Топ 25 — достопримечательности Феодосии, Россия

516
62 852

Одним из самых теплых и солнечных курортов Крыма является Феодосийский район. Море здесь прогревается уже в начале июня, поэтому купальный сезон длится дольше, чем в других частях полуострова. Феодосия расположена на протяженном песчаном побережье, поэтому местные пляжи считаются самыми удобными и комфортными для отдыха.

По количеству исторических достопримечательностей город не уступает Севастополю и знаковым местам Южного берега Крыма. Здесь множество средневековых храмов, старинная крепость Кафа, а также живописные особняки 19-20 веков. Многие места в Феодосии связаны с именем великого художника И.К. Айвазовский, родившийся здесь, жил и создавал свои ни с чем не сравнимые морские пейзажи.

Что посмотреть и куда пойти в Феодосии?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Генуэзская крепость Кафа

Средневековое укрепление XIV века, построенное во времена существовавшей в Крыму Генуэзской республики. Здесь располагались резиденция епископа, консульский дворец, суд, административные учреждения и подсобные помещения. Большая часть построек была снесена в 19 веке. До наших дней сохранились лишь часть стен, несколько башен, мост, армянские церкви и здание турецкой бани.

Генуэзская крепость Кафа

Башня Святого Константина

Сооружение было возведено в 1382 году для защиты Феодосии (Кафы) от нападения с моря. В 1475 году, после захвата Крыма турками-османами, к башне был пристроен дополнительный бастион (сегодня от него сохранился только фундамент). В начале 20 века башню Святого Константина реставрировали специалисты, приглашенные из Италии. В таком виде он дошел до наших дней.

Башня Святого Константина

Коттедж Стамболи

Вилла на проспекте Айвазовского, построенная в 1914 году для купца И. Стамболи. После Октябрьской революции 1917 года дача была национализирована. С 1921 года здесь располагался санаторий, позже - военный госпиталь и поликлиника. После распада СССР помещение перешло в частную собственность, а на его территории работал ресторан. С 2013 года здесь работает Музей подводной археологии.

Коттедж Стамболи

Коттедж Милош

Сооружение было возведено в 1911 году по проекту М. Ф. Пискунова для И. С. Крымова, потомка древней караимской династии. Название «Дача Милосс» было дано в честь богини Венеры Милосской. Особняк построен в элегантном неоклассическом стиле. Его фасад украшает массивный греческий портик с колоннами в виде статуй. В советское время здание служило спальным корпусом санатория «Восход».

Коттедж Милош

Картинная галерея Айвазовского

Музей, где выставлены работы известного мариниста И. К. Айвазовского. Первая экспозиция была открыта в 1845 году на территории особняка, где жил художник. В 1922 году он был преобразован в государственный музей. Помимо нескольких сотен работ самого Айвазовского, здесь выставлено около 12 000 картин различных мастеров на морскую тематику.

Картинная галерея Айвазовского

Музей Александра Грина

Мемориальный музей, посвященный писателю А. Грину – создателю повести «Алые паруса» и других не менее интересных произведений. Он расположен в здании 1891 г., в котором с 1924 по 1929 г. жил А. Грин. Боковая стена особняка украшена рельефным панно «Бригантина». Экспозицию составляют предметы быта и интерьера, принадлежавшие писателю. В музее регулярно проходят выставки, творческие вечера и встречи с писателями, художниками и музыкантами.

Музей Александра Грина

Музей Марины и Анастасии Цветаевых

Коллекция музея посвящена крымскому периоду творчества сестер Цветаевых. Он составлен из экспонатов, предоставленных Домом-музеем М. А. Волошина, Феодосийским краеведческим музеем, Картинной галереей. Айвазовский. Многие предметы коллекции были приобретены из частных коллекций. В доме, где располагалась экспозиция, в 1913-14 годах жила А. Цветаева. Ее сестра Марина часто приезжала сюда.

Музей Марины и Анастасии Цветаевых

Музей скульптора Веры Мухиной

Вера Мухина прославилась на весь мир благодаря своей 25-метровой монументальной скульптуре «Рабочий и колхозница», созданной специально для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Музей, посвященный скульптору, был открыт в 1985 году на том самом месте, где находился дом семьи Веры Игнатьевны. В экспозиции воспроизведены фрагменты комнаты В. Мухиной и ее творческой мастерской.

Музей скульптора Веры Мухиной

Феодосийский краеведческий музей

В 1811 году был открыт Феодосийский музей древностей (позже переименованный в Краеведческий музей). Сначала он просто служил хранилищем артефактов. В 1871 году для значительно расширившейся коллекции на средства И.К. Айвазовский. В 20 веке экспозиция переезжала еще два раза, пока не обосновалась в особняке 19-20 веков, где и находится до сих пор.

Феодосийский краеведческий музей

Феодосийский музей денег

С древних времен на территории Феодосии чеканили монеты. Свои деньги были у древних греков, генуэзцев и крымских татар. В начале 19 века в рамках Феодосийского музея древностей была создана первая нумизматическая экспозиция. Современный музей денег был основан в 2003 году по инициативе местного коллекционера О. А. Романович. На данный момент в его фондах насчитывается около 30 тысяч монет, самые старые из которых датируются 7 веком до нашей эры. е.

Феодосийский музей денег

Церковь Сурб Саргис

Армянский храм 1330 года, который в XIV-XVI веках служил духовным культурно-просветительским центром армянской диаспоры. Здесь работали выдающиеся мыслители и художники того времени – Бабердеци, Аветис, Христосатор, Симеон и другие. Ценные рукописи, созданные в этой церкви, хранятся в Париже, Иерусалиме и Вене. Рядом с храмом находится кладбище, где И.К. Айвазовский похоронен.

Церковь Сурб Саргис

Могила И. К. Айвазовского

Выдающийся художник-маринист был похоронен во дворе армянской церкви Сурб Саркис на почетном месте за особо ценный вклад в культурное развитие Феодосии и всего Крыма. В начале 20 века по заказу вдовы художника на его могиле было установлено мраморное надгробие работы итальянского скульптора Биоджоли. В 1944 году она сама была похоронена рядом с художником.

Могила И. К. Айвазовского

Храм Иверской иконы Божией Матери

Первые упоминания о храме относятся к 14 веку, хотя считается, что он существовал задолго до этого времени. До прихода в Крым турок-османов храм был армянской церковью Святого Иоанна Крестителя. В конце 19 века он был переосвящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Последние реставрационные работы здесь проводились в 1996 году. В настоящий момент церковь действующая.

Храм Иверской иконы Божией Матери

Мечеть Муфти-Джами

Историческая Пятничная мечеть Феодосии, построенная в первой половине 17 века. Здание построено на средства турецкой общины по образцу стамбульских храмов. В конце 18 века, после вхождения Крыма в состав Российской империи и до начала 20 века на территории мечети располагалась католическая армянская церковь. В 1990-х годах здание было возвращено мусульманской общине.

Мечеть Муфти-Джами

Церковь Святого Георгия

В XIV веке храм был католиконом (главным храмом) армянского католического монастыря Святого великомученика Георгия Победоносца. В те времена отсюда в Святую Землю отправлялись многочисленные паломники. В 19 веке церковь была перестроена, в результате чего появилась характерная для русского храмового зодчества восьмиугольная купольная башня.

Церковь Святого Георгия

Церковь Святой Екатерины

Храм был заложен в 1892 году в день рождения Екатерины II. Проект постройки создан в соответствии с архитектурными традициями XVII века. Здание было возведено командой добровольцев на безвозмездной основе. Церковь Святой Екатерины – очень красивое и изящное сооружение, украшающее городской пейзаж. Его фасад усыпан многочисленными декоративными арками и росписями и увенчан позолоченными куполами.

Церковь Святой Екатерины

матросский парк

Парк расположен на месте большого невольничьего рынка в ранний османский период. На базаре продавали рабов, пригнанных татарами из Южной Руси и Восточной Европы. Площадь заложена в память о моряках, погибших при обороне Феодосии в годы Великой Отечественной войны. Территория парка украшена деревянными скульптурами из старых стволов деревьев.

Матросский парк

Фонтан Айвазовского

Открытие фонтана состоялось в 1888 году. Сначала городские власти хотели назвать его в честь Александра III, но император предпочел, чтобы источник был назван именем И.К. Айвазовского, учитывая заслуги художника перед городом (особенно то, что он был построен на средства живописца). Фонтан входил в состав водопровода Феодосия-Субаш, снабжавшего Феодосию пресной водой.

Фонтан Айвазовского

Фонтан «Доброму гению»

Памятный фонтан 2004 года, возведенный в честь И.К. Айвазовский. Первый памятник был создан благодарными горожанами в 1890 году в честь дня, когда художник передал Феодосии пожертвование на 50 000 ведер воды в день из Субашских источников, принадлежавших его супруге. В годы Великой Отечественной войны памятник загадочным образом исчез. Новый памятник был построен спустя полвека на муниципальные средства.

Фонтан «Доброму гению»

Феодосийский дельфинарий "Немо"

Дельфинарий открылся в 2012 году и с тех пор стал популярной достопримечательностью города. Это полноценный развлекательный центр для всей семьи. Здесь можно посетить развлекательные шоу с участием дельфинов и морских львов, поплавать с этими удивительными животными, а также сфотографироваться и получить заряд позитива на много дней вперед.

Феодосийский дельфинарий Немо

Первый городской пляж

Песчаный пляж в центральной части города, протянувшийся на 300-350 метров вдоль берега моря. Его ширина колеблется от 40 до 50 метров. Благодаря удобному спуску в море, а также мелкому и пологому дну, пляж пользуется большой популярностью у туристов с детьми. Здесь создана вся необходимая инфраструктура для комфортного проживания. Купаться на пляже можно с весны, так как вода здесь прогревается довольно быстро.

Первый городской пляж

Пляж "Галька"

Пляж протяженностью около 1 км, расположен в центральной части Феодосии. Он состоит из смеси мелкой гальки и песка и имеет пологий вход в море. На территории пляжа есть развлекательный комплекс с аттракционами, прокатом водных видов транспорта, кафе и многочисленными сувенирными палатками. В высокий сезон пляж посещает достаточно большое количество туристов, поэтому здесь может быть тесно.

Пляж Галька

золотой пляж

Ухоженный песчаный пляж, расположенный в одной из лучших курортных зон городского округа Феодосия. Место отличается удобным расположением, отличным климатом и теплой водой. Отсюда открывается живописный вид на залив. Пляж оборудован парковкой и спортивными площадками. Большая часть его территории принадлежит одноименному туристическому комплексу.

Золотой пляж

Пляжный клуб 117

Популярное место отдыха, расположенное на 117 км трассы Симферополь-Керчь. Комплекс Beachclub 117 включает в себя пляж, ночной клуб, дневной бар и ресторан. Здесь постоянно проходят музыкальные фестивали и праздники, на которые приглашаются известные ди-джеи. Днем посетители могут заняться водными видами спорта, позагорать или поиграть в волейбол, а ночью потанцевать под хорошую музыку.

Пляжный клуб 117

Ильинский маяк

Здание расположено на мысе Святого Ильи, в 4,5 км от центра Феодосии. Маяк вступил в строй в 1899 году. В 1910 году его несколько примитивное оборудование было модернизировано. Последняя замена устаревших конструкций на современные происходила в 2006 году. Пространство возле маяка служит отличной смотровой площадкой для туристов. Отсюда открывается панорамный вид на живописную гавань.

Ильинский маяк

Top 25 attractions of Feodosia, Russia

516
62 852

One of the warmest and sunniest resorts in Crimea is Feodosiya district. The sea here warms up already in early June, so the swimming season lasts longer than in other parts of the peninsula. Feodosia is located on a long sandy coast, which is why local beaches are considered the most convenient and comfortable for recreation.

In terms of the number of historical sights, the city is not inferior to Sevastopol and the iconic places of the southern coast of Crimea. There are many medieval temples, the ancient Kafa fortress, as well as picturesque mansions of the 19th-20th centuries. Many places in Feodosia are associated with the name of the great artist I.K. Aivazovsky, who was born here, lived and created his incomparable seascapes.

What to see and where to go in Feodosia?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Genoese fortress Kafa

Medieval fortification of the XIV century, built during the time of the Republic of Genoa that existed in the Crimea. The residence of the bishop, the consular palace, the court, administrative offices and utility rooms were located here. Most of the buildings were demolished in the 19th century. Only part of the walls, several towers, a bridge, Armenian churches and the building of Turkish baths have survived to this day.

Genoese fortress Kafa

Saint Constantine's Tower

The construction was erected in 1382 to protect Feodosia (Kafa) from an attack from the sea. In 1475, after the capture of the Crimea by the Ottoman Turks, an additional bastion was added to the tower (today only the foundation has been preserved from it). At the beginning of the 20th century, the tower of St. Constantine was restored by specialists invited from Italy. In this form, it has reached our days.

Saint Constantine

Cottage Stamboli

Villa on Aivazovsky Prospekt, built in 1914 for the merchant I. Stamboli. After the October Revolution of 1917, the dacha was nationalized. Since 1921, a sanatorium was located here, later - a military hospital and a clinic. After the collapse of the USSR, the premises became private property, and a restaurant operated on its territory. Since 2013, the Museum of Underwater Archeology has been operating here.

Cottage Stamboli

Cottage Milos

The construction was erected in 1911 according to the project of M. F. Piskunov for I. S. Krymov, a descendant of the ancient Karaite dynasty. The name "Dacha Miloss" was given in honor of the goddess Venus de Milo. The mansion is built in an elegant neoclassical style. Its façade is decorated with a massive Greek portico with columns in the form of statues. In Soviet times, the building served as a dormitory building of the Voskhod sanatorium.

Cottage Milos

Aivazovsky Art Gallery

Museum where the works of the famous seascape painter I. K. Aivazovsky are exhibited. The first exposition was opened in 1845 on the territory of the mansion where the artist lived. In 1922 it was transformed into a state museum. In addition to several hundred works by Aivazovsky himself, about 12,000 marine-themed paintings by various masters are exhibited here.

Aivazovsky Art Gallery

Alexander Grin Museum

Memorial Museum dedicated to the writer A. Green - the creator of the story "Scarlet Sails" and other equally interesting works. It is located in the building of 1891, in which A. Green lived from 1924 to 1929. The side wall of the mansion is decorated with a relief panel "Brigantine". The exposition consists of household and interior items belonging to the writer. The museum regularly hosts exhibitions, creative evenings and meetings with writers, artists, and musicians.

Alexander Grin Museum

Museum of Marina and Anastasia Tsvetaeva

The museum's collection is dedicated to the Crimean period of creativity of the Tsvetaev sisters. It is made up of exhibits provided by the House-Museum of M. A. Voloshin, the Feodosia Museum of Local Lore, the Art Gallery. Aivazovsky. Many items in the collection were purchased from private collections. In the house where the exposition was located, A. Tsvetaeva lived in 1913-14. Her sister Marina used to come here often.

Museum of Marina and Anastasia Tsvetaeva

Museum of the sculptor Vera Mukhina

Vera Mukhina became famous all over the world thanks to her 25-meter monumental sculpture "Worker and Collective Farm Girl", created especially for the World Exhibition in Paris in 1937. The museum dedicated to the sculptor was opened in 1985 on the very spot where the house of Vera Ignatievna's family was located. The exposition reproduces fragments of V. Mukhina's room and her creative workshop.

Museum of the sculptor Vera Mukhina

Feodosia Museum of Local Lore

In 1811, the Feodosia Museum of Antiquities was opened (later renamed the Museum of Local Lore). At first, it simply served as an artifact repository. In 1871, a separate building was built for the impressively expanded collection at the expense of I.K. Aivazovsky. In the 20th century, the exposition moved two more times until it settled in a mansion of the 19th-20th centuries, where it is still located.

Feodosia Museum of Local Lore

Feodosia Money Museum

Since ancient times, coins have been minted on the territory of Feodosia. The ancient Greeks, Genoese and Crimean Tatars had their own money. At the beginning of the 19th century, the first numismatic exposition was created within the framework of the Feodosia Museum of Antiquities. The modern museum of money was founded in 2003 on the initiative of O. A. Romanovich, a local collector. At the moment, its funds contain about 30 thousand coins, the oldest of which date back to the 7th century BC. e.

Feodosia Money Museum

Surb Sargis Church

The Armenian temple of 1330, which in the XIV-XVI centuries served as the spiritual cultural and educational center of the Armenian diaspora. Prominent thinkers and artists of that time worked here - Baberdetsi, Avetis, Christosatur, Simeon and others. Valuable manuscripts created in this church are kept in Paris, Jerusalem and Vienna. Near the temple there is a cemetery where I.K. Aivazovsky is buried.

Surb Sargis Church

Grave of I. K. Aivazovsky

The outstanding marine painter was buried in the courtyard of the Armenian church of Surb Sarkis in a place of honor for his especially valuable contribution to the cultural development of Feodosia and the entire Crimea. At the beginning of the 20th century, by order of the artist's widow, a marble tombstone was erected on his grave, made by the Italian sculptor Biogioli. In 1944, she herself was buried next to the artist.

Grave of I. K. Aivazovsky

Temple of the Iberian Icon of the Mother of God

The first mention of the temple dates back to the 14th century, although it is believed that it existed long before that time. Before the arrival of the Ottoman Turks in the Crimea, the temple was the Armenian church of St. John the Baptist. At the end of the 19th century, it was re-consecrated in honor of the Iberian Icon of the Mother of God. The last restoration work was carried out here in 1996. At the moment the church is active.

Temple of the Iberian Icon of the Mother of God

Mufti-Jami Mosque

The historic Friday Mosque of Feodosia, built in the first half of the 17th century. The building was built at the expense of the Turkish community on the model of Istanbul temples. At the end of the 18th century, after the Crimea became part of the Russian Empire and until the beginning of the 20th century, the Catholic Armenian Church was located on the territory of the mosque. In the 1990s the building was returned to the Muslim community.

Mufti-Jami Mosque

Church of St. George

In the XIV century, the temple was the katholikon (main church) of the Armenian Catholic monastery of the Holy Great Martyr George the Victorious. In those days, numerous pilgrims set off from here to the Holy Land. In the 19th century, the church was rebuilt, as a result of which an octagonal domed tower appeared, which is characteristic of Russian temple architecture.

Church of St. George

Church of St. Catherine

The temple was founded in 1892 on the birthday of Catherine II. The construction project was created in accordance with the architectural traditions of the 17th century. The building was erected by a team of volunteers at no cost. The Church of St. Catherine is a very beautiful and elegant building that adorns the city landscape. Its facade is strewn with numerous decorative arches and murals and topped with gilded domes.

Church of St. Catherine

sailor park

The park is located on the site of a large slave market during the early Ottoman period. Slaves driven by the Tatars from South Rus' and Eastern Europe were sold at the market. The square was laid out in memory of the sailors who died during the defense of Feodosia during the Great Patriotic War. The territory of the park is decorated with wooden sculptures made from old tree trunks.

Sailor park

Fountain of Aivazovsky

The opening of the fountain took place in 1888. At first, the city authorities wanted to name it in honor of Alexander III, but the emperor preferred that the spring be named after I.K. Aivazovsky, given the artist's services to the city (especially the fact that it was built at the expense of the painter). The fountain was part of the Feodosia-Subash water pipeline, which supplied Feodosia with fresh water.

Fountain of Aivazovsky

Fountain "To the Good Genius"

Commemorative fountain of 2004, erected in honor of I.K. Aivazovsky. The first monument was created by grateful townspeople in 1890 in honor of the day when the artist gave Feodosia a donation for 50,000 buckets of water per day from the Subash springs, which belonged to his wife. During the Great Patriotic War, the monument mysteriously disappeared. The new monument was built half a century later with municipal funds.

Fountain To the Good Genius

Feodosia Dolphinarium "Nemo"

The Dolphinarium opened in 2012 and has since become a popular city attraction. It is a complete entertainment center for the whole family. Here you can visit entertaining shows with the participation of dolphins and sea lions, swim with these amazing animals, as well as take pictures and get a positive charge for many days ahead.

Feodosia Dolphinarium Nemo

First city beach

Sandy beach in the central part of the city, stretching for 300-350 meters along the seashore. Its width ranges from 40 to 50 meters. Thanks to a convenient descent into the sea, as well as a shallow and gently sloping bottom, the beach is very popular among tourists with children. All the necessary infrastructure for a comfortable stay has been created here. You can swim on the beach since spring, as the water here warms up quite quickly.

First city beach

Beach "Pebbles"

The beach is about 1 km long, located in the central part of Feodosia. It consists of a mixture of small pebbles and sand and has a gentle entrance to the sea. On the territory of the beach there is an entertainment complex with attractions, rental of water modes of transport, cafes and numerous souvenir tents. In the high season, the beach is visited by a sufficiently large number of tourists, so it can be crowded here.

Beach Pebbles

golden beach

A well-groomed sandy beach, located in one of the best resort areas of the urban district of Feodosia. The place is distinguished by its convenient location, excellent climate and warm water. From here you have a picturesque view of the bay. The beach is equipped with parking and sports grounds. Most of its territory belongs to the tourist complex of the same name.

Golden beach

Beach Club 117

A popular holiday destination located on the 117th km of the Simferopol-Kerch highway. The Beachclub 117 complex includes a beach, a nightclub, a day bar and a restaurant. Music festivals and holidays are constantly held here, to which famous DJs are invited. During the daytime, visitors can go in for water sports, sunbathe or play volleyball, and at night they can dance to good music.

Beach Club 117

Ilyinsky lighthouse

The building is located on Cape St. Elijah, 4.5 km from the center of Feodosia. The lighthouse went into operation in 1899. In 1910, his somewhat primitive equipment was modernized. The last replacement of obsolete structures with modern ones took place in 2006. The space near the lighthouse serves as an excellent viewing platform for tourists. From here you have a panoramic view of the picturesque harbor.

Ilyinsky lighthouse