Топ 25 — достопримечательности Самары, Россия

1 281
37 249

Самара — живописный город на Волге, где приятно прогуляться по самой длинной в России набережной, отдохнуть в зеленых парках или сходить в один из местных музеев. Архитектура Самары отличается своим разнообразием – в ней представлена ​​как традиционная классика, воплощенная в городских особняках и храмах, так и более современный модерн, и социалистический конструктивизм.

Туристические жемчужины города — музей «Космическая Самара», Иверский монастырь, пивоварня «Жигули» и секретный сталинский бункер. Для разнообразия можно отправиться в национальный парк «Самарская Лука» или полюбоваться Волгой со смотровой площадки «Вертолет». Словом, каждый гость найдет себе занятие по душе.

Что посмотреть и куда пойти в Самаре?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Самарская набережная

Городская набережная считается самой длинной на Волге, ее длина составляет около 5 км. Благоустройство прибрежной территории началось в 19 веке, до этого здесь было лишь нагромождение неприглядных построек. Современная набережная состоит из четырех участков (по количеству очередей строительства), спускающихся террасами к реке. Здесь часто проходят праздничные городские мероприятия.

Самарская набережная

Жигулевский пивоваренный завод

Один из старейших пивоваренных заводов России, основанный в 1881 году выходцем из Австрии А. фон Вакано. Здесь можно попробовать не только оригинальные сорта пенного напитка, но и отправиться на экскурсию и понаблюдать за процессом производства. Завод прекратил работу только в период 1915-1923 годов, когда местные власти развернули кампанию по борьбе с пьянством, в остальное время он функционировал бесперебойно.

Жигулевский пивоваренный завод

Бункер Сталина

Секретный штаб Верховного главнокомандующего, созданный на случай ядерной войны. Такие приюты в советское время были организованы в разных городах. Лишь в 1990 году самарский объект был рассекречен. Бункер лежит на глубине нескольких десятков метров под зданием Академии культуры и искусства. Он надежно защищен от любых вредных последствий самых страшных бомбардировок. Сегодня вы можете совершить экскурсию по приюту.

Бункер Сталина

Музей "Космос Самара"

Музей открылся в 2001 году 12 апреля, в День космонавтики. Это целый архитектурный ансамбль, состоящий из памятника-ракеты и тематической экспозиции, в которую входят самолеты, техника, скафандры, образцы «космической» еды. Часть экспозиции оформлена в стиле фантастического фильма, что позволяет посетителям полностью погрузиться в мир будущего.

Музей Космос Самара

Самарский художественный музей

Коллекция создана в 1897 году при непосредственном участии самарских живописцев. В нем собраны произведения местных художников 19-20 веков, а также образцы русского искусства прошлых веков, в том числе работы художников-авангардистов начала 20 века и представителей советского искусства 1920-х-70-х годов. Экспозиция занимает два здания – особняк, некогда принадлежавший Волжско-Камскому банку, и имение купцов Шихобаловых.

Самарский художественный музей

Детская художественная галерея

Музей расположен на территории купеческого особняка, принадлежавшего И. А. Те-Клодту. Этот дом является памятником архитектуры XIX века. Выставка открылась в 1990 году и была создана специально для юных зрителей. Здесь выставлены работы детей, студентов и выпускников художественных школ, а также картины профессиональных живописцев. За сравнительно недолгую историю своего существования в музее прошло большое количество международных выставок.

Детская художественная галерея

особняк Курлиной

Дом начала 20 века в стиле модерн, построенный по заказу купца А. Г. Курлина для его жены. Он стал одним из первых зданий в Самаре, построенных в этом архитектурном стиле. С 1970-х годов на его территории располагается историко-краеведческий музей. После реконструкции 2008–2012 годов в особняке разместился Музей модерна, который вскоре стал одной из самых популярных галерей города.

Особняк Курлиной

дом со слонами

Еще одно здание в стиле модерн, украшающее городской пейзаж. Он был возведен в 1909 году по совместному проекту архитектора В. В. Тепфера и художника, мецената и купца К. П. Головкина, заказавшего здание. Особняк выполнен в стиле венского сецессиона, довольно нетипичного для провинциального градостроительства России начала ХХ века.

Дом со слонами

Самарская государственная филармония

Главный концертный зал города, где проходят выступления местного симфонического оркестра и приезжих музыкальных коллективов. Также время от времени проходят лекции. До 1940 г. филармония располагалась в здании цирка-театра «Олимп», на сцене которого выступали Ф. Шаляпин, А. Блок, В. Маяковский, И. Козловский и Л. Собинов. Современный зал был построен в 1988 году.

Самарская государственная филармония

Театр оперы и балета

Сцена была основана в 1931 году. Премьерной постановкой была выбрана знаменитая опера М. Мусоргского «Борис Годунов». Через два года в театре появилась балетная труппа. Здание музыкального театра на пл. Куйбышев — яркий образец монументальной архитектуры 1930-х годов. До революции это место называлось Соборной площадью. Здесь располагался Храм Христа Спасителя, на месте которого сейчас стоит опера.

Театр оперы и балета

Самарский драматический театр имени М. Горького

Драматический театр существует в Самаре с середины 19 века. Сначала он размещался в деревянном здании, а в 1888 г. переехал в живописный каменный особняк, построенный по проекту М. Н. Чичагова в изящном псевдорусском стиле. На сцене ставятся как классические, так и современные произведения, так как руководство старается угодить публике разных возрастов и взглядов.

Самарский драматический театр имени М. Горького

Иверский монастырь

Православный женский монастырь, основанный в 1850 году и успешно развивавшийся вплоть до событий Революции 1917 года (к началу 20 века в нем проживало около 400 монахинь). При монастыре действовали больница, школа и ремесленные мастерские. После закрытия в 1925 году религиозный комплекс постепенно пришел в упадок. Возрождение произошло в 1992 году – были восстановлены уцелевшие храмы и здания, возобновлены богослужения.

Иверский монастырь

Покровский собор

Храм украшает центральную часть города, которая в начале 19 века считалась пригородом. Собор построен в 1861 году на средства купцов Шихобаловых. Здание выполнено в стиле московского каменного зодчества, внутри стены расписаны фресками в итальянском стиле. Интерьер церкви отделан искусственным мрамором, который в то время ценился даже больше, чем натуральный.

Покровский собор

Храм Святого Сердца Иисуса

Католическая церковь, построенная в 1906 году в стиле неоготики по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Храм действовал до начала 1920-х годов, после чего был закрыт. С 1941 года на его территории располагается Самарский краеведческий музей. В 1991 году здание было возвращено католической общине, после чего началась реставрация. Внутри хранятся мощи святого Мартина де Порреса.

Храм Святого Сердца Иисуса

Скульптура «Бурлаки на Волге».

Скульптурная группа создана по мотивам одноименной картины И. Репина. Композиция была установлена ​​на набережной в 2014 году в день 170-летия со дня рождения живописца. Скульптура является практически полной копией полотна (она даже «одета» в раму картины), только теперь зритель сможет рассмотреть объемные фигуры бурлаков со всех сторон. Автором работы стал самарский скульптор Н. Куклев.

Скульптура «Бурлаки на Волге».

Памятник Чапаеву

Памятник установлен в 1932 году на площади им. Чапаев. Композиция изображает группу красноармейцев во главе с хрестоматийным героем Гражданской войны. Открытие памятника было приурочено к 15-летию Октябрьской революции. Образ Чапаева был списан с его сына, позировавшего скульптору при создании статуи. Интересно, что в Санкт-Петербурге есть точная копия этого памятника.

Памятник Чапаеву

Памятник князю Григорию Засекину

Князь Григорий Засекин считается основателем Самары. Памятник в его честь установлен на набережной в 2014 году к 428-й годовщине основания города. Скульптура изготовлена ​​по проекту московского мастера К. Саркисова на Смоленском литейном заводе. Фигура князя восседает на коне, в руках он держит знамя с ликом Христа. Композиция установлена ​​на квадратном постаменте весом 40 тонн.

Памятник князю Григорию Засекину

Памятник "Самарская ладья"

Открытие памятника было приурочено к 400-летию Самары. Памятник представляет собой русскую ладью с парусом. Корабль является символом города, история которого неразрывно связана с великой рекой Волгой. «Самарская ладья» украшает набережную и является местом проведения свадебных фотосессий, встреч, народных гуляний и других мероприятий. Рядом с памятником установлены скамейки, где можно отдохнуть после прогулки по побережью.

Памятник Самарская ладья

Монумент Славы

Памятник посвящен работникам авиационной промышленности Куйбышева, внесшим огромный вклад в Победу 1945 года. Он выполнен в виде 40-метровой стелы, увенчанной 13-метровой фигурой мужчины с условная модель самолета в руках. На создание композиции каждый рабочий Куйбышевского завода пожертвовал 1 рубль из своей зарплаты. Над проектом работали О. С. Кирюхин и П. И. Бондаренко.

Монумент Славы

Ленинградская улица

Туристическая аллея в историческом центре Самары. Его длина составляет 1,7 км. Один из его участков между улицами Галактионовской и Куйбышева является пешеходным. Улица появилась в Самаре в 19 веке, с тех пор несколько раз меняла название. Здесь есть особняки XIX-XX веков и современные постройки. Некоторые из этих сооружений до сих пор сохраняют свои исторические названия.

Ленинградская улица

Железнодорожная станция

Современное здание вокзала было возведено в 2001 году. Это многофункциональный комплекс с залами ожидания, Куйбышевским магистральным музеем и смотровой площадкой. То есть пассажиры могут разбавить скучное ожидание посещением экспозиции и любованием городскими пейзажами. Станция считается самой высокой среди всех европейских железнодорожных вокзалов.

Железнодорожная станция

Струковский сад

Сквер на берегу Волги, основанный в 1851 году. Раньше здесь был лесной массив, принадлежавший государственному чиновнику Г. Н. Струкову. В советское время сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького. Здесь работали аттракционы, кафе, концертная площадка и бассейн. Сегодня этому месту возвращено его историческое название. Струковский сад идеален для прогулок.

Струковский сад

Парк имени Юрия Гагарина

Парк появился в 1976 году в Промышленном районе, со всех сторон окруженном жилыми домами. В 1930-х и 1940-х годах здесь располагались дачи сотрудников НКВД, а рядом находились захоронения расстрелянных во время репрессий. До 1997 года на территории располагался городской зоопарк. В парке работают аттракционы

Парк имени Юрия Гагарина

Национальный парк «Самарская Лука»

Государственный заказник в излучине Волги. На его территории находятся Приволжская возвышенность и Жигулевские горы. Национальный парк был основан в 1984 году для сохранения флоры и фауны региона. Растительный мир представлен более чем 1000 видами, животный мир несколькими сотнями млекопитающих, рыб и птиц. Среди них кабаны, горностаи, ласки, барсуки, зеленые дятлы, домовые воробьи.

Национальный парк «Самарская Лука»

Смотровая площадка "Вертолет"

Вертолет предлагает лучшие виды на завораживающие пейзажи Волги. Пожалуй, это лучшая смотровая площадка в Самарской области, оборудованная всем необходимым для удобства посетителей: есть ресторан, кафе, парковка, террасы, скамейки. Такое название место получило из-за того, что в прошлом служебный вертолет главного конструктора СНТК им. Кузнецова.

Смотровая площадка Вертолет

Top 25 attractions of Samara, Russia

1 340
37 643

Samara is a picturesque city on the Volga, where it is pleasant to stroll along the longest embankment in Russia, relax in green parks or go to one of the local museums. Samara's architecture is distinguished by its diversity - it presents both traditional classics, embodied in city mansions and temples, as well as more modern modernism, and socialist constructivism.

The tourist pearls of the city are the Kosmicheskaya Samara Museum, the Iversky Monastery, the Zhiguli Brewery and the secret Stalinist bunker. For a change, you can go to the Samarskaya Luka National Park or admire the Volga from the Helicopter observation deck. In short, every guest will find something to their liking.

What to see and where to go in Samara?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Samara embankment

The city embankment is considered the longest on the Volga, its length is about 5 km. The improvement of the coastal territory began in the 19th century, before that there was only a pile of unsightly buildings. The modern promenade consists of four sections (according to the number of construction phases), terraced down to the river. It often hosts festive city events.

Samara embankment

Zhiguli Brewery

One of the oldest breweries in Russia, founded in 1881 by A. von Vakano, a native of Austria. Here you can try not only the original varieties of foamy drink, but also go on an excursion and watch the production process. The plant stopped working only in the period 1915-1923, when the local authorities launched a campaign to combat drunkenness, the rest of the time it functioned smoothly.

Zhiguli Brewery

Stalin's bunker

The secret headquarters of the Supreme Commander-in-Chief, created in the event of a nuclear war. Such shelters in Soviet times were organized in different cities. Only in 1990, the Samara object was declassified. The bunker lies at a depth of several tens of meters under the building of the Academy of Culture and Art. It is reliably protected from any harmful consequences of the most terrible bombardments. Today you can take a guided tour of the shelter.

Stalin

Museum "Space Samara"

The museum opened in 2001 on April 12, Cosmonautics Day. It is a whole architectural ensemble, consisting of a monument-rocket and a thematic exposition, which includes aircraft, equipment, spacesuits, samples of "space" food. Part of the exhibition is designed in the style of a science fiction film, which allows visitors to fully immerse themselves in the world of the future.

Museum Space Samara

Samara Art Museum

The collection was created in 1897 with the direct participation of Samara painters. It contains works by local artists of the 19th-20th centuries, as well as samples of Russian art of past centuries, including works by avant-garde artists of the early 20th century and representatives of Soviet art of the 1920s-70s. The exposition occupies two buildings - a mansion that once belonged to the Volga-Kama Bank, and the estate of the merchants Shikhobalovs.

Samara Art Museum

Children's art gallery

The museum is located on the territory of a merchant's mansion that belonged to I. A. Te-Klodt. This house is an architectural monument of the XIX century. The exhibition opened in 1990 and was specially created for young viewers. Works of children, students and graduates of art schools are exhibited here, as well as paintings by professional painters. During the relatively short history of its existence, the museum hosted a large number of international exhibitions.

Children

Kurlina's mansion

The house of the beginning of the 20th century in the Art Nouveau style, built by order of the merchant A. G. Kurlin for his wife. It became one of the first buildings in Samara erected in this architectural style. Since the 1970s, a local history museum has been located on its territory. After the reconstruction of 2008–2012, the mansion houses the Art Nouveau Museum, which soon became one of the most popular galleries in the city.

Kurlina

house with elephants

Another building in the Art Nouveau style, decorating the urban landscape. It was erected in 1909 according to a joint project of the architect V. V. Tepfer and K. P. Golovkin, an artist, patron of the arts and merchant, who ordered the building. The mansion is made in reference to the style of the Vienna Secession, which is rather atypical for provincial urban planning in Russia at the beginning of the 20th century.

House with elephants

Samara State Philharmonic

The main concert hall of the city, where performances of the local symphony orchestra and visiting musical groups take place. There are also lectures from time to time. Until 1940, the Philharmonic was located in the building of the circus-theater "Olympus", on the stage of which F. Chaliapin, A. Blok, V. Mayakovsky, I. Kozlovsky and L. Sobinov performed. The modern hall was erected in 1988.

Samara State Philharmonic

Opera and Ballet Theatre

The scene was founded in 1931. The famous opera by M. Mussorgsky "Boris Godunov" was chosen as the premiere production. Two years later, the theater acquired a ballet troupe. The building of the musical theater on the square. Kuibyshev is a prime example of the monumental architecture of the 1930s. Before the revolution, this place was called Cathedral Square. The Cathedral of Christ the Savior was located here, on the site of which the opera now stands.

Opera and Ballet Theatre

Samara Drama Theater named after M. Gorky

A drama theater has existed in Samara since the middle of the 19th century. At first it was located in a wooden building, and in 1888 it moved to a picturesque stone mansion, built according to the project of M. N. Chichagov in an elegant pseudo-Russian style. Both classical and contemporary works are put on stage, as the management tries to please audiences of different ages and views.

Samara Drama Theater named after M. Gorky

Iversky monastery

An Orthodox convent founded in 1850 and successfully developing until the events of the Revolution of 1917 (by the beginning of the 20th century, about 400 nuns lived in it). A hospital, a school and craft workshops operated at the monastery. After closing in 1925, the religious complex gradually fell into disrepair. The revival took place in 1992 - the surviving churches and buildings were restored, services were resumed.

Iversky monastery

Intercession Cathedral

The temple adorns the central part of the city, which at the beginning of the 19th century was considered a suburb. The cathedral was built in 1861 at the expense of the merchants Shikhobalovs. The building is designed in the style of Moscow stone architecture, inside the walls are painted with frescoes in the Italian style. The interior of the church is decorated with artificial marble, which at that time was valued even more than natural.

Intercession Cathedral

Temple of the Sacred Heart of Jesus

The Catholic Church, built in 1906 in the Neo-Gothic style, designed by F. O. Bogdanovich-Dvorzhetsky. The temple operated until the early 1920s, after which it was closed. Since 1941, the Samara Museum of Local Lore has been located on its territory. In 1991, the building was returned to the Catholic community, after which restoration began. The relics from St. Martin de Porres are kept inside.

Temple of the Sacred Heart of Jesus

Sculpture "Barge haulers on the Volga"

The sculptural group was created based on the painting of the same name by I. Repin. The composition was installed on the embankment in 2014 on the day of the 170th anniversary of the painter's birth. The sculpture is an almost complete copy of the canvas (it is even “dressed” in a picture frame), only now the viewer will be able to see the voluminous figures of barge haulers from all sides. The author of the work was the Samara sculptor N. Kuklev.

Sculpture Barge haulers on the Volga

Monument to Chapaev

The monument was erected in 1932 on the square to them. Chapaev. The composition depicts a group of Red Army soldiers led by a textbook hero of the Civil War. The opening of the monument was timed to coincide with the 15th anniversary of the October Revolution. The image of Chapaev was written off from his son, who posed for the sculptor during the creation of the statue. Interestingly, in St. Petersburg there is an exact copy of this monument.

Monument to Chapaev

Monument to Prince Grigory Zasekin

Prince Grigory Zasekin is considered the founder of Samara. A monument in his honor was erected on the embankment in 2014 on the 428th anniversary of the founding of the city. The sculpture was made according to the design of the Moscow master K. Sarkisov at the Smolensk foundry. The figure of the prince is seated on a horse, in his hands he holds a banner with the face of Christ. The composition is mounted on a square pedestal weighing 40 tons.

Monument to Prince Grigory Zasekin

Monument "Samara boat"

The opening of the monument was timed to coincide with the 400th anniversary of Samara. The monument is a Russian boat with a sail. The ship is a symbol of the city, whose history is inextricably linked with the great Volga River. "Samarskaya boat" decorates the embankment and is a place for wedding photo shoots, meetings, folk festivals and other events. Near the monument there are benches where you can relax after a walk along the coast.

Monument Samara boat

Monument of Glory

The commemorative monument is dedicated to the workers of the aviation industry of Kuibyshev, who made a huge contribution to the Victory of 1945. It is made in the form of a 40-meter stele, crowned with a 13-meter figure of a man with a conditional model of an airplane in his hands. To create the composition, each worker of the Kuibyshev plant donated 1 ruble from his salary. O. S. Kiryukhin and P. I. Bondarenko worked on the project.

Monument of Glory

Leningradskaya street

Tourist alley in the historical center of Samara. Its length is 1.7 km. One of its sections between Galaktionovskaya and Kuibyshev streets is pedestrian. The street appeared in Samara in the 19th century, since then it has changed its name several times. Here are the mansions of the XIX-XX centuries and modern buildings. Some of these structures still retain their historical names.

Leningradskaya street

Train Station

The modern station building was erected in 2001. It is a multifunctional complex with waiting rooms, the Kuibyshev Mainline Museum and an observation deck. That is, passengers can dilute the boring expectation by visiting the exposition and admiring the city landscapes. The station is considered the highest among all European railway stations.

Train Station

Strukovsky garden

Square on the banks of the Volga, founded in 1851. Previously, there was a forest area that belonged to the state official G. N. Strukov. In Soviet times, the garden was renamed the A. M. Gorky Park of Culture and Recreation. Amusements, a cafe, a concert venue and a swimming pool worked here. Today, the place has been given back its historical name. The Strukovsky garden is perfect for walking.

Strukovsky garden

Park named after Yuri Gagarin

The park appeared in 1976 in the Industrial District, surrounded by residential buildings on all sides. In the 1930s and 1940s, there were dachas of NKVD officers, and nearby were the burial places of those who were shot during the repressions. Until 1997, the city zoo was located on the territory. Amusements operate in the park; in winter, visitors are invited to the skating rink, and in summer - to horseback and water rides.

Park named after Yuri Gagarin

National Park "Samarskaya Luka"

State reserve in the Volga bend. On its territory are the Volga Upland and the Zhiguli Mountains. The national park was founded in 1984 to preserve the flora and fauna of the region. The plant world is represented by more than 1000 species, the animal world by several hundred mammals, fish and birds. Among them there are wild boars, ermines, weasels, badgers, green woodpeckers, house sparrows.

National Park Samarskaya Luka

Observation deck "Helicopter"

The Helicopter offers the best views of the bewitching landscapes of the Volga. Perhaps this is the best observation deck in the Samara region, equipped with everything necessary for the convenience of visitors: there is a restaurant, cafe, parking, terraces, benches. The place got such a name due to the fact that in the past a service helicopter of the chief designer of the SNTK im. Kuznetsova.

Observation deck Helicopter