Топ 25 — достопримечательности Ярославля, Россия

525
54 070

Ярославль — один из самых ярких городов на знаменитом маршруте «Золотое кольцо России». В 2005 году центр города получил статус исторического наследия человечества и был включен в список ЮНЕСКО. Расцвет Ярославля пришелся на XVII век. Именно в это время были созданы выдающиеся памятники городской архитектуры.

Город Ярослава Мудрого — один из самых популярных центров культурного туризма в России. Помимо архитектурного наслаждения, поездка в Ярославль доставит вам удовольствие от созерцания живописных берегов Волги и ухоженной набережной, а также отдыха в многочисленных городских парках и погружения в историю некогда влиятельного Ярославского княжества. .

Разнообразить времяпрепровождение поможет поход в местный планетарий или зоопарк. Отдельного упоминания заслуживает Ярославский дельфинарий – единственное в своем роде место в Центральной России.

Что посмотреть и куда пойти в Ярославле?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Волжская набережная

Городская набережная была обустроена в начале 19 века после визита Александра I в Ярославль. Императору не понравился неопрятный вид берегов Волги, и он распорядился о выделении средств на благоустройство. С тех пор набережная Волги стала настоящим украшением и главной набережной города, всегда поддерживаемой в порядке и чистоте. Он тянется вдоль высоких берегов реки, откуда открывается живописный вид.

Волжская набережная

Парк на Стрелке

Городской парк расположен у слияния Волги и Которосла на песчаной косе. Это зеленая территория с широкими прогулочными аллеями и зонами отдыха. Парк был облагорожен в 2010 году к столетию со дня основания города. Его украшает памятник 1000-летию Ярославля в виде стелы, увенчанной двуглавым орлом. В основании обелиска фигура Ярослава Мудрого и еще четыре персонажа, олицетворяющие образы горожан.

Парк на Стрелке

Ярославский музей-заповедник

Музейный комплекс, в который входят несколько церквей, тематические музеи, научная библиотека, а также Спасский монастырь. Единый фонд музейного собрания насчитывает более 350 тысяч экспонатов, среди которых ценные иконы и рукописи, предметы быта, церковная утварь. Отдельная экспозиция посвящена летописи «Слово о полку Игореве». Комплекс образовался в 1924 году после слияния нескольких городских музеев в единую систему.

Ярославский музей-заповедник

Спасо-Преображенский собор

Храм считается одним из древнейших сооружений Ярославля – его появление относится к началу 16 века. Его возвели с помощью наемных мастеров из Москвы, которых прислал царь Василий III, бывший князь ярославский и нынешний государь Московского царства. Архитектура собора отличается сдержанностью и строгостью.

Спасо-Преображенский собор

Часовня Казанской иконы Божией Матери

Небольшая каменная часовня, построенная в 1997 году у ворот Спасо-Преображенского монастыря. Памятник посвящен выходу народного ополчения Минина и Пожарского из Ярославля в Москву. Как известно, нижегородские добровольцы, прежде чем отправиться в столицу, укрылись на некоторое время в стенах монастыря, чтобы окрепнуть и набраться сил. Часовня построена в виде изящной башенки, напоминающей купол шатровой церкви.

Часовня Казанской иконы Божией Матери

Церковь Ильи Пророка

Храм расположен на центральной площади в исторической части Ярославля. Здание является памятником архитектуры 17 века, сохранившимся в первозданном виде до наших дней. Церковь построена на средства горожан. Немалый вклад в финансирование внесли влиятельные и богатые ярославские купцы — братья Скрипнины. Храм отличается «шикарной» архитектурой и богатым внутренним убранством.

Церковь Ильи Пророка

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь находится в пределах Толчковой слободы, где в XVII веке жили в основном зажиточные ярославцы. Средства на строительство храма пожертвовали горожане. В строительных работах принимали участие люди, которые не могли помочь деньгами. Церковь Иоанна Предтечи считается одной из самых живописных в Ярославле, так как зодчие взяли за образец лучшие храмы того времени, а при строительстве применялись только передовые методы.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Успенский собор

Принято считать, что первый Успенский собор был построен в 13 веке, но в 1642 году здание было снесено из-за ветхости. Через несколько лет был возведен новый храм, но и ему не суждено было просуществовать долго – до пожара 1670 года. день, так как был взорван в 1937 году. Современный собор на месте исторического построили к 2010 году.

Успенский собор

Толгский монастырь

Женский монастырь XIV века, расположенный в городе Ярославле. Монастырь был возведен на месте, где епископ Прохор обрел чудотворную икону Пресвятой Богородицы. В середине 16 века монастырь посетил Иван Грозный, который исцелился от болезни ноги после долгой молитвы у этой иконы. По указу государя в монастыре был построен каменный храм, а также царь пожертвовал крупную сумму, благодаря которой монастырь начал постепенно восстанавливаться.

Толгский монастырь

Казанский монастырь

Монастырь был основан в один из самых сложных исторических периодов Российского государства – в Смутное время. Его история началась в 1610 году со строительства деревянной церкви, возле которой вскоре поселились монахини из сгоревшего Рождественского монастыря. Здесь сестры смогли найти долгожданный приют. До второй половины 18 века все постройки монастырского комплекса были деревянными, только в 1830-х гг. появился первый каменный собор.

Казанский монастырь

Власьевская башня и Знаменская церковь

Власьевская башня — оборонительное сооружение XVII века, одна из первых каменных построек в городе. Первоначально в системе городских укреплений было шесть каменных башен. Со временем к зданию была пристроена часовня, которая переросла в Знаменскую церковь и составила с башней единый архитектурный комплекс. Свои современные формы церковь приобрела лишь в 1897 году, до этого пять раз перестраивалась.

Власьевская башня и Знаменская церковь

Волжская башня

Еще одно каменное укрепление Ярославля, сохранившееся с XVII века. Башня построена из кирпича на берегу Волги. До 1711 года он был накрыт деревянным шатром, который сгорел в пожаре. В начале XIX века к западному фасаду были пристроены Волжские ворота, а также достроено здание для размещения арсенала. В конце 19 века здание приспособили под корчму.

Волжская башня

Метрополитен палаты

Памятник архитектуры гражданского строительства, возведенный в конце XVII века. Палаты были построены для митрополита Ростовского и Ярославского. Здание представляет собой двухэтажную каменную усадьбу, внутри которой были организованы приемные и жилые помещения. В конце 18 века на территории палат располагался первый вице-губернатор Ярославля. Екатерина II также неоднократно останавливалась здесь. Сегодня в усадьбе находится музей древнерусского искусства.

Митрополит палаты

Губернаторский дом и сад

Губернаторская усадьба была возведена в 19 веке как резиденция ярославского городского головы. В то же время вокруг дома был разбит сад. Особняк часто использовался русскими императорами как путевой дворец.

Губернаторский дом и сад

Музей-заповедник Н.А.Некрасова "Карабиха"

Мемориальный музей в деревне Красных Ткачих, посвященный жизни и деятельности Н. А. Некрасова. Экспозиция расположена в усадьбе середины XVIII века, построенной по приказу князя Н. С. Голицына. В 1861 году здание приобрел Н. А. Некрасов. Писатель жил здесь до 1875 года. В 1918 году особняк отошёл государству. В нем размещалась дирекция колхоза. В 1946 году было принято решение о восстановлении и организации в усадьбе мемориального музея.

Музей-заповедник Н.А.Некрасова Карабиха

Музей истории города Ярославля

Музей открыл свои двери для посетителей в 1999 году. Экспозиция разместилась в старинном особняке конца 19 века, когда-то принадлежавшем купцу Кузнецову. В 1919 году здание было передано городским властям. На протяжении 70 лет менялось его назначение – здесь размещались коммунальные службы, больница, детский дом. После ремонта в 1985 году помещение было передано филиалу Ярославского музея-заповедника. С 1999 года здесь открыта самостоятельная экспозиция.

Музей истории города Ярославля

Музей «Музыка и время»

Частная коллекция основана в 1993 г. местным иллюзионистом Д. Мостославским. Экспозиция началась с небольшой коллекции колокольчиков и монет. Со временем небольшой музей разросся в комплекс, в котором представлены самые разнообразные коллекции от подков до самоваров и фарфоровой посуды. Вокруг здания музея разбит ландшафтный сад с камнями и скульптурами.

Музей «Музыка и время»

Русский драматический театр имени Ф. Волкова

Старейший драматический театр России, основанный в середине XVIII века. История сцены началась с обычного амбара, где талантливый сын купца Ф. Г. Волков стал устраивать самодеятельность, в которой привлекал друзей. Первое здание театра появилось в 1751 году. Новые помещения были построены в 1840-х годах, к тому времени Ярославский театр стал известен на всю Россию. Современное здание театра появилось в 1911 году.

Русский драматический театр имени Ф. Волкова

Планетарий Центра. В. Терешкова

Планетарий был открыт в 2010 году накануне 1000-летия Ярославля. Это современный комплекс, включающий в себя музей, интерактивный класс, 5-D аттракцион, кафе и зал с проектором звездного неба. В центре В. Терешковой часто проводятся научные конференции, а также работает астрономический кружок. Здание планетария построено в современной футуристической манере.

Планетарий Центра. В. Терешкова

Памятник Ярославу Мудрому

Памятник находится на Богоявленской площади. Он был установлен в 1993 году, над проектом работали А. Бобович, Н. Комова и О. Комов. Князь Ярослав Мудрый изображен с опущенным мечом в одной руке, что демонстрирует его миролюбивый нрав, и с макетом города в другой. Статуя обращена к Ярославскому шоссе. В XIX веке в Ярославле стоял памятник в честь основателя, но его разобрали по приказу Николая I.

Памятник Ярославу Мудрому

Парк на острове Даманский

Зеленая зона, расположенная в месте впадения Которосля в Волгу. В Ярославле много парков и скверов, где любят отдыхать горожане, одним из самых популярных является парк на острове Даманский. Раньше на месте парка были городские сады, добраться до которых можно было только на лодке. В 1944 году было принято решение создать на этом месте рекреационную зону, после чего началась активная посадка деревьев.

Парк на острове Даманский

Ярославская детская железная дорога

Железнодорожная линия, полностью имитирующая настоящие пути с подвижным составом, вагонами и станциями. Первая такая достопримечательность появилась в 1946 году, когда длина дороги составила 5 км. Дети – работники железной дороги. Они отвечают за движение поездов, исправность локомотивов, расписание и состояние путей. В 2001 году на одной из станций открылся Музей необыкновенных путешествий.

Ярославская детская железная дорога

Ярославский дельфинарий

Дельфинарий находится в поселке Дубки Ярославской области. На его территории обитают дельфины, морские котики и киты. Дельфинарий представляет собой полноценный развлекательный комплекс с разнообразными шоу-программами, несколькими ресторанами, залом аттракционов и гостиницей с бассейном. Организуются специальные экскурсионные туры с посещением дельфинария из городов Центральной России.

Ярославский дельфинарий

Ярославский зоопарк

Один из крупнейших зоопарков России, расположенный на площади 120 га. Он был открыт в 2008 году. В зверинце обитает около 250 видов животных (более 1650 особей). В зоопарке созданы комфортные условия для животных, так как их не держат в узких клетках, а пускают на прогулки по обширной территории. Есть контактный зоопарк и экзотариум с тропическими видами.

Ярославский зоопарк

Демидов сад

Центральная городская площадь, расположенная на площади, где в царские времена проводились военные парады. В центре парка установлена ​​колонна в честь П.Г. Демидов. Сад был заложен в 1885 году на средства городского начальника И.А. Вахрамеева. Сначала место было названо в его честь, но в народе из-за колонны прозвали Демидовским садом. Сад был полностью восстановлен в 2005 году.

Демидов сад

Top 25 attractions of Yaroslavl, Russia

525
54 070

Yaroslavl is one of the brightest cities on the famous Golden Ring of Russia route. In 2005, the city center received the status of the historical heritage of mankind and was included in the UNESCO list. Yaroslavl's heyday came in the 17th century. It was at this time that outstanding monuments of urban architecture were created.

The city of Yaroslav the Wise is one of the most popular centers of cultural tourism in Russia. In addition to architectural delight, a trip to Yaroslavl will give you the pleasure of contemplating the picturesque banks of the Volga and the well-groomed embankment, as well as relaxing in numerous city parks and immersing yourself in the history of the once influential Yaroslavl principality.

A trip to the local planetarium or zoo will help diversify your pastime. The Yaroslavl dolphinarium is worth a special mention - the only place of its kind in Central Russia.

What to see and where to go in Yaroslavl?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Volzhskaya embankment

The city embankment was equipped at the beginning of the 19th century after the visit of Alexander I to Yaroslavl. The emperor did not like the unkempt view of the banks of the Volga, and he ordered the allocation of funds for improvement. Since then, the Volga embankment has become a real decoration and the main promenade of the city, kept in order and clean at any time. It stretches along the high banks of the river, from where a picturesque view opens.

Volzhskaya embankment

Park on Strelka

City park located at the confluence of the Volga and Kotorosl on a sandy spit. It is a green area with wide walking alleys and recreation areas. The park was ennobled in 2010 to celebrate the centenary of the founding of the city. It is decorated with a monument to the 1000th anniversary of Yaroslavl in the form of a stele crowned with a double-headed eagle. At the base of the obelisk is the figure of Yaroslav the Wise and four other characters, personifying the images of the townspeople.

Park on Strelka

Yaroslavl Museum-Reserve

The museum complex, which includes several churches, thematic museums, a scientific library, as well as the Spassky Monastery. The united fund of the museum collection contains more than 350 thousand exhibits, among which are valuable icons and manuscripts, household items, church utensils. A separate exposition is devoted to the chronicle "The Tale of Igor's Campaign". The complex was formed in 1924 after the merger of several city museums into a single system.

Yaroslavl Museum-Reserve

Transfiguration Cathedral

The temple is considered one of the oldest structures in Yaroslavl - its appearance dates back to the beginning of the 16th century. It was erected with the help of hired craftsmen from Moscow, who were sent by Tsar Vasily III, the former prince of Yaroslavl and the current sovereign of the Moscow kingdom. The architecture of the cathedral is characterized by restraint and austerity; there are no unnecessary decorative decorations on the facade. The temple was held in high esteem by the parishioners; Ivan the Terrible visited it on numerous occasions.

Transfiguration Cathedral

Chapel of Our Lady of Kazan

A small stone chapel built in 1997 near the gates of the Transfiguration Monastery. The monument is dedicated to the exit of the people's militia of Minin and Pozharsky from Yaroslavl to Moscow. As you know, the Nizhny Novgorod volunteers, before going to the capital, took refuge for some time in the walls of the monastery in order to get stronger and gain strength. The chapel was built in the form of an elegant turret, reminiscent of the dome of a hipped church.

Chapel of Our Lady of Kazan

Church of Elijah the Prophet

The temple is located on the central square in the historical part of Yaroslavl. The building is an architectural monument of the 17th century, which has survived intact to this day. The church was built at the expense of the townspeople. A significant contribution to the financing was made by influential and wealthy Yaroslavl merchants - the Skripnin brothers. The temple is distinguished by "smart" architecture and rich interior decoration.

Church of Elijah the Prophet

Church of John the Baptist in Tolchkovo

The church is located within the Tolchkova Sloboda, where in the 17th century mainly wealthy Yaroslavl residents lived. Funds for the construction of the temple were donated by the townspeople. People who could not help with money took part in the construction work. The Church of John the Baptist is considered one of the most picturesque in Yaroslavl, as the architects took the best temples of that time as a model, and only advanced methods were used during construction.

Church of John the Baptist in Tolchkovo

Assumption Cathedral

It is generally accepted that the first Assumption Cathedral was built in the 13th century, but in 1642 the building was demolished due to its dilapidation. A few years later, a new temple was erected, but it was not destined to exist for long either - until the fire of 1670. At the end of the 17th century, the building was rebuilt again, but this temple has not survived to this day, as it was blown up in 1937. The modern cathedral on the site of the historical one was built by 2010.

Assumption Cathedral

Tolga Monastery

Convent of the XIV century, located in the city of Yaroslavl. The monastery was erected on the site where Bishop Prokhor found the miraculous icon of the Most Holy Theotokos. In the middle of the 16th century, the monastery was visited by Ivan the Terrible, who was cured of a leg disease after a long prayer at this icon. By decree of the sovereign, a stone temple was built in the monastery, and the king also donated a large sum, thanks to which the monastery began to gradually recover.

Tolga Monastery

Kazan Convent

The monastery was founded in one of the most difficult historical periods of the Russian state - during the Time of Troubles. Its history began in 1610 with the construction of a wooden church, near which nuns from the burned-out Nativity Monastery soon settled. Here the sisters were able to find a long-awaited shelter. Until the second half of the 18th century, all the buildings of the monastery complex were wooden, only in the 1830s. the first stone cathedral appeared.

Kazan Convent

Vlasievskaya Tower and Znamenskaya Church

The Vlasievskaya Tower is a defensive structure of the 17th century, one of the first stone buildings in the city. Initially, there were six stone towers in the system of city fortifications. Over time, a chapel was added to the building, which grew into the Church of the Sign and made up a single architectural complex with the tower. The church acquired its modern forms only in 1897, before that it was rebuilt five times.

Vlasievskaya Tower and Znamenskaya Church

Volga tower

Another stone fortification of Yaroslavl, preserved from the 17th century. The tower was built of brick on the banks of the Volga. Until 1711, it was covered with a wooden tent, which burned down in a fire. At the beginning of the 19th century, the Volga Gates were added to the western facade, and the building was also completed to accommodate the arsenal. At the end of the 19th century, the building was adapted for a tavern; nowadays, a cafe is open in the tower.

Volga tower

Metropolitan Chambers

An architectural monument of civil engineering, erected at the end of the 17th century. The chambers were built for the Metropolitan of Rostov and Yaroslavl. The building is a two-story stone manor, inside which reception rooms and living quarters were organized. At the end of the 18th century, the first vice-governor of Yaroslavl was located on the territory of the chambers. Catherine II also repeatedly stayed here. Today, the estate houses a museum of ancient Russian art.

Metropolitan Chambers

Governor's house and garden

The governor's estate was erected in the 19th century as the residence of the Yaroslavl mayor. At the same time, a garden was planted around the house. The mansion was often used by Russian emperors as a travel palace; all the rulers from Alexander I to Nicholas II visited here. Since 1970, the Yaroslavl Art Museum has been located on the territory of the complex, where collections of icons, Russian avant-garde and primitivism are exhibited.

Governor

Museum-reserve N.A. Nekrasov "Karabikha"

Memorial Museum in the village of Red Weavers, dedicated to the life and work of N. A. Nekrasov. The exposition is located in the estate of the middle of the 18th century, built by order of Prince N. S. Golitsyn. In 1861, the building was acquired by N. A. Nekrasov. The writer lived here until 1875. In 1918, the mansion went to the state. It housed the directorate of the collective farm. In 1946, a decision was made to restore and organize a memorial museum on the estate.

Museum-reserve N.A. Nekrasov Karabikha

Museum of the history of the city of Yaroslavl

The museum opened its doors to visitors in 1999. The exposition is housed in a historic mansion of the late 19th century, which once belonged to the merchant Kuznetsov. In 1919, the building was taken over by the city authorities. Over the course of 70 years, its purpose has changed - it housed public utilities, a hospital, an orphanage. After the repair in 1985, the premises were given over to a branch of the Yaroslavl Museum-Reserve. Since 1999, an independent exposition has been opened here.

Museum of the history of the city of Yaroslavl

Museum "Music and Time"

Private collection founded in 1993 by D. Mostoslavsky, a local illusionist. The exposition began with a small collection of bells and coins. Over time, the small museum has grown into a complex, which exhibits a wide variety of collections from horseshoes to samovars and porcelain dishes. Around the museum building there is a landscaped garden with stones and sculptures.

Museum Music and Time

Russian Drama Theater named after F. Volkov

The oldest drama theater in Russia, which was founded in the middle of the XVIII century. The history of the scene began with an ordinary barn, where the talented son of a merchant F. G. Volkov began to arrange amateur performances in which he involved friends. The first theater building appeared in 1751. The new premises were built in the 1840s, by which time the Yaroslavl Theater had become famous throughout Russia. The modern theater building appeared in 1911.

Russian Drama Theater named after F. Volkov

Planetarium of the Center. V. Tereshkova

The planetarium was opened in 2010 on the eve of the 1000th anniversary of Yaroslavl. It is a modern complex, which includes a museum, an interactive classroom, a 5-D attraction, a cafe and a hall with a starry sky projector. In the center of V. Tereshkova often holds scientific conferences, and an astronomical circle also works. The building of the planetarium is built in a modern futuristic manner; from afar, it resembles a spaceship.

Planetarium of the Center. V. Tereshkova

Monument to Yaroslav the Wise

The monument is located on Epiphany Square. It was installed in 1993, A. Bobovich, N. Komova and O. Komov worked on the project. Prince Yaroslav the Wise is depicted with a lowered sword in one hand, which demonstrates his peaceful disposition, and with a model of the city in the other. The statue faces the Yaroslavl highway. In the XIX century in Yaroslavl there was a monument in honor of the founder, but it was dismantled by order of Nicholas I.

Monument to Yaroslav the Wise

Park on Damansky Island

A green zone located at the confluence of the Kotorosl with the Volga. There are many parks and squares in Yaroslavl, where the townspeople like to spend their time relaxing, the park on Damansky Island is one of the most popular. Previously, on the site of the park there were city gardens, which could only be reached by boat. In 1944, it was decided to create a recreational zone in this place, after which active planting of trees began.

Park on Damansky Island

Yaroslavl Children's Railway

A railway line that completely imitates real tracks with rolling stock, wagons and stations. The first such attraction appeared in 1946, when the length of the road was 5 km. Children are the employees of the railway line. They are responsible for the movement of trains, the serviceability of locomotives, the schedule and the condition of the tracks. In 2001, the Museum of Extraordinary Journeys was opened at one of the stations.

Yaroslavl Children

Yaroslavl Dolphinarium

The Dolphinarium is located in the village of Dubki in the Yaroslavl region. Dolphins, fur seals and whales live on its territory. The Dolphinarium is a full-fledged entertainment complex with a variety of show programs, several restaurants, an amusement hall and a hotel with a swimming pool. Special excursion tours with a visit to the dolphinarium are organized from the cities of Central Russia.

Yaroslavl Dolphinarium

Yaroslavl Zoo

One of the largest zoos in Russia, located on an area of ​​120 hectares. It was opened in 2008. About 250 species of animals (more than 1650 individuals) live in the menagerie. The zoo has created comfortable conditions for animals, as they are not kept in narrow cages, but are allowed to walk over a vast territory. There is a petting zoo and an exotarium with tropical species.

Yaroslavl Zoo

Demidov garden

The central city square, located on the square where military parades were held in tsarist times. In the center of the park there is a column in honor of P.G. Demidov. The garden was formed in 1885 at the expense of the city chief I.A. Vakhrameeva. At first, the place was named after him, but the people used the name "Demidovsky Garden" because of the column. The garden was completely restored in 2005.

Demidov garden