Топ 10 — достопримечательности Тарусы, Россия

321
56 888

Тихая провинциальная Таруса – маленький городок в Калужской области, воспетый в стихах несравненной Марины Цветаевой. Он упоминается в древних летописях 13 века, но его образ – застывшая картина 19 века с каменными храмами, городскими усадьбами аристократов и купцов и небольшими уютными улочками.

Таруса включена в список исторических поселений России. С городом связана жизнь и деятельность многих деятелей культуры - поэтессы М. И. Цветаевой, писателей К. Г. Паустовского и Н. А. Заболоцкого, художника В. Д. Поленова. Всю территорию Тарусы можно обойти всего за пару часов, но если заглянуть в местные музеи и внимательно изучить экспозиции, то и нескольких дней может не хватить.

Что посмотреть и куда пойти в Тарусе?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Собор Петра и Павла

Перед пожаром 1779 года, после которого в Тарусе осталось всего 23 дома, возникла необходимость перепланировки города и строительства новой церкви, так как сгорела и деревянная церковь Николая Чудотворца. По указу Екатерины II строительство Петропавловского собора было начато в 1785 г. и завершено в 1790 г. Позднее были пристроены трапезная и два дополнительных придела. В советское время колокольню снесли, а на главной городской площади сожгли все ценное церковное имущество. В конце 1990-х здание начали восстанавливать до первоначального вида.

Собор Петра и Павла

Церковь Воскресения Христова

Храм XVII века пережил несколько пожаров благодаря тому, что построен из камня на Воскресенской горе, которую от центра города отделяет глубокий овраг. В 18 веке здание перестроили, пристроив дополнительную часовню, в начале 20 века в ходе реконструкции церковь еще раз расширили и фасад ее украсили в русско-византийском стиле. Несмотря на разрушения в советское время, декоративные элементы сохранились.

Церковь Воскресения Христова

Памятник Марине Цветаевой

М. И. Цветаева любила бывать в Тарусе. Много поэтических строк она посвятила городу. Более того, писатель хотел быть здесь и похороненным, но обстоятельства сложились иначе. В 2006 году в Тарусе в ее честь установлен памятник. Скульптура стоит на высоком берегу Оки посреди смотровой площадки городского парка. Рядом с бронзовой фигурой Марины растет рябина - один из творческих образов ее поэзии.

Памятник Марине Цветаевой

Памятник К. Г. Паустовскому

К. Г. Паустовский прожил в Тарусе более 20 лет. В 1967 году ему было присвоено звание почетного гражданина города. В 2012 году на берегу Оки был установлен памятник писателю. Скульптор воплотил в бронзе домашний и простой образ Паустовского: он гладит своего верного пса по кличке Грозный, облокотившегося на забор. Автор памятника перед изготовлением скульптуры внимательно изучил фотографию, где писатель изображен с собакой.

Памятник К. Г. Паустовскому

Музей семьи Цветаевых.

Дедушка М. И. Цветаева приобрел в конце XIX века небольшую деревянную усадьбу. Здесь родился отец писателя, Марина с сестрой часто приезжали сюда на каникулы. Музей открыт в 1992 году. В нем собрана небольшая коллекция личных вещей семьи Цветаевых, мебели, предметов быта и книг. Здесь часто проходят различные мероприятия, посвященные творчеству поэтессы.

Музей семьи Цветаевых.

Дом-музей Паустовского

Экспозиция расположена на территории небольшого скромного домика, где когда-то жил писатель. Музей открылся в 2012 году, он стал первым и единственным в России, посвященным жизни и творчеству К. Г. Паустовского. Внутри воссоздана атмосфера 1950-х и 60-х годов, собраны личные вещи и реконструирован кабинет, где находятся печатная машинка и письменный стол автора, а также его любимые книги.

Дом-музей Паустовского

Частный музей Сергея Жарова

Коллекция музея состоит из мебели и предметов интерьера, скульптур и предметов искусства, изготовленных из металлолома талантливым местным жителем С. Жаровым. Также здесь можно увидеть старинные утюги, фотографии, пластинки, бытовую утварь и швейные машинки. Необычная экспозиция была открыта в 2012 году.

Частный музей Сергея Жарова

Кенотаф Марины Цветаевой

Памятный камень, установленный на месте, где М. И. Цветаева должна была быть похоронена по ее завещанию. Он расположен под рябиной на берегу реки Оки. Первый блок появился в 1962 году, его изготовил на собственную стипендию студент филологического факультета — ярый поклонник творчества поэтессы, но по настоянию дочери Марины Ариадны камень сняли через неделю. Второй был поставлен только в 1988 году.

Кенотаф Марины Цветаевой

Тарусская художественная галерея

Художественный музей появился в 1960-х годах по инициативе местных любителей искусства. Сначала выставочный зал располагался в трапезной Петропавловского собора, затем коллекция переехала в другое место. Экспозицию составляют картины передвижников: П. ​​А. Суходольского, И. К. Айвазовского, В. Д. Поленова, Г. Г. Гагарина и других. Также имеется отдел графики и скульптуры, где представлены работы В. А. Ватагина.

Тарусская художественная галерея

река Ока

Ока — крупный приток Волги. Протекает по территории нескольких областей Центральной России, в том числе Калужской. Таруса просто стоит на своих живописных берегах, поросших лесом и усеянных укромными песчаными косами. Также русло водной артерии проходит через Калугу, Орел, Каширу, Коломну, Рязань и другие города. Летом приятно отдохнуть на зеленых высоких берегах, порыбачить или покататься на лодке.

Река Ока

Top 10 attractions in Tarusa, Russia

386
57 189

Quiet provincial Tarusa is a small town in the Kaluga region, sung in the verses of the incomparable Marina Tsvetaeva. It is mentioned in the ancient chronicles of the 13th century, but its image is a frozen picture of the 19th century with stone temples, city estates of aristocrats and merchants, and small cozy streets.

Tarusa is included in the list of historical settlements in Russia. The life and work of many cultural figures are connected with the city - the poetess M. I. Tsvetaeva, the writers K. G. Paustovsky and N. A. Zabolotsky, the artist V. D. Polenov. You can walk around the entire territory of Tarusa in just a couple of hours, but if you look at local museums and carefully study the expositions, even a few days may not be enough.

What to see and where to go in Tarusa?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Cathedral of Peter and Paul

Before the fire of 1779, after which only 23 houses remained in Tarusa, it became necessary to redevelop the city and build a new church, since the wooden church of St. Nicholas the Wonderworker also burned down. By decree of Catherine II, the construction of the Cathedral of Peter and Paul began in 1785 and was completed in 1790. Later, a refectory and two additional chapels were added. In Soviet times, the bell tower was demolished, and all valuable church property was burned on the main city square. In the late 1990s, the building began to be restored to its original appearance.

Cathedral of Peter and Paul

Church of the Resurrection of Christ

The temple of the XVII century, survived several fires due to the fact that it was built of stone on the Resurrection Mountain, which is separated from the city center by a deep ravine. In the 18th century, the building was rebuilt, adding an additional chapel, at the beginning of the 20th century, during the reconstruction, the church was once again expanded and its facade was decorated in the Russian-Byzantine style. Despite the destruction during the Soviet era, the decorative elements still survived.

Church of the Resurrection of Christ

Monument to Marina Tsvetaeva

M. I. Tsvetaeva loved to visit Tarusa. She devoted many poetic lines to the town. Moreover, the writer wanted to be buried here, but the circumstances were different. In 2006, a monument was erected in Tarusa in her honor. The sculpture stands on the high bank of the Oka in the middle of the observation platform of the city park. Near the bronze figure of Marina, a rowan tree grows - one of the creative images of her poetry.

Monument to Marina Tsvetaeva

Monument to K. G. Paustovsky

K. G. Paustovsky lived in Tarusa for more than 20 years. In 1967, he was awarded the title of honorary citizen of the town. In 2012, a monument to the writer was erected on the banks of the Oka. The sculptor embodied in bronze the homely and simple image of Paustovsky: he strokes his faithful dog named Grozny, leaning on the fence. The author of the monument, before making the sculpture, carefully studied the photograph, where the writer was depicted with a dog.

Monument to K. G. Paustovsky

Museum of the Tsvetaev family

Grandfather M. I. Tsvetaeva acquired a small wooden estate at the end of the 19th century. The writer's father was born here, Marina and her sister often came here for the holidays. The museum opened in 1992. It has a small collection of personal belongings of the Tsvetaev family, furniture, household items and books. Various events dedicated to the work of the poetess often take place here.

Museum of the Tsvetaev family

House-Museum of Paustovsky

The exposition is located on the territory of a small modest house where the writer once lived. The museum opened in 2012, it became the first and only one in Russia dedicated to the life and work of K. G. Paustovsky. Inside, the atmosphere of the 1950s and 60s is recreated, personal belongings are collected and the office is reconstructed, where the author's typewriter and desk, as well as his favorite books, are located.

House-Museum of Paustovsky

Private Museum of Sergei Zharov

The museum collection consists of furniture and interior items, sculptures and art objects made from scrap metal by a talented local resident S. Zharov. Also here you can see old irons, photographs, records, household utensils and sewing machines. The unusual exposition was launched in 2012; the governor of the Kaluga region became its first visitor. Some of the exhibits are in the house, the other part is in the yard (their number is constantly increasing).

Private Museum of Sergei Zharov

Cenotaph of Marina Tsvetaeva

A memorial stone installed at the place where M. I. Tsvetaeva was supposed to be buried according to her will. It is located under a rowan tree on the banks of the Oka River. The first block appeared in 1962, it was made on his own scholarship by a student of the Faculty of Philology - an ardent admirer of the poetess's work, but at the behest of Marina Ariadna's daughter, the stone was removed a week later. The second was delivered only in 1988.

Cenotaph of Marina Tsvetaeva

Tarusa Art Gallery

The art museum appeared in the 1960s at the initiative of local art enthusiasts. At first, the exhibition hall was located in the refectory of the Peter and Paul Cathedral, then the collection moved to another place. The exposition consists of paintings by the Wanderers: P. A. Sukhodolsky, I. K. Aivazovsky, V. D. Polenov, G. G. Gagarin and others. There is also a department of graphics and sculpture, where the works of V. A. Vatagin are presented.

Tarusa Art Gallery

Oka river

The Oka is a major tributary of the Volga. It flows through the territory of several regions of Central Russia, including Kaluga. Tarusa just stands on its picturesque shores, overgrown with forest and dotted with secluded sandy spits. Also, the channel of the water artery passes through Kaluga, Orel, Kashira, Kolomna, Ryazan and other cities. In summer it is nice to relax on the green high banks, go fishing or go boating.

Oka river