Топ 15 — достопримечательности Великого Устюга, Россия

551
42 828

Великий Устюг — город в Вологодской области, один из старейших на Русском Севере. С 1999 года, когда была заложена первая резиденция Деда Мороза, при упоминании Великого Устюга у большинства возникает ассоциация с зимним отдыхом. За два десятилетия владения Деда Мороза пополнились новыми объектами, а его вотчина превратилась в настоящий парк развлечений.

Второе важное туристическое направление района связано с православной архитектурой. Часто храмовые и монастырские постройки располагаются в Великом Устюге и его окрестностях группами. Наиболее яркими примерами таких комплексов являются Соборный двор и Дымковская слобода. Внутреннее убранство церквей, а также их иконы и иконостасы также заслуживают внимания.

Что посмотреть и куда пойти в Великом Устюге?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Поместье Деда Мороза

Официальный дом главного отечественного новогоднего персонажа находится в 12 км от Великого Устюга. Вотчина занимает 42 га. Рядом речка, а сами корпуса построены в сосновом лесу. По территории проложена «Тропа сказок». Доступны катание на снегоходах, игры в шишкабол, посещение нескольких тематических зон. Зимой развлечений больше, но и летом есть чем заняться. Помимо прочего, работает «Школа магии».

Поместье Деда Мороза

Городская резиденция Деда Мороза

В отличие от усадьбы, он находится непосредственно в Великом Устюге. Он занимает особняк в центральной части города. Раньше это был главный дом Деда Мороза, пока он не переехал в сосновый лес. Наибольший интерес у гостей вызывает тронный зал. Есть костюмированные фотосессии. Много лет ведется «Книга добрых дел», куда посетители записывают, какое добро они сделали за прошедший год.

Городская резиденция Деда Мороза

Почта Деда Мороза

Находится прямо в городе. Внешний вид почтового отделения проработан до мельчайших деталей, включая бревенчатый фундамент и резные окна. Именно сюда в преддверии новогодних праздников приходят письма от детей со всей страны и даже из-за рубежа. Некоторые из них отправляются на выставку в резиденцию Деда Мороза. Туристы могут купить в магазине сувениры или отправить близким открытку с уникальной маркой.

Почта Деда Мороза

Великоустюгский музей-заповедник

Краеведческий музей был открыт в городе в 1910 году, а статус музея-заповедника получил в 1988 году. Главный корпус стоит на берегу Сухоны. Фонды составляют более 90 тыс. единиц хранения. Постоянная экспозиция рассказывает о различных аспектах развития города, в том числе об архитектуре и местных ремеслах. В коллекции есть иконы, редкие монеты, старинные книги. Проводятся тематические временные выставки.

Великоустюгский музей-заповедник

Музей новогодних и елочных игрушек

Открыт в 1998 году. Занимает здание бывшей церкви. Помимо елочных игрушек разных видов и разных годов выпуска, в коллекцию вошли фигурки Дедов Морозов и Снегурочек и открытки. В музее есть несколько новогодних елок. Каждая оформлена в соответствии с модой того или иного десятилетия. Один из залов отведен под атрибуты Нового года из других стран и рассказывает о зарубежных традициях празднования.

Музей новогодних и елочных игрушек

депозитарий

В современном виде существует с 2007 года. Хранилище входит в состав многопрофильного Великоустюгского музея-заповедника. Его специфика такова, что средства доступны для осмотра туристами. Есть и закрытые разделы. На базе депозитария проводятся интерактивные занятия и мастер-классы. Есть реставрационные мастерские, есть лекторий, который иногда используют для временных выставок.

Депозитарий

Дом моды Санта-Клауса

Он занимает просторное здание в центре Великого Устюга. У него настоящая швейная мастерская. Сюда имеют доступ туристы во время экскурсий, поэтому можно понаблюдать за процессом создания костюма Деда Мороза. Зал вставки отведен под экспозицию «Шикарная сказка». Проводятся мастер-классы, на которых гости изготавливают праздничные сувениры для себя или близких. Экскурсия по Дому моды длится около часа.

Дом моды Санта-Клауса

Соборный двор

Старейшая часть Великого Устюга. Двор собора включает в себя комплекс храмов, построенных в период с 17 по 19 века. Архитектура типична для древнерусского градостроительства. Главный храм – Успенский. Является копией одноименного московского собора, а также первой подобной каменной постройкой на Русском Севере.

Соборный двор

Михайло-Архангельский монастырь

Основан в 13 веке. Каменные постройки появились спустя несколько столетий: большие пожары уничтожили деревянные. Закрыт в 1919 году. На территории монастыря находились музей, техникум, пехотное училище. Главное сооружение – одноименный пятиглавый собор. Есть также три церкви, палаты настоятеля и кельи для братии. Несмотря на то, что он не является действующим, этот монастырский ансамбль хорошо сохранился.

Михайло-Архангельский монастырь

Троицкий Гледенский монастырь

От Великого Устюга до монастыря около 4 км. Комплекс стоит на слиянии Южной и Сухоны. Основан в 12 веке. Через несколько столетий он был разрушен в междоусобных войнах и отстроен заново. Троицкий собор – главный храм монастыря. Знаменит своим иконостасом. Резьба выполнялась тотемскими мастерами, а золоченый халат изготавливался в местной артели. Его иконы отличаются особым изяществом, встречаются и скульптурные вставки.

Троицкий Гледенский монастырь

Ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря

Основан в 1422 г. В 1764 г. прекратил свое существование. В ансамбль входят две церкви: Преображенская и Введенская. Они моложе монастыря на несколько столетий и использовались по прямому назначению до 1928 года. Впоследствии их помещения были переданы Великоустюгскому центральному архиву, который находится здесь до сих пор. Старую ограду разобрали в середине позапрошлого века, после закрытия сняли и колокола.

Ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря

Церковь Симеона Столпника

Датируется серединой 18 века. Храм примечателен своим расположением, вдали от центральной части города и других православных построек. Еще одна особенность в том, что в архитектуре есть черты западноевропейского барокко, которых больше нигде в Великом Устюге не встретишь. Есть два предела, а западный фасад выходит на реку Сухона. При церкви возведена ярусная колокольня, увенчанная шпилем.

Церковь Симеона Столпника

Церковь Святого Николая

Раньше это место было торговым центром. Храм был освящен в 18 веке. Он был разделен на две части - летнюю и зимнюю. Рядом стоит колокольня в три яруса. Через некоторое время после революции помещение церкви пришло в упадок. Реставрация состоялась только в 80-х годах. С 1986 года здесь базируется коллекция этнографического музея. Выставки в основном посвящены народному творчеству и традициям Великого Устюга.

Церковь Святого Николая

Церковь Вознесения

Построен в 1648 году по инициативе одного из богатейших купцов города. Изначально в храме было 11 глав, сейчас их количество сократилось до 5. Церковь Вознесения привлекает внимание туристов своим убранством и иконами. В городе есть музей древнерусского искусства, в котором собраны иконы из разных церквей этого района. Кроме того, в экспозицию вошли воссозданные интерьеры прошлого и деревянные скульптуры.

Церковь Вознесения

Дымковская Слобода

Еще один комплекс, состоящий из отдельных храмов. Первый из них был возведен в конце XIV века. Изменилась архитектура района, и сегодня здесь остались только храм Сергия Радонежского и храм Дмитрия Солунского. Также на территории есть вспомогательные постройки. Внутрь зайти нельзя, туристические группы могут полюбоваться внешней архитектурой и послушать историческую справку от экскурсовода.

Дымковская Слобода

Top 15 attractions of Veliky Ustyug, Russia

613
43 114

Veliky Ustyug is a city in the Vologda Oblast, one of the oldest in the Russian North. Since 1999, when the first residence of Grandfather Frost was founded, at the mention of Veliky Ustyug, the majority have an association with winter holidays. For two decades, Father Frost's possessions have grown with new objects, and his patrimony has become a real amusement park.

The second important tourist destination of the area is associated with Orthodox architecture. Often temple and monastic buildings are located in Veliky Ustyug and its environs in groups. The most striking examples of such complexes are the Cathedral Courtyard and Dymkovskaya Sloboda. The interior decoration of churches, as well as their icons and iconostases, also deserves attention.

What to see and where to go in Veliky Ustyug?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Estate of Santa Claus

The official home of the main domestic New Year's character is located 12 km from Veliky Ustyug. The votchina occupies 42 hectares. Near the river, and the buildings themselves are built in a pine forest. The "Trail of fairy tales" is laid on the territory. Snowmobiling, shishkabol games, visits to several thematic zones are available. There are more activities in winter, but there is also something to do in summer. Among other things, the "School of Magic" works.

Estate of Santa Claus

City residence of Father Frost

Unlike the estate, it is located directly in Veliky Ustyug. It occupies a mansion building in the central part of the city. It used to be the main home of Santa Claus until he moved to a pine forest. The greatest interest among the guests is the throne room. There are costumed photo shoots. For many years, the “Book of Good Deeds” has been maintained, where visitors write down what good they have done over the past year.

City residence of Father Frost

Santa Claus mail

Located directly in the city. The exterior of the post office has been worked out to the smallest detail, including a log base and carved windows. It is here that letters from children come from all over the country and even from abroad on the eve of the New Year holidays. Some of them are sent to the exhibition at the residence of Father Frost. Tourists can buy souvenirs in the shop or send a postcard with a unique stamp to their loved ones.

Santa Claus mail

Veliky Ustyug Museum-Reserve

The local history museum was opened in the city in 1910, and received the status of a museum-reserve in 1988. The main building stands on the coast of the Sukhona. The funds are more than 90 thousand units of storage. The permanent exhibition tells about various aspects of the development of the city, including architecture and local crafts. The collection includes icons, rare coins, ancient books. Thematic temporary exhibitions are held.

Veliky Ustyug Museum-Reserve

Museum of New Year and Christmas toys

Opened in 1998. It occupies the building of the former church. In addition to Christmas decorations of different types and different years of production, the collection includes figurines of Santa Clauses and Snow Maidens and postcards. The museum has several Christmas trees. Each is decorated in accordance with the fashion of a particular decade. One of the halls is reserved for the attributes of the New Year from other countries and tells about foreign traditions of the celebration.

Museum of New Year and Christmas toys

depository

It has existed in its current form since 2007. The depository is part of the versatile Veliky Ustyug Museum-Reserve. Its specificity is such that the funds are available for inspection by tourists. There are also closed sections. Interactive classes and master classes are held on the basis of the depository. There are restoration workshops, there is a lecture hall, which is sometimes used for temporary exhibitions.

Depository

Santa Claus Fashion House

It occupies a spacious building in the center of Veliky Ustyug. He has a real sewing workshop. Tourists have access here during excursions, so you can watch the process of creating a Santa Claus costume. The insertion hall is reserved for the exposition "Elegant Fairy Tale". Master classes are held where guests make holiday souvenirs for themselves or loved ones. The tour around the Fashion House lasts about an hour.

Santa Claus Fashion House

Cathedral courtyard

The oldest part of Veliky Ustyug. The cathedral courtyard includes a complex of temples built in the period from the 17th to the 19th centuries. The architecture is typical of ancient Russian urban planning. The main temple is the Assumption. It is a copy of the Moscow cathedral of the same name, as well as the first such stone building in the Russian North.

Cathedral courtyard

Mikhailo-Arkhangelsk Monastery

Founded in the 13th century. Stone buildings appeared several centuries later: a big fire destroyed the wooden ones. Closed in 1919. On the territory of the monastery there were a museum, a technical school, an infantry school. The main building is the five-domed cathedral of the same name. There are also three churches, chambers for the rector and cells for the brothers. Although it is not active, this monastery ensemble is well preserved.

Mikhailo-Arkhangelsk Monastery

Trinity Gleden Monastery

From Veliky Ustyug to the monastery about 4 km. The complex stands at the confluence of the South and Sukhona. Founded in the 12th century. It was destroyed several centuries later in internecine wars and rebuilt. Trinity Cathedral is the main monastery church. It is famous for its iconostasis. The carving was done by Totma masters, and the gilded robe was made at the local artel. His icons are particularly elegant, there are also sculptural inserts.

Trinity Gleden Monastery

Ensemble of the former Spaso-Preobrazhensky Monastery

It was founded in 1422. In 1764 it ceased to exist. The ensemble includes two churches: the Transfiguration and the Presentation. They are several centuries younger than the monastery and were used for their intended purpose until 1928. Subsequently, their premises were transferred to the Veliky Ustyug Central Archive, which is still located here. The old fence was dismantled in the middle of the century before last, after the closure, the bells were also removed.

Ensemble of the former Spaso-Preobrazhensky Monastery

Church of Simeon the Stylite

Dated to the middle of the 18th century. The temple is notable for its location, away from the central part of the city and other Orthodox buildings. Another feature is that the architecture has the features of Western European Baroque, which you will not find anywhere else in Veliky Ustyug. There are two limits, and the western facade overlooks the Sukhona River. A tiered bell tower topped with a spire was erected at the church.

Church of Simeon the Stylite

Church of St. Nicholas

In the past, this place was a shopping area. The temple was consecrated in the 18th century. It was divided into two parts - summer and winter. Nearby stands a bell tower in three tiers. Some time after the revolution, the premises of the church fell into disrepair. Restoration took place only in the 80s. Since 1986, the collection of the ethnographic museum has been based here. The exhibitions are mostly devoted to folk art and the traditions of Veliky Ustyug.

Church of St. Nicholas

Church of the Ascension

Built in 1648 on the initiative of one of the richest merchants in the city. Initially, the temple had 11 chapters, now their number has been reduced to 5. The Church of the Ascension attracts the attention of tourists with its decor and icons. The city has a museum of ancient Russian art, which contains icons from various churches in the area. In addition, the exhibition includes recreated interiors of the past and wooden sculptures.

Church of the Ascension

Dymkovskaya Sloboda

Another complex consisting of separate temples. The first of them was erected at the end of the XIV century. The architecture of the area changed, and today there are only the temple of Sergius of Radonezh and the temple of Dmitry Thessalonica. There are also auxiliary buildings on the territory. You can’t go inside, tourist groups can admire the external architecture and listen to the historical information from the guide.

Dymkovskaya Sloboda