Топ 25 — достопримечательности Йошкар-Олы, Россия

491
61 443

Если в конце 1990-х годов в Йошкар-Оле было совершенно не на что смотреть, то с 2000-х город расцвел: все его нынешние достопримечательности, включая Кремль, были построены всего за несколько лет. Видимо, власти проснулись и вспомнили, что название города переводится как «красный», а значит, красивый.

Центр города поражает и удивляет, здесь и бельгийские домики вдоль реки, и венецианский дворец, и суровый немецкий замок, и традиционные формы русской архитектуры, воплощенные в храмах и кремлевских башнях. Современная Йошкар-Ола будто сошла с рекламного туристического буклета – настолько нереально выглядит вся эта застройка, не ожидаешь встретить такое в самом сердце Поволжья!

Что посмотреть и куда пойти в Йошкар-Оле?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Площадь Оболенского-Ноготкова

Глядя на площадь, даже не верится, что находишься в русском городе, особенно если стоять лицом к зданию Национальной картинной галереи, выполненному в венецианском стиле и напоминающему Дворец Дожей. В самом центре памятник русскому полководцу И. А. Ноготкову-Оболенскому, много сделавшему для развития города, все пространство площади выложено каменными плитами и украшено коваными фонарями.

Площадь Оболенского-Ноготкова

Набережная Брюгге

Еще одно нетипичное для русского города место, оформленное с явной отсылкой к архитектуре Северной Европы. Да и название у нее соответствующее — набережная Брюгге. Разноцветные фасады домов, увенчанные декоративными башенками, словно перенесены сюда из Бельгии. Особенно живописно и необычно они выглядят на фоне внушительных куполов и красных стен православного Благовещенского собора.

Набережная Брюгге

Бульвар Чавайна

Главная улица Йошкар-Олы, тянущаяся от бульвара Победы. Она проходит через центр города и заканчивается на пересечении с улицей Кирова. Посередине, среди фонтанов и цветущих аллей, расположена прогулочная зона для пешеходов. Вечером, благодаря приглушенному свету фонарей и мягкой подсветке водных каскадов, здесь царит романтическая атмосфера. В выходные и праздничные дни бульвар заполняется горожанами, вышедших на променад.

Бульвар Чавайна

Царевококшайский Кремль

Царевококшайский кремль — современное здание, возведенное в 2009 году на месте существовавшей в далеком прошлом деревянной крепости. Таким образом, это самое молодое «оборонительное сооружение» в России. В 1919-2009 годах на месте пришедших в негодность и разрушенных укреплений находилась площадь Рынок, нынешнее ее название – площадь Революции.

Царевококшайский Кремль

Скульптурная композиция "Йошкин кот"

Бронзовая статуя кота, сидящего на скамейке, весом 150 кг, известная всем из расхожей поговорки. На самом деле восклицание "Ёшкин кот!" никакого отношения к Йошкар-Оле не имеет, но идея создать городской талисман на основе готового фольклорного материала пришла в голову главе республики и оказалась очень удачной. Композиция заняла свое место возле Марийского университета в 2011 году.

Скульптурная композиция Йошкин кот

Комплекс "12 апостолов"

Скульптурная композиция представляет собой группу апостолов, следующих за Иисусом, и является частью часового механизма курантов, установленных на Патриаршей площади. В основе — известная библейская история о прибытии Христа в Иерусалим. Каждая фигура достигает 1,5 метра в высоту. С 9 утра до 9 вечера, раз в 15 часов, из ворот появляется Иисус на осле и его последователи в сопровождении церковного хора.

Комплекс 12 апостолов

Республиканский театр кукол

Кукольная сцена зародилась в 1940-х годах. Все началось с того, что в драматическом театре в антракте стали показывать короткие спектакли с куклами, которые очень скоро стали самостоятельными спектаклями. Собственное здание сцена получила в 1989 году, до этого актеры выступали на чужих площадках и много гастролировали. Сегодня театр располагается в новом здании 2014 года постройки, выполненном в виде средневекового немецкого замка.

Республиканский театр кукол

Национальная художественная галерея

Музей был основан в 2007 году в специально построенном здании — почти точной копии венецианского палаццо (только выполненного в красном цвете). Это здание является одним из самых живописных в Йошкар-Оле и доминирует в архитектурном ансамбле Оболенско-Ноготковской площади. В галерее регулярно проходят выставки коллекций, привезенных из ведущих музеев России, также есть постоянная экспозиция местных художников.

Национальная художественная галерея

Национальный музей Республики Марий Эл

Краеведческий музей, открытый в 1920 году. За долгие годы своего существования коллекция несколько раз переезжала, пока не обосновалась в здании 1903 года – ныне памятнике архитектуры регионального значения. На сегодняшний день коллекция насчитывает более 230 000 предметов, которые экспонируются как в главном отделе, так и в филиалах. Ежегодно музей посещают не менее 130 тысяч человек.

Национальный музей Республики Марий Эл

Музей истории города Йошкар-Олы

Музей был основан в 1996 году по инициативе городских властей. Его коллекции размещены в бывшей усадьбе Чулковых, двухэтажном здании из красного кирпича, построенном в 1911 году. Постоянную экспозицию составляют старинные фотографии, архивные документы, произведения прикладного искусства, геральдические символы, предметы быта и предметы интерьера. Время от времени здесь проходят тематические выставки.

Музей истории города Йошкар-Олы

Музей ГУЛАГа

Коллекция находится на территории исторического здания середины 19 века, в котором в советское время располагалась тюрьма для политзаключенных. Музей открылся в 2011 году. Экспозиция представляет собой стандартный для подобных мест набор, но и в ней есть своя мрачная изюминка – орудия пыток, которые активно использовались следователями НКВД для получения нужных им показаний.

Музей ГУЛАГа

Музей искусства

Организация была образована в 1981 году как выставочная площадка, которая постепенно переросла в постоянную экспозицию. Основной упор в музее делается на популяризацию творчества местных художников – представителей разных народов Республики Марий Эл. Таким образом, коллекции музея развивают идею национальной толерантности и взаимопонимания на прочной художественной платформе.

Музей искусства

Музей народно-прикладного искусства

Музей 1999 года, посвященный творчеству и культурному наследию народов республики. Коллекция находится на территории деревянного дома, принадлежавшего госчиновнику до революции 1917 года. Туристам будет интересно посетить экскурсию или мастер-класс, где научат какому-нибудь народному ремеслу и расскажут много интересных фактов. и детали.

Музей народно-прикладного искусства

Марийский молодежный театр

Несмотря на название, двери театра юного зрителя открыты для всех, так как он ставит спектакли для взрослых, молодежи и детей на русском и марийском языках. Образован в 1991 году. Основу репертуара составляют произведения русской и мировой классики, а также пьесы отечественных авторов. Неоднократно труппа принимала участие в фестивале «Маятул», собирающем представителей финно-угорских народов.

Марийский молодежный театр

Марийский театр оперы и балета

Оперная сцена стала самостоятельным учреждением в 1994 году, с 2014 года она располагается в новом здании, которое считается лучшим в Поволжье по оснащению (например, в Страсбурге был куплен орган для театра). В репертуаре классические оперы, балеты, оперетты, музыкальные спектакли для детей. Сюда часто приезжают знаменитые солисты лучших театров России, чтобы порадовать публику своим мастерством.

Марийский театр оперы и балета

Драматический театр имени М. Шкетана

Старейшая сцена Марий Эл, основанная в 1920-х годах на базе школьного драмкружка. За почти 100 лет существования здесь сложились свои особенные традиции. Театр расположен в классическом здании с массивными колоннами и греческим портиком, в окружении елей и цветущих газонов. Проходя мимо, сразу понимаешь, что это храм искусства и царство Мельпомены.

Драматический театр имени М. Шкетана

Русский драматический театр имени Г. Константинова

Шесть театров для такого маленького городка, как Йошкар-Ола, - может быть, это слишком много? Вовсе нет, потому что у каждого есть благодарная аудитория. Так что Русский драматический театр всегда может рассчитывать на своего зрителя, ценящего современную драматургию наравне с вечной классикой. Заведение работает с 1920-х годов и является одним из старейших в столице Марий Эл. Сцена расположена в здании модели 1984 года.

Русский драматический театр имени Г. Константинова

Благовещенская башня

Одно из зданий Царевококшайского кремля. Несмотря на небольшой возраст (весь комплекс возведен в 2007 году), он выглядит настоящей исторической достопримечательностью, так как построен с соблюдением всех канонов русского каменного зодчества – издалека даже напоминает башню Московского Кремля благодаря того же цвета и формы. Посередине здания арочный проход, в центральной части часы с курантами.

Благовещенская башня

Благовещенский собор

Великолепный архитектурный комплекс является доминантой всей застройки центральной части Йошкар-Олы, построенной в 2010 году в русском стиле. Фасад храма щедро украшен богатым декором и росписью, нарядное парадное крыльцо напоминает вход в роскошные царские покои, нарядная шатровая колокольня увенчана сияющим на солнце куполом. Собор выглядит как яркий распустившийся бутон во время весеннего цветения.

Благовещенский собор

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм был возведен в 2006 году к 60-летию Победы по инициативе главы республики и местного архиепископа. Здание построено в неовизантийском стиле. Внешний фасад не отличается большим количеством украшений, однако благодаря контрасту цвета крыши и стен храм выглядит достаточно празднично. Над мозаикой, покрывающей своды и потолок, работали выпускники Йошкар-Олинского художественного училища.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Святой Троицы

Троицкая церковь – первое каменное здание в Йошкар-Оле – ее начали возводить в первой половине 18 века. Но до наших дней она не дошла, так как не пережила потрясений советской эпохи. Современное здание 2000-х представляет собой смесь стиля барокко и традиционной русской архитектуры, характерной для Центральной России XVII-XVIII веков. Из-за обилия декоративных кокошников, лепнины и резных элементов фасад церкви кажется слегка перегруженным, но все же очень живописным и торжественным.

Церковь Святой Троицы

Собор Воскресения Христова

Сооружение середины 18 века, построенное частично на средства казанского купца В.Ф. Булыгина, частично на пожертвования горожан, до наших дней не сохранился, его снесли в 1960-х годах. Современное здание, возведенное на том же месте в 2010 году, представляет собой классический храм в стиле барокко с шатровой колокольней. Он гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Собор Воскресения Христова

Вознесенский собор

По сравнению с другими храмами Йошкар-Олы, словно соревнующимися друг с другом в красоте и великолепии архитектуры и убранства, Вознесенский собор не блещет причудливыми формами, красками и богатым убранством. Неудивительно - ведь это единственное религиозное учреждение, сохранившееся до наших дней в своем историческом виде и не уничтоженное полностью при СССР, хотя и значительно пострадавшее.

Вознесенский собор

Ботанический сад-институт ПГТУ

Ботанический сад был основан в 1927 году как первый в республике питомник растений. Сегодня это уникальный музей природы, где собраны виды со всех пяти континентов: декоративные, лекарственные, плодовые, съедобные. Основными задачами сада являются сохранение и выращивание редких растений, научная и просветительская деятельность и пропаганда экологических принципов.

Ботанический сад-институт ПГТУ

Центральный парк культуры и отдыха

Городской парк, созданный и обустроенный в середине 20 века, является популярным местом для семейного отдыха, дружеских встреч, прогулок и праздного времяпрепровождения. На его территории большое количество скульптур, фонтанов, аллей, декоративных газонов и, конечно же, аттракционов, куда же без них. По праздникам здесь устраиваются народные гуляния, выступают музыкальные коллективы и фольклорные коллективы.

Центральный парк культуры и отдыха

Top 25 attractions of Yoshkar-Ola, Russia

565
61 740

If at the end of the 1990s there was absolutely nothing to see in Yoshkar-Ola, then since the 2000s the city has blossomed: all its current sights, including the Kremlin, were built in just a few years. Apparently, the authorities woke up and remembered that the name of the city is translated as “red”, which means it is beautiful.

The city center strikes and surprises, here are Belgian houses along the river, and a Venetian palace, and a harsh German castle, and traditional forms of Russian architecture, embodied in temples and Kremlin towers. Modern Yoshkar-Ola seems to have stepped out of an advertising tourist booklet - all this development looks so unrealistic, you don’t expect to meet this in the very heart of the Volga region!

What to see and where to go in Yoshkar-Ola?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Obolensky-Nogotkov Square

Looking at the square, you can’t even believe that you are in a Russian city, especially if you stand facing the building of the National Art Gallery, made in the Venetian style and reminiscent of the Doge’s Palace. In the very center there is a monument to the Russian commander I. A. Nogotkov-Obolensky, who did a lot for the development of the city, the entire space of the square is laid with stone tiles and decorated with forged lanterns.

Obolensky-Nogotkov Square

Embankment of Bruges

Another atypical place for a Russian city, decorated with a clear reference to the architecture of Northern Europe. Yes, and its name is appropriate - the embankment of Bruges. Multi-colored facades of houses, crowned with decorative turrets, seem to have been transferred here from Belgium. They look especially picturesque and unusual against the backdrop of the impressive domes and red walls of the Orthodox Cathedral of the Annunciation.

Embankment of Bruges

Chavaina Boulevard

The main street of Yoshkar-Ola, stretching from Pobedy Boulevard. It passes through the city center and ends at the intersection with Kirova Street. In the middle, among the fountains and flowering alleys, there is a walking area for pedestrians. In the evening, thanks to the subdued light of the lanterns and the soft illumination of the water cascades, a romantic atmosphere reigns here. On weekends and during holidays, the boulevard is filled with citizens who have come out onto the promenade.

Chavaina Boulevard

Tsarevokokshay Kremlin

The Tsarevokokshaysky Kremlin is a modern building erected in 2009 on the site of a wooden fortress that existed in the distant past. Thus, this is the youngest "defensive building" in Russia. In 1919-2009, on the site of the fallen into disrepair and destroyed fortifications, there was Market Square, its current name is Revolution Square.

Tsarevokokshay Kremlin

Sculptural composition "Yoshkin cat"

A bronze statue of a cat sitting on a bench weighing 150 kg, known to everyone from a common saying. In fact, the exclamation "Yoshkin cat!" has nothing to do with Yoshkar-Ola, but the idea to create a city talisman based on ready-made folklore material came to the head of the republic and turned out to be very successful. The composition took its place near the Mari University in 2011.

Sculptural composition Yoshkin cat

Complex "12 Apostles"

The sculptural composition represents a group of apostles following Jesus, and is part of the clock mechanism of the chimes installed on Patriarchal Square. It is based on the well-known biblical story about the arrival of Christ in Jerusalem. Each figure reaches 1.5 meters in height. Starting from 9 am until 9:00 pm, once every 3 pm, Jesus on a donkey and his followers appear from the gate, accompanied by a church choir.

Complex 12 Apostles

Republican Puppet Theater

The puppet scene was founded in the 1940s. It all started with the fact that in the drama theater during the intermission they began to show short performances with puppets, which very soon became independent performances. The scene received its own building in 1989, before that the actors performed at other people's venues and toured a lot. Today, the theater is housed in a new building in 2014, made in the form of a medieval German castle.

Republican Puppet Theater

National Art Gallery

The museum was founded in 2007 in a purpose-built building - an almost exact copy of the Venetian palazzo (only made in red). This building is one of the most picturesque in Yoshkar-Ola and dominates the architectural ensemble of Obolensky-Nogotkov Square. The gallery regularly hosts exhibitions of collections brought from leading museums in Russia, there is also a permanent exhibition of local artists.

National Art Gallery

National Museum of the Republic of Mari El

Local History Museum, opened in 1920. Over the long years of its existence, the collection moved several times until it settled in the building of 1903 - now an architectural monument of regional significance. To date, the collection contains more than 230,000 items, which are exhibited both in the main department and in branches. At least 130 thousand people visit the museum every year.

National Museum of the Republic of Mari El

Museum of the History of the City of Yoshkar-Ola

The museum was founded in 1996 on the initiative of the city authorities. His collections are housed in the former estate of Chulkov, a two-story red-brick building built in 1911. The permanent exhibition consists of old photographs, archival documents, works of applied art, heraldic symbols, household items and home furnishings. Thematic exhibitions are held here from time to time.

Museum of the History of the City of Yoshkar-Ola

Gulag Museum

The collection is located on the territory of a historic building of the mid-19th century, which in Soviet times housed a prison for political prisoners. The museum opened in 2011. The exposition is a standard set for such places, but it also has its own gloomy zest - torture tools that were actively used by NKVD investigators to obtain the testimony they needed.

Gulag Museum

Art Museum

The organization was formed in 1981 as an exhibition site, which gradually grew into a permanent exhibition. The main emphasis in the museum is on promoting the work of local artists - representatives of different peoples of the Republic of Mari El. Thus, the museum's collections develop the idea of ​​national tolerance and mutual understanding on a solid platform of art.

Art Museum

Museum of Folk Applied Arts

Museum of 1999, dedicated to the creativity and cultural heritage of the peoples of the republic. The collection is located on the territory of a wooden house that belonged to a state official before the Revolution of 1917. Tourists will be interested in attending an excursion or a master class, where they will teach some traditional craft and tell a lot of interesting facts and details.

Museum of Folk Applied Arts

Mari Youth Theater

Despite the name, the doors of the theater of the young spectator are open to everyone, as it puts on performances for adults, youth and children in Russian and Mari. It was formed in 1991. The basis of the repertoire is the works of Russian and world classics, as well as plays by national authors. More than once the troupe took part in the Mayatul festival, which gathers representatives of the Finno-Ugric peoples.

Mari Youth Theater

Mari Opera and Ballet Theater

The opera stage became an independent institution in 1994, since 2014 it has been located in a new building, which is considered the best in the Volga region in terms of equipment (for example, the organ for the theater was bought in Strasbourg). The repertoire includes classical operas, ballets, operettas, musical performances for children. Famous soloists of the best theaters in Russia often come here to please the audience with their skills.

Mari Opera and Ballet Theater

Drama Theater named after M. Shketan

The oldest stage in Mari El, founded in the 1920s on the basis of a school drama club. For almost 100 years of existence, its own special traditions have developed here. The theater is housed in a classical building with massive columns and a Greek portico, surrounded by fir trees and flowery lawns. Passing by, you immediately understand that this is a temple of art and the kingdom of Melpomene.

Drama Theater named after M. Shketan

Russian Drama Theater named after G. Konstantinov

Six theaters for such a small town as Yoshkar-Ola - perhaps this is too much? Not at all, because everyone has an appreciative audience. So the Russian Drama Theater can always count on its audience, who appreciates modern dramaturgy along with the eternal classics. The institution has been operating since the 1920s and is one of the oldest in the capital of Mari El. The stage is located in a 1984 model building.

Russian Drama Theater named after G. Konstantinov

Annunciation Tower

One of the buildings of the Tsarevokokshaysky Kremlin. Despite its small age (the whole complex was erected in 2007), it looks like a real historical landmark, as it was built in compliance with all the canons of Russian stone architecture - from afar, it even resembles the tower of the Moscow Kremlin due to the same color and shape. In the middle of the building there is an arched passage, in the central part there is a clock with chimes.

Annunciation Tower

Blagoveshchensky cathedral

The magnificent architectural complex is the dominant feature of the entire development of the central part of Yoshkar-Ola, built in 2010 in the Russian style. The facade of the temple is generously decorated with rich decor and paintings, the elegant entrance porch resembles the entrance to the luxurious royal chambers, the elegant hipped bell tower is crowned with a dome shining in the sun. The cathedral looks like a bright blossoming bud during spring flowering.

Blagoveshchensky cathedral

Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary

The church was erected in 2006 for the 60th anniversary of the Victory on the initiative of the head of the republic and the local archbishop. The building was built in neo-Byzantine style. The outer façade is not distinguished by a large amount of decoration, however, thanks to the contrast of the color of the roof and walls, the temple looks quite festive. Graduates of the Yoshkar-Ola Art School worked on the mosaic covering the vaults and ceiling.

Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary

Church of the Holy Trinity

The Trinity Church is the first stone building in Yoshkar-Ola - it began to be erected in the first half of the 18th century. But it has not reached our days, since it did not survive the upheavals of the Soviet era. The modern building of the 2000s is a mixture of the Baroque style and traditional Russian architecture, typical of Central Russia in the 17th-18th centuries. Due to the abundance of decorative kokoshniks, stucco and carved elements, the facade of the church seems slightly overloaded, but still very picturesque and solemn.

Church of the Holy Trinity

Cathedral of the Resurrection of Christ

The construction of the middle of the 18th century, built partly at the expense of the Kazan merchant V.F. Bulygin, partly at the donations of the townspeople, has not survived to this day, it was demolished in the 1960s. The modern building, erected on the same site in 2010, is a classic baroque temple with a hipped bell tower. It harmoniously fits into the surrounding landscape.

Cathedral of the Resurrection of Christ

Ascension Cathedral

Compared to other temples of Yoshkar-Ola, as if competing with each other in the beauty and splendor of architecture and decoration, the Ascension Cathedral does not shine with bizarre shapes, colors and rich decoration. No wonder - after all, this is the only religious institution that has survived to this day in its historical form and was not completely destroyed under the USSR, although it suffered considerably.

Ascension Cathedral

Botanical Garden-Institute of PSTU

The Botanical Garden was founded in 1927 as the first plant nursery in the republic. Today it is a unique museum of nature, where species from all five continents are collected: decorative, medicinal, fruit, edible. The main tasks of the garden are the preservation and cultivation of rare plants, scientific and educational activities and promotion of environmental principles.

Botanical Garden-Institute of PSTU

Central Park of Culture and Leisure

The city park, created and equipped in the middle of the 20th century, is a popular place for family recreation, friendly meetings, walks and idle pastime. On its territory there are a large number of sculptures, fountains, alleys, decorative lawns, and, of course, attractions, where would we be without them. On holidays, festivities are organized here, musical groups and folklore groups perform.

Central Park of Culture and Leisure