Топ 20 — достопримечательности Белгорода, Россия

1136
23318

Белгородцы считают, что к основанию их города приложил руку князь Владимир Красное Солнышко, хотя архитектурных памятников того времени (или их руин) здесь практически не найти. Древнейшие храмы Белгорода относятся к XVII-XVIII векам, остальные достопримечательности – достояние более поздних эпох.

Город в первую очередь будет интересен любителям музеев и парков, а также современным дизайном здания филармонии и оригинальным видом построенного в наше время храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Белгород выглядит вполне приятно, особенно в теплое время года, когда наступает пора долгих вечерних прогулок и череды солнечных дней. Летом хорошо прогуляться по одной из центральных площадей, покататься на велосипеде или посидеть в небольшом кафе.

Что посмотреть и куда пойти в Белгороде?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Соборная площадь

Центральная площадь с расположенными вокруг музеями и общественными зданиями. Он отличается от аналогичных мест в других городах оригинальным рисунком мощения – на брусчатке выложен круг в виде солнца, в центре которого помещена медная карта Белгородской области, а по периметру являются гербами всех областей и районов области. На площади часто проходят праздники, парады, митинги и другие мероприятия.

Соборная площадь

Памятник Владимиру Великому

Памятник расположен на Харьковской горе. Семиметровая фигура князя установлена ​​на 15-метровом постаменте. Вся конструкция возвышается над окружающим пространством и хорошо видна издалека. Считается, что именно Владимир основал первое поселение на месте Белгорода, хотя документальных подтверждений этому факту нет. Памятник в его честь был установлен в 1998 году, на его изготовление ушло 1,5 тонны меди.

Памятник Владимиру Великому

«Курская битва. Белгородское направление»

Музей-диорама, посвященный Прохоровской битве. Он открылся в 1987 году. Экспозиция состоит из военной техники, размещенной на смотровой площадке под открытым небом, и главного корпуса, в котором размещены коллекции документов, фотографий, личных вещей и предметов изобразительного искусства, посвященных военной тематике. Центральное место занимает диорама «Огненная дуга», на которой изображен танковый бой под Прохоровкой.

«Курская битва. Белгородское направление»

Музей искусства

Музей открылся в 1983 году в здании бывшего кинотеатра. В конце 1990-х он переехал в новый дом в стиле модерн. Основу художественной коллекции составляют работы местного художника М. Добронравова (несколько сотен полотен). Помимо картин, в галерее хранится и экспонируется более 4 тысяч произведений искусства 18-20 веков. Одновременно в залах музея может проходить до 15 временных выставок, также в здании есть концертный зал.

Музей искусства

Историко-краеведческий музей

Одно из старейших музейных учреждений Белгорода, открытое в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны часть коллекции была разграблена, другая часть уничтожена. Вновь музей открылся в 1948 году, экспонаты пришлось собирать заново. Экспозиции посвящены истории Белгородской области, а также ее роли в судьбе страны. Коллектив ведет активную культурно-просветительскую деятельность, организовывая научные конференции и открытые лекции.

Историко-краеведческий музей

Литературный музей

В 1999 году Литературный музей был открыт как филиал Краеведческого музея в здании усадьбы XVIII века, построенной в стиле классицизма. Здание является памятником архитектуры и является единственным образцом такой постройки в Белгороде. Экспозиция посвящена литературной истории города и творчеству людей, жизнь и деятельность которых были связаны с Белгородом.

Литературный музей

Драматический театр имени М. С. Щепкина

Сцена открылась в 1930-х годах под названием Белгородский совхозный театр. Учреждение было организовано с целью приблизить театральное искусство к народу. Сегодня он располагается в здании 1962 года постройки в классическом стиле с советскими элементами. Репертуар составляют классические и современные спектакли, есть спектакли для детей. Спектакли проходят на большой и малой сценах.

Драматический театр имени М. С. Щепкина

Белгородская государственная филармония

Здание Белгородской государственной филармонии – украшение городского пейзажа

Белгородская государственная филармония

Музей народной культуры

Музей начал свою деятельность в 1999 году как филиал Белгородского государственного центра народного творчества, позже стал самостоятельным учреждением. Коллекции состоят из инструментов, домашней утвари, украшений, одежды, документов, археологических артефактов. Самые древние экспонаты относятся ко временам Хазарского каганата VIII-X веков. В отдельных залах представлены экспозиции, рассказывающие об истории русского крестьянства, традиционных промыслах и ремеслах.

Музей народной культуры

Солнечные часы

Солнечные часы расположены на Народном бульваре в центре Белгорода. Они выполнены из бронзы и гранита и имеют довольно внушительные размеры (диаметр композиции достигает 11 метров). Хронометр был подарен городу его создателем скульптором Т. Костенко в 2008 году. Днем в солнечную погоду часы показывают время с точностью до 10 минут, ночью на циферблате можно увидеть звезды.

Солнечные часы

Памятник честному гаишнику

Прототипом «честного гаишника» послужил вполне реальный персонаж — П.К. Гречихин, работавший в ГИБДД в середине ХХ века. Он прославился тем, что не брал взяток и не прощал нарушителям даже малейшего неуважения к правилам дорожного движения. Странно, что из-за такого усердия его не повысили, и он вышел в отставку в чине старшины. В 2004 году в Белгороде ему установлен памятник.

Памятник честному гаишнику

Спасо-Преображенский собор

Храм построен в 19 веке по проекту Е. А. Васильева на пожертвования прихожан. Раньше на его месте стояла полуразрушенная деревянная церковь. Первый раз собор закрыли в 1930-х годах, второй раз — в 1960-х с передачей здания краеведческому музею, который и занялся его реставрацией. В 1990-х годах храм был возвращен Русской Православной Церкви. В архитектурном отношении здание является образцом русского провинциального классицизма.

Спасо-Преображенский собор

Храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Храм 2000-х годов, посвященный святым мученикам (все их имена содержатся в названии). Здание имеет целых 17 куполов, высота центрального из которых превышает 38 метров. Сооружение выглядит очень живописно: фасад и стены выполнены из дерева и камня, оконные проемы украшены резьбой, главное здание построено в виде сложной, многоярусной конструкции, позолоченные купола ярко блестят на солнце.

Храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Церковь Архангела Гавриила

Здание храма находится на Университетской площади и принадлежит Белгородскому государственному университету. Он был построен в 2001 году по инициативе губернатора Е.С. Савченко. Предполагалось, что основными прихожанами будут студенты. Церковные служители покровительствуют молодежи, ведут с ней духовные беседы и препятствуют укоренению порока в студенческой среде.

Церковь Архангела Гавриила

Успенско-Николаевский собор

Сооружение конца XVII — начала XVIII вв., построенное, в том числе, на пожертвования Петра I. Собор возведен в манере московского зодчества, характерной для церковного строительства того времени. В основе конструкции четырехугольник с пятью куполами и отдельно стоящая шатровая колокольня. С 1986 года Успенско-Николаевский собор признан памятником архитектуры.

Успенско-Николаевский собор

Смоленский собор

Церковь XVIII века в стиле московского барокко, ценный памятник архитектуры и объект культурного наследия. Главный четырехугольник имеет вытянутую прямоугольную форму и заканчивается полукруглой апсидой. Встроенная колокольня состоит из двух ярусов и завершается шпилем с крестом. Фасад и стены не пестрят большим количеством декора. Со стороны здание выглядит достаточно массивным и солидным.

Смоленский собор

Белгородский зоопарк

Городской зоопарк был основан как зооуголок в 1988 году и до 1991 года входил в состав парка «Победа». В нем обитает около 90 видов животных (более 200 особей), 15 видов занесены в Красную книгу. В вольерах живут представители семейства кошачьих, медведи, лисы, волки, а также экзотические верблюды и кенгуру. Для детей есть контактный зоопарк, где можно погладить кроликов, малышей и подержать на руках цыплят.

Белгородский зоопарк

Центральный парк

По традиции центральный городской парк носит имя В. И. Ленина. Он был основан в 1950-х годах. Трудно себе представить, чтобы в то время общественному месту дали другое, нереволюционное название. После почти 50 лет исправной эксплуатации, в начале 2000-х, на территории была проведена масштабная реконструкция, включающая в себя современные аттракционы, детскую площадку и парк аттракционов.

Центральный парк

Парк Победы

Парк был основан в 1989 году на месте, где шли ожесточенные бои во время Второй мировой войны, а 5 августа 1943 года был запущен фейерверк в честь первых побед над немецкой армией. В память о тех событиях в парке установлено несколько мемориалов и заложена Аллея Славы. Также здесь можно увидеть бюсты Героев СССР, в том числе изображение маршала Г.К. Жуков. Пространство украшает небольшой фонтан с красивой подсветкой.

Парк Победы

Пикник-парк в Соломино

Современное парковое пространство, специально организованное для отдыха на природе: пикников, речных и пеших прогулок, велопрогулок, принятия солнечных ванн на пляже в теплую погоду. В Соломино огромное разнообразие развлечений. Посетители могут поиграть в лазертаг и страйкбол, пострелять в тире или попробовать свои силы в веревочном парке. Для самых маленьких есть детская площадка.

Пикник-парк в Соломино

Top 20 attractions of Belgorod, Russia

1 190
23 651

Belgorod residents believe that Prince Vladimir the Red Sun had a hand in the foundation of their city, although one can hardly find architectural monuments of that time (or their ruins) here. The oldest temples of Belgorod belong to the XVII-XVIII centuries, the rest of the sights are the property of later eras.

The city will primarily be of interest to lovers of museums and parks, as well as the modern design of the Philharmonic building and the original appearance of the temple of Faith, Hope, Love and their mother Sophia built in our time.

Belgorod looks quite pleasant, especially in the warm season, when it's time for long walks in the evenings and a series of sunny days. In summer it is good to walk along one of the central squares, ride a bike or sit in a small cafe.

What to see and where to go in Belgorod?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Cathedral Square

Central square with museums and public buildings located around. It differs from similar places in other cities with its original pavement pattern - a circle in the form of a sun is laid out on the paving stones, in the center of which is placed a copper map of the Belgorod region, and around the perimeter there are coats of arms of all regions and districts of the region. Holidays, parades, rallies and other events often take place on the square.

Cathedral Square

Monument to Vladimir the Great

The monument is located on the Kharkov mountain. The seven-meter figure of the prince is placed on a 15-meter pedestal. The entire structure rises above the surrounding space and is clearly visible from afar. It is believed that it was Vladimir who founded the first settlement on the site of Belgorod, although there is no documentary evidence of this fact. The monument in his honor was erected in 1998, it took 1.5 tons of copper to make it.

Monument to Vladimir the Great

"Battle of Kursk. Belgorod direction»

Museum-diorama dedicated to the Battle of Prokhorov. It opened in 1987. The exposition consists of military equipment placed on the observation deck in the open air, and the main building, which houses collections of documents, photographs, personal items and fine art dedicated to military subjects. The central place is occupied by the Arc of Fire diorama, which depicts a tank battle near Prokhorovka.

Battle of Kursk. Belgorod direction»

Art Museum

The museum opened in 1983 in a former cinema building. In the late 1990s, he moved into a new Art Nouveau house. The basis of the art collection is the work of the local artist M. Dobronravov (several hundred canvases). In addition to paintings, more than 4 thousand works of art of the 18th-20th centuries are stored and exhibited in the gallery. At the same time, up to 15 temporary exhibitions can take place in the halls of the museum, and there is also a concert hall in the building.

Art Museum

Museum of History and Local Lore

One of the oldest museum institutions in Belgorod, opened in 1924. During the Second World War, part of the collection was looted, the other part was destroyed. The museum reopened in 1948, the exhibits had to be reassembled. The expositions are devoted to the history of the Belgorod region, as well as its role in the fate of the country. The team is engaged in active cultural and educational activities, organizing scientific conferences and open lectures.

Museum of History and Local Lore

Literary Museum

In 1999, the Literary Museum was opened as a branch of the Museum of Local Lore in the building of an 18th century estate built in the classical style. The building is an architectural monument and is the only example of this style of construction in Belgorod. The exposition is dedicated to the literary history of the city and the work of people whose lives and activities were associated with Belgorod.

Literary Museum

Drama Theater named after M. S. Shchepkin

The stage opened in the 1930s under the name of the Belgorod State Farm Theatre. The institution was organized in order to bring theatrical art closer to the people. Today it is located in a 1962 building built in a classical style with Soviet elements. The repertoire is made up of classical and modern performances, there are performances for children. Performances are held on the big and small stages.

Drama Theater named after M. S. Shchepkin

Belgorod State Philharmonic

The building of the Belgorod State Philharmonic Society is an adornment of the city landscape; it stands out favorably against the background of other buildings. It acquired its modern look after the reconstruction of the 2000s. Symphony, jazz and several chamber orchestras, a choir, a choreographic ensemble and a show ballet perform at three concert venues (large, small and Gothic-style organ hall).

Belgorod State Philharmonic

Museum of Folk Culture

The museum started operating in 1999 as a branch of the Belgorod State Center for Folk Art, later it became an independent institution. The collections consist of tools, household utensils, jewelry, clothing, documents, archaeological artifacts. The most ancient exhibits date back to the times of the Khazar Khaganate of the 8th-10th centuries. In separate rooms, expositions are presented that tell about the history of the Russian peasantry, traditional crafts and crafts.

Museum of Folk Culture

Sundial

The sundial is located on Narodny Boulevard in the center of Belgorod. They are made of bronze and granite and have quite impressive dimensions (the diameter of the composition reaches 11 meters). The chronometer was presented to the city by its creator, sculptor T. Kostenko, in 2008. During the day in sunny weather, the clock shows the time with an accuracy of 10 minutes, at night you can see the stars on the dial.

Sundial

Monument to an honest traffic cop

The prototype of the "honest traffic cop" was a very real character - P.K. Grechikhin, who worked in the traffic police in the middle of the 20th century. He became famous for not taking bribes and not forgiving violators even the slightest disrespect for traffic rules. It is strange that due to such zeal, he was not promoted, and he retired with the rank of foreman. A monument in his honor was erected in Belgorod in 2004.

Monument to an honest traffic cop

Transfiguration Cathedral

The temple was built in the 19th century according to the project of E. A. Vasilyev with donations from parishioners. Previously, a dilapidated wooden church stood in its place. The first time the cathedral was closed in the 1930s, the second time in the 1960s with the transfer of the building to the local history museum, which took care of its restoration. In the 1990s, the temple was returned to the Russian Orthodox Church. In architectural terms, the building is an example of Russian provincial classicism.

Transfiguration Cathedral

Temple of Faith, Hope, Love and their mother Sophia

Temple of the 2000s, dedicated to the holy martyrs (all their names are contained in the title). The building has as many as 17 domes, the height of the central one exceeds 38 meters. The structure looks very picturesque: the facade and walls are made of wood and stone, the window openings are decorated with carvings, the main building is built in the form of a complex, multi-tiered structure, gilded domes gleam brightly in the sun.

Temple of Faith, Hope, Love and their mother Sophia

Church of the Archangel Gabriel

The building of the temple is located on the University Square and belongs to the Belgorod State University. It was built in 2001 on the initiative of the Governor E.S. Savchenko. It was assumed that the main parishioners would be students. Church ministers patronize young people, conduct spiritual conversations with them and prevent the rooting of vice in the student environment.

Church of the Archangel Gabriel

Assumption-Nikolaev Cathedral

The construction of the late XVII - early XVIII centuries, which was built, including donations from Peter I. The cathedral was erected in the manner of Moscow architecture, characteristic of church construction at that time. The construction is based on a quadrangle with five domes and a free-standing hipped bell tower. Since 1986, the Assumption-Nikolaev Cathedral has been recognized as an architectural monument; in 1993, a convent was founded under it.

Assumption-Nikolaev Cathedral

Smolensky Cathedral

An 18th-century church in the Moscow Baroque style, a valuable architectural monument and cultural heritage site. The main quadrangle has an elongated rectangular shape and ends with a semicircular apse. The built-in bell tower consists of two tiers and ends with a spire with a cross. The facade and walls are not full of a lot of decor. From the side, the building looks quite massive and solid.

Smolensky Cathedral

Belgorod Zoo

The city zoo was founded as a zoo corner in 1988 and until 1991 was part of the Pobeda park. About 90 species of animals (more than 200 individuals) live in it, 15 species are listed in the Red Book. Representatives of the cat family, bears, foxes, wolves, as well as exotic camels and kangaroos live in the enclosures. There is a petting zoo for children, where you can stroke rabbits, kids and hold chickens in your arms.

Belgorod Zoo

Central Park

By tradition, the central city park bears the name of V. I. Lenin. It was founded in the 1950s. It is hard to imagine that at that time a public place would have been given a different, non-revolutionary name. After almost 50 years of proper operation, in the early 2000s, the territory underwent a large-scale reconstruction, which included modern attractions, a children's playground and an amusement park.

Central Park

Victory Park

The park was founded in 1989 on the site where fierce battles took place during the Second World War, and on August 5, 1943, fireworks were launched in honor of the first victories over the German army. In memory of those events, several memorials were erected in the park and an Alley of Glory was laid. Also here you can see the busts of the Heroes of the USSR, including the image of Marshal G.K. Zhukov. The space is decorated with a small fountain equipped with beautiful lighting.

Victory Park

Picnic Park in Solomino

Modern park space, specially organized for outdoor recreation: picnics, river and hiking trips, cycling, sunbathing on the beach in warm weather. Solomino has a huge variety of entertainment. Visitors can play laser tag and airsoft, shoot at a shooting range or try their hand at a rope park. For the little ones there is a children's playground.

Picnic Park in Solomino