есть воскресная школа. Рядом есть родник.

Свято-Вознесенский собор

Храм Серафима Саровского

Построен к 2006 году на берегу Камы, на месте, где в прошлом стояла церковь пророка Илии. Работа велась более 10 лет. В храме необычный и очень красивый иконостас. Его главная икона — образ Серафима Саровского, подаренный патриархом. Рядом были разбиты клумбы и клумбы, возведена надвратная часовня. Территория вокруг обнесена кованым забором с узорчатыми воротами.

Храм Серафима Саровского

Храм Космы и Дамиана

Построен в 1859 году в деревне Орловка, которая в настоящее время входит в состав Набережных Челнов. Храм был закрыт с 30-х по 90-е годы. При его реставрации было решено создать комплекс зданий. Кроме церкви, в него входили: колокольня, часовня, павильоны и ограда с воротами. Архитектурный стиль русско-византийский. Рядом находятся церковь Андрея Рублева и Дом православной книги.

Храм Космы и Дамиана

Мечеть Тауба

Открытие мечети было приурочено к празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в 1992 году. Внутреннее убранство – мрамор и резной орнамент. Единственный минарет возвышается на 53 метра. На его вершине находится позолоченный полумесяц, на котором написаны строки из Корана. В облике мечети сочетаются традиции Татарстана и современные веяния исламской архитектуры Востока.

Мечеть Тауба

Мечеть Нур-Ихлас

Находится недалеко от Прибрежного парка. Она была построена в 90-х годах и является самой большой мечетью в городе. Здание просторное внутри, каждый холл и коридор оформлены в особом стиле. К северной части здания пристроен минарет. Вокруг разбита парковая зона, в том числе сад с цветами. В праздничные дни и вечером мечеть освещается. Рядом есть магазин мусульманских товаров.

Мечеть Нур-Ихлас

"Родина"

Памятник был открыт в 1975 году. Церемония стала частью празднования 30-летия Победы. От огня на Мамаевом кургане зажгли местный вечный огонь. Ильдар Ханов стал автором проекта. Высота его творения около 15 м. Размеры позволили написать на мемориальной стене имена семи тысяч героев, погибших, защищая Родину. За время своего существования «Родина-мать» ни разу не восстанавливалась.

Родина

Мемориальный комплекс. Муса Джалиль

В 1985 году открытие комплекса было приурочено к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Муса Джалиль, выходец из татарских крестьян, прославился сборником стихов «Моабитская тетрадь». Большинство произведений он написал, будучи в плену у нацистов. За доблесть и выносливость поэт был удостоен звания Героя СССР. Муса был казнен в 1944 году и стал символом мужества для своих соотечественников.

Мемориальный комплекс. Муса Джалиль

Памятник Владимиру Высоцкому

Установлен ближе к окраине города в 2003 году. Композиция состоит из стилизованной сцены, сломанной гитары, колокольчика и лучей в виде струн. Автор проекта местный скульптор В. Нестеренко. Поводом для создания памятника послужила история с приездом Высоцкого в Набережные Челны в 70-е годы в рамках гастролей театра на Таганке. Гостиница, в которой остановились артисты, также носила имя Владимира Семеновича.

Памятник Владимиру Высоцкому

Памятник Габдулле Тукаю

Торжественная церемония открытия в присутствии официальных лиц состоялась в 2011 году. Это событие стало частью масштабных торжеств по случаю 125-летия со дня рождения поэта. За фигурой Габдуллы Тукая стоит полноценная инсталляция. Авторы не хотели оставлять писателя в покое, поэтому окружили его героями произведений. Памятник стоит в красивом парке с клумбами и прогулочной зоной.

Памятник Габдулле Тукаю

Памятник «Слава строителям КамАЗа!»

Установлен на искусственной насыпи перед промплощадкой Камского заводского комплекса в 1981 году. Создан бойцами Краснознамённой бригады. Памятник посвящен выпуску второй очереди КамАЗа. Скребок и бульдозер, а также холм - простая композиция, но наполненная смыслом. Он символизирует труд рабочих, которым пришлось «перелопатить» много земли, прежде чем кто-то оценит их старания.

Памятник Слава строителям КамАЗа!

Бизнес-центр "2.18"

Одно из самых примечательных зданий города. В народе его прозвали «череп-тейка» из-за формы верхних этажей и крыши. Высота – 81 метр, этажность – 24. Проектирование и строительство началось еще в советское время. Финансовые неурядицы и перестройка привели к заморозке проекта. Благодаря иностранным инвесторам работа возобновилась в нашем веке, и в 2005 году бизнес-центр был сдан в эксплуатацию.

Бизнес-центр 2.18

Набережночелнинский дельфинарий

Единственный дельфинарий в Татарстане открылся в 2006 году. Специально здание не строилось, а было переоборудовано уже существующее. Зрительный зал рассчитан на 350 зрителей. В водном шоу участвуют не только дельфины, но и морская львица. Представления проходят почти каждый день. Дополнительные программы включают плавание с дельфинами в бассейне или катание на миниатюрной лодке с детьми в их окружении.

Набережночелнинский дельфинарий

Парк Победы

Сломан в 1975 году, и долгое время популярностью у горожан пользовался только район с достопримечательностями. Не так давно парк реконструировали, сделав зеленый остров более ухоженным. В 2016 году установлено новое колесо обозрения. На трех сценах проводится не менее 60 мероприятий в течение года. Палатки с едой и сувенирами работают. На территории парка находится Аллея тружеников тыла. Рядом выставлена ​​военная техника прошлого.

Парк Победы

Прибрежный парк

Популярное место для отдыха. Есть множество мероприятий для туристов и местных жителей. Любители шахмат могут играть фигурами внушительных размеров. Обустроена современная многокилометровая велодорожка. Зимой через весь парк проложены лыжные трассы. На склоне холма установлены большие буквы - название города на татарском языке. В парке проходят концерты и крупные мероприятия.

Прибрежный парк

Река Кама и Нижнекамское водохранилище

Один из крупнейших притоков Волги – Кама – протекает в нескольких регионах России и имеет общую длину более 1800 км. Он судоходен примерно на половине своей длины. В 1979 году на реке появилось Нижнекамское водохранилище, ставшее главной природной достопримечательностью Набережных Челнов. На берегу построены детская и спортивная площадки, есть места для пикников и рыбалки, курсирует теплоход.

Река Кама и Нижнекамское водохранилище

Top 20 attractions in Naberezhnye Chelny, Russia

538
57 681

Naberezhnye Chelny is one of the largest settlements in Tatarstan. The first association that arises at the mention of it is the KamAZ plant. The city has an interesting structure: the streets have not been canceled, but the locals are guided to a greater extent not by them, but by districts-complexes. Each of them has its own serial number from 1 to 50.

Citizens remember and honor their own history and do not make significant changes to the already established sights. For example, the theater "Craftsmen" in content has gone far from its foundation, but has not changed its usual name. As for sculptures and monuments, many of them were created by local craftsmen. The works of Ildar Khanov stand out in particular. They decorate Enthusiasts Boulevard and other corners of the city.

What to see and where to go in Naberezhnye Chelny?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Boulevard of Enthusiasts

The main decoration of this walking area are fountains and sculptures. The author of unusual figures is Ildar Khanov. Installation time varies: the artist's works appeared on the boulevard between 1981 and 1991. The main materials are concrete and multi-colored mosaics. The most notable sculptures are: "Guardian Angel", "Rebirth", "Tree of Life". At the end of August, the boulevard traditionally hosts the flower festival.

Boulevard of Enthusiasts

Russian Drama Theater "Craftsmen"

The opening took place in 1975. The first performance was given by non-professional actors. Many of them worked at the KamAZ plant. It is thanks to them that the theater got its name. In 1982, the troupe was partially given over to the factory House of Culture for rehearsals and performances. Over time, there was a change in the vector of development. At the moment, the team consists of graduates of theatrical universities.

Russian Drama Theater Craftsmen

Tatar Drama Theater

One of the youngest theaters in Tatarstan opened its doors to the audience in the 90s of the last century. For several years, the troupe rented part of the premises of the Energetik House of Culture. Having received the status of a state theater, the theater moved into a spacious building, which it occupies to this day. Part of the performances involves the participation of the audience in the productions. These unusual workshops must be booked in advance.

Tatar Drama Theater

Museum of History and Local Lore

Works since 1972. The funds have increased significantly since the opening and now have about 40,000 items. The collection includes recreated interiors of the past, archaeological finds, national costumes, military trophies. There are many originals among the exhibits, but there are also dummies. Exhibitions of various subjects tell about the history of the region from antiquity to the present day.

Museum of History and Local Lore

Art Gallery

It was opened in 1980 and became a branch of the State Museum of Fine Arts of the Republic. The gallery has extensive funds, in addition, it acts as a repository of decorative and applied arts, paintings, and sculptures. Temporary exhibitions are brought here from the main museums of the country, including the Hermitage. Exhibitions of works by local artists are arranged. Lectures and seminars are held on the basis of the gallery.

Art Gallery

Holy Ascension Cathedral

The stone church on this site was built in 1872. Previously, there was a monastery here, which was not restored after the ruin. The temple was open to believers until the 30s of the last century. Then the building was adapted for a mill. In the 80s, it was returned to the Russian Orthodox Church, and the village of Borovetskoye, where the cathedral is located, became the outskirts of the city. The church has a Sunday school. There is a spring nearby.

Holy Ascension Cathedral

Temple of Seraphim of Sarov

Built by 2006 on the banks of the Kama, in the place where the church of the prophet Elijah stood in the past. The work was carried out over 10 years. The temple has an unusual and very beautiful iconostasis. Its main icon is the image of Seraphim of Sarov, a gift from the patriarch. Nearby, flower beds and flower beds were laid out, and a gate chapel was erected. The area around is surrounded by a forged fence with patterned gates.

Temple of Seraphim of Sarov

Temple of Cosmas and Damian

Built in 1859 in the village of Orlovka, which is currently part of Naberezhnye Chelny. The temple was closed from the 30s to the 90s. During its restoration, it was decided to create a complex of buildings. In addition to the church, it included: a bell tower, a chapel, pavilions and a fence with gates. The architectural style is Russian-Byzantine. Nearby are the church of Andrei Rublev and the House of the Orthodox Book.

Temple of Cosmas and Damian

Tauba Mosque

The opening of the mosque was timed to coincide with the celebration of the 1100th anniversary of the adoption of Islam by the Volga Bulgaria in 1992. Interior decoration - marble and carved ornament. The only minaret rises to 53 meters. At its top is a gilded crescent, on which are written lines from the Koran. The appearance of the mosque combines the traditions of Tatarstan and the modern trends of the Islamic architecture of the East.

Tauba Mosque

Mosque Nur-Ikhlas

Located near the Coastal Park. It was built in the 90s and is the largest mosque in the city. The building is spacious inside, each hall and corridor is decorated in a special style. A minaret is attached to the northern part of the building. There is a park zone around, including a garden with flowers. On holidays and in the evening, the mosque is illuminated. Nearby there is a shop of Muslim goods.

Mosque Nur-Ikhlas

"Motherland"

The monument was inaugurated in 1975. The ceremony became part of the celebration of the 30th anniversary of the Victory. The local eternal flame was lit from the fire on Mamaev Kurgan. Ildar Khanov became the author of the project. The height of his creation is about 15 m. The dimensions made it possible to write on the memorial wall the names of seven thousand heroes who died defending their homeland. During its existence, the "Motherland" has never been restored.

Motherland

Memorial complex. Musa Jalil

In 1985, the opening of the complex was timed to coincide with the 40th victory in the Great Patriotic War. Musa Jalil, a native of the Tatar peasants, became famous for his collection of poems "Moabit Notebook". He wrote most of the works, being a prisoner of the Nazis. For valor and endurance, the poet was awarded the title of Hero of the USSR. Musa was executed in 1944 and became a symbol of courage for his countrymen.

Memorial complex. Musa Jalil

Monument to Vladimir Vysotsky

Installed closer to the outskirts of the city in 2003. The composition consists of a stylized scene, a broken guitar, a bell and rays in the form of strings. The author of the project is a local sculptor V. Nesterenko. The reason for the creation of the monument was the story of Vysotsky's visit to Naberezhnye Chelny in the 70s as part of the Taganka Theater tour. The hotel where the artists stayed was also named after Vladimir Semyonovich.

Monument to Vladimir Vysotsky

Monument to Gabdulla Tukay

The solemn opening ceremony in the presence of officials took place in 2011. This event became part of the extensive celebrations on the occasion of the 125th anniversary of the poet's birth. Behind the figure of Gabdulla Tukay is a full-fledged installation. The authors did not want to leave the writer alone, so they surrounded him with the heroes of the works. The monument stands in a beautiful park with flower beds and a walking area.

Monument to Gabdulla Tukay

Monument "Glory to the builders of KamAZ!"

Installed on a man-made embankment in front of the industrial site of the Kama plant complex in 1981. It was created by members of the Red Banner Brigade. The monument is dedicated to the production of the second stage of KamAZ. A scraper and a bulldozer, as well as a hill - a simple composition, but filled with meaning. It symbolizes the work of workers who had to "shovel" a lot of land before someone would appreciate their efforts.

Monument Glory to the builders of KamAZ!

Business center "2.18"

One of the most notable buildings in the city. The people dubbed it "skull-teika" because of the shape of the upper floors and roof. Height - 81 meters, number of floors - 24. Design and construction started back in Soviet times. Financial turmoil and Perestroika led to a freeze on the project. Thanks to foreign investors, work resumed in our century, and in 2005 the business center was commissioned.

Business center 2.18

Naberezhnye Chelny Dolphinarium

The only dolphinarium in Tatarstan opened in 2006. The building was not specially built, but already existing was converted. The auditorium can accommodate 350 spectators. Not only dolphins, but also a sea lioness participate in the water show. Performances take place almost every day. Additional programs include swimming with dolphins in the pool, or riding a miniature boat with children in their environment.

Naberezhnye Chelny Dolphinarium

Victory Park

Broken in 1975, and for a long time only the area with attractions was popular with the townspeople. Not so long ago, the park was reconstructed, making the green island more well-groomed. In 2016, a new Ferris wheel was installed. Three stages host at least 60 events throughout the year. Tents with food and souvenirs work. On the territory of the park there is an Alley of home front workers. Nearby exhibited military equipment of the past.

Victory Park

Coastal Park

Popular place to stay. There are a variety of activities for tourists and locals. Chess lovers can play with pieces of impressive size. A modern multi-kilometer bike path has been equipped. In winter, ski runs are laid through the entire park. Large letters are set on the slope of the hill - the name of the city in the Tatar language. The park hosts concerts and major events.

Coastal Park

Kama River and Nizhnekamsk Reservoir

One of the largest tributaries of the Volga - Kama - flows in several regions of Russia and has a total length of more than 1800 km. It is navigable for about half of its length. The Nizhnekamsk reservoir appeared on the river in 1979. It has become the main natural attraction of Naberezhnye Chelny. Children's and sports grounds have been built on the shore, there are places for picnics and fishing, a motor ship runs.

Kama River and Nizhnekamsk Reservoir