Топ 30 — достопримечательности Воронежа, Россия

1 071
43 900

Воронеж стоит посетить не только своими интересными музеями, многочисленными парками и живописными скверами. Есть и забавные памятники животным – героям известных литературных произведений, и памятники-копии первых петровских кораблей. А также необычные постройки в стиле модерн и готика конца XIX-XX веков, что довольно удивительно для города, расположенного на юге Центральной России.

В Воронеже много традиционных русских храмов, театров, бывших купеческих особняков, которые бросаются в глаза своим благородным и нарядным видом. Также туристам стоит обратить внимание на памятники, увековечивающие образ героев Великой Отечественной войны. Не меньший интерес представляет «Воронежское море» — огромный городской водоем, протянувшийся на десятки километров.

Что посмотреть и куда пойти в Воронеже?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Памятник Белому Биму

Один из неофициальных символов города, созданный скульпторами И. Дикуновым и Э. Паком по одноименному произведению. Интересно, что мастера изготавливали его исключительно на собственные средства. Статуя представляет собой фигуру собаки, сидящей прямо на брусчатке и терпеливо ожидающей возвращения своего хозяина. Памятник установлен в 1998 году на проспекте Революции возле кукольного театра «Шут».

Памятник Белому Биму

Котенок с улицы Лизюкова

Памятник, увековечивший другого популярного героя – котенка из советского мультфильма, который по сюжету был жителем Воронежа. Скульптура создана И. Дикуновым и Е. Паком в 2003 году. Автором идеи стал ученик 11 класса, победивший в конкурсе на лучший проект. Фигурка животного сидит на ветке дерева. Кажется, что котенок полностью занят разговором с любопытной вороной.

Котенок с улицы Лизюкова

Корабль-музей "Гото-Предестинация"

Копия настоящего корабля времен Петра I, стоящего у Адмиралтейской площади. Идея создать корабль-музей пришла в голову воронежским властям в 2009 году. Сначала предполагалось, что над ним будут работать специалисты из Дании, но в итоге конструкцию возвели российские мастера. Музей был торжественно открыт в 2014 году в День Военно-морского флота. Его экспозицию составляют предметы, рассказывающие о зарождении и развитии военно-морского флота.

Корабль-музей Гото-Предестинация

Адмиралтейская площадь

Сквер расположен в центре Воронежа в пределах Петровской набережной. Он был построен в 1996 году к празднованию 300-летия Военно-морского флота России. Архитектурной доминантой места является высокая ростральная колонна. В ансамбль также входит Успенская Адмиралтейская церковь XVII века. Адмиралтейская площадь часто становится местом проведения концертов и массовых гуляний.

Адмиралтейская площадь

Площадь победы

Одна из центральных площадей Воронежа, на которой расположен мемориальный комплекс в честь защитников города. Его открытие состоялось в 1975 году по случаю 30-летия Победы. В северной части находится монументальный памятник из красного гранита и металла. Он состоит из 12 фигурок, изображающих все рода войск Советской Армии, а также партизан и ополченцев. Перед безмолвно застывшими статуями горит Вечный огонь.

Площадь победы

Благовещенский собор

Соборная церковь города, возведенная в живописном русско-византийском стиле по проекту В.П. Шевелев. Собор был построен в период 1998-2009 гг. Его открытие сопровождалось крестным ходом и масштабными мероприятиями, в которых приняли участие многие жители города. Сегодня храм является важным религиозным центром – здесь проходят регулярные службы, работает воскресная школа.

Благовещенский собор

Успенский Адмиралтейский храм

Самая старая церковь города, сохранившаяся до наших дней. Он был построен в 17 веке (или в конце 16 века), после чего неоднократно ремонтировался и перестраивался. Преобладающий архитектурный стиль здания – классицизм. В 1930-е годы храм закрыли, а во время Второй мировой войны он был разрушен в результате бомбардировок. С 1970-х годов проводились некоторые реставрационные работы, но полноценная реконструкция была проведена только в 2000-х.

Успенский адмиралтейский храм

Алексеево-Акатовский монастырь

Женский монастырь, возникший в XVII в. Изначально монастырь был мужским, но после возрождения в 20 веке здесь стали жить монахини. Комплекс построен в русско-византийском стиле. В ходе реставрации мастера пытались воссоздать его первоначальные формы. Здесь хранятся чудотворная икона «Живоносный источник» и целебный образ великомученика Пантелеймона.

Алексеево-Акатовский монастырь

Покровский собор

Первая деревянная церковь на месте Покровского собора была возведена в начале 17 века, каменная церковь появилась много лет спустя – в конце 18 века. В 1833-41 перестроена в стиле классицизма по проекту архитектора И. А. Блицына. В советское время в здании располагались различные учреждения, в том числе местный краеведческий музей, благодаря которому собору удалось уцелеть.

Покровский собор

Драматический театр имени А. В. Кольцова

Один из старейших театров России, который был основан в 1802 году. Его первая труппа состояла из вольноотпущенников (бывших крепостных актеров) и простых энтузиастов. Отдельное здание для сцены построили в 1821 г., в 1886 г. переделали в псевдорусском стиле. К сожалению, он не сохранился до наших дней, так как был разрушен во время Второй мировой войны. Современное здание украсило город в 1944 году.

Драматический театр имени А. В. Кольцова

Театр оперы и балета

Главная музыкальная сцена Воронежа, впервые появившаяся в городе в 1930-е годы на базе Театра музкомедии. За долгое время работы здесь поставлено более 200 произведений из классического балетного и оперного репертуара. Коллектив гастролировал по Европе, Азии и Америке, что говорит о высоком профессионализме актеров. Сегодня театральная программа состоит как из традиционных произведений, так и из современных творений талантливых авторов.

Театр оперы и балета

Кукольный театр "Шут"

История кукольного театра началась в 1925 году с любительской университетской постановки, в которой были задействованы молодые артисты. Очень скоро спектакли перешли на профессиональную площадку, а сцена завоевала популярность у зрителей. Репертуар театра составляют произведения для взрослых и детей. Здесь ставятся пьесы Н. В. Гоголя, М. де Сервантеса, В. Шекспира, А. П. Чехова, Р. Киплинга и других известных авторов.

Кукольный театр Шут

Воронежский краеведческий музей

Музей имеет репутацию одной из ведущих экспозиций города. Здесь хранятся нумизматическая, этнографическая, филателистическая, оружейная коллекции, а также коллекции фарфора, керамики, редких книг и других ценных экспонатов. Главное здание музея представляет собой живописный городской особняк начала 20 века с ярко-красным фасадом. Здание построено из кирпича в стиле эклектика, разбавленного элементами русского стиля.

Воронежский краеведческий музей

Здание городского совета

Памятник архитектуры конца 18 века. Здание построено в образцовом классическом стиле, что довольно редко встречается в провинциальной архитектуре. Изначально здание создавалось для промышленника С. А. Савостьянова. С 1870 года здесь располагалась Воронежская мелкобуржуазная администрация. Сегодня особняк занимает один из отделов Литературного музея. И. С. Никитина.

Здание городского совета

Художественный музей И. Н. Крамского

Экспозиция музея расположена в барочном дворце 18 века, построенном по проекту Н. Н. Иевского по приказу воронежского губернатора. Он обладает внушительной коллекцией артефактов античного мира, русской и европейской живописи, скульптуры, икон и прикладного искусства. Музей был основан в 1933 году, сегодня это крупнейший культурный центр города и всей области.

Художественный музей И. Н. Крамского

Музей "Арсенал"

Экспозиция расположена в здании бывшей суконной фабрики Gardenina. Точная дата его постройки неизвестна, но считается, что он был возведен в 1774-77 гг. С 1910 года здесь располагается оружейная палата. Во время Второй мировой войны в конструкцию чудом не попали снаряды, поэтому она дошла до нас почти в первозданном виде. Коллекция музея «Арсенал» состоит из экспонатов времен Второй мировой войны.

Музей Арсенал

«Музей забытой музыки»

Пожалуй, одна из самых интересных и необычных экспозиций Воронежа, состоящая из музыкальных инструментов разных народов. Одни из них уже не используются, другие были специально созданы по сюжетам литературных и художественных произведений. Коллекция собиралась спонтанно – что-то добыли сотрудники музея, другие экспонаты подарили неравнодушные люди.

«Музей забытой музыки»

Воронежский океанариум

Самый первый океанариум открылся в Центральном федеральном округе в 2011 году. В его бассейнах и аквариумах обитает около 200 видов рыб, несколько десятков морских млекопитающих, а также рептилий и птиц (всего более 3500 тысяч особей). Некоторых представителей океанической фауны можно увидеть только здесь. Например, электрические угри, японские мурены и крабы-пауки, тигровые песчаные акулы.

Воронежский океанариум

Модель корабля "Меркурий"

Памятник кораблю «Меркурий», спущенному на воду в петровские времена. В свое время этот фрегат возглавлял отряд из пяти кораблей, на которых царь совершил Азовский поход. Модель является символом Воронежа, «колыбели русского флота», ведь считается, что в этом городе располагалась одна из первых верфей в России. Памятник стоит посреди Воронежского водохранилища на бетонном постаменте.

Модель корабля Меркурий

Каменный мост

Небольшой мост длиной 10 метров, построенный в 1826 году по проекту И. А. Блицина в рамках губернаторской программы благоустройства города. Его возвели для того, чтобы облегчить проезд по Старо-Московской улице. Кирпичное сооружение стало первым зданием такого типа в городе и сразу получило название «Каменный мост». К 400-летию Воронежа понтон был отремонтирован и обновлен.

Каменный мост

Ротонда

Часть здания госпиталя 1930-х годов, разрушенного во время Второй мировой войны. Сегодня его руины представляют собой яркий памятник событиям войны. В 1942-43 годах в ходе боев за город этот район несколько раз переходил от одной противоборствующей стороны к другой, в результате чего сооружение было значительно повреждено. После окончания боевых действий денег на восстановление госпиталя просто не было

Ротонда

Здание управления Юго-Восточной железной дороги

Административное здание постройки 1929-32 гг., возведенное в стиле советского конструктивизма. Во время войны он был поврежден, после чего восстановлен в псевдоклассическом стиле. Это здание считается одним из самых красивых в Воронеже, оно является символом довоенной эпохи с присущей ей манией величия, стремлением к трудовым подвигам и колоссальным скачком в промышленности.

Здание управления Юго-Восточной железной дороги

Здание отеля Бристоль

Здание в стиле модерн, построенное в начале ХХ века по проекту московского архитектора М.Е. Фурманова. Для своего времени здание получилось новаторским, так как создатель, будучи еще и инженером, при строительстве применил различные технические новшества. Например, здесь был установлен лифт для перевозки пассажиров и грузов — одно из первых сооружений такого типа в городе.

Здание отеля Бристоль

Дворец Ольденбург (Рамон)

Особняк конца 19 века, образец русской неоготики - довольно редкого для российской провинции того времени стиля. Дом принадлежал русской ветви дворянского рода герцогов Ольденбугских. Здание построено по проекту Х. Нейслера по заказу Евгении Максимилиановны Романовской, герцогини Лейхтенбергской. В наши дни во дворце проводят экскурсии, хотя реставрационные работы ведутся уже не одно десятилетие.

Дворец Ольденбург (Рамон)

Парк Алых Парусов

Парк на берегу Воронежского водохранилища, открытый в 1975 г. К 2011 г. он был восстановлен по проекту французского ландшафтного дизайнера О. Дэмье, после чего стал настоящим украшением города и вошел в список лучших парки России. Площадка разделена на тематические части: пляж, танцплощадка, детская площадка, летний театр, кафе, зона для пикника, зоны отдыха.

Парк Алых Парусов

Кольцовский сквер

Парк на площади Ленина, одно из популярных мест отдыха горожан. Светомузыкальный фонтан и бюст А. В. Кольцова работы скульптора А. Трискорни. Площадь появилась в 1871 году, в начале 20 века она стала излюбленным местом летнего вечернего променада. В 2009 году после реконструкции парк преобразился: установили новое освещение и заменили тротуарную плитку.

Кольцовский сквер

Петровский сквер

Небольшой сквер в центре города, названный в честь памятника Петру I, впервые установленного здесь в 1860 году. Во время войны памятник был снесен немецкими захватчиками. В 1956 году скульпторы Г. А. Шульц и Н. П. Гаврилов создали по сохранившимся фотографиям копию похищенной статуи. Сегодня Петровский сквер – популярное место для свиданий и дружеских встреч.

Петровский сквер

Центральный парк Воронежа

Главный и самый большой парк города, площадью около 100 га. Его история началась с создания в 1844 году питомника растений. После установления Советской власти значительно расширившийся ботанический сад был передан местному университету. Во время Второй мировой войны почти все зеленые насаждения были уничтожены, поэтому парк пришлось восстанавливать практически с нуля.

Центральный парк Воронежа

Воронежский заповедник

Заповедник расположен на территории Липецкой и Воронежской областей, занимает площадь более 31 тыс. га. Образован в 1923 году с целью сохранения флоры и фауны лесостепной зоны. Здесь обитают землеройки, зайцы, летучие мыши, норки, олени, барсуки, орлы-могильники, выхухоль и еще несколько десятков видов животных, птиц и амфибий.

Воронежский заповедник

Воронежское водохранилище

Один из крупнейших в мире искусственных водоемов, расположенный в черте города. Его длина составляет около 30 км. Водохранилище было создано в 1971-72 годах вместе с плотиной для обеспечения Воронежа водой. На его территории есть несколько необитаемых островов - бывших холмов. Местные жители часто называют водохранилище «Воронежским морем» из-за его невероятных размеров.

Воронежское водохранилище

Top 30 - attractions of Voronezh, Russia

1 071
43 900

Voronezh is worth visiting not only for its interesting museums, numerous parks and picturesque squares. There are also funny monuments to animals - the heroes of famous literary works, and monuments-copies of the first Peter's ships. As well as unusual buildings in the Art Nouveau and Gothic styles of the late XIX-XX centuries, which is quite surprising for a city located in the south of Central Russia.

There are a lot of traditional Russian temples, theaters, former merchant mansions in Voronezh, which catch the eye with their noble and elegant appearance. Also, tourists should pay attention to the monuments perpetuating the image of the heroes of the Great Patriotic War. Of no less interest is the "Voronezh Sea" - a huge urban reservoir, stretching for tens of kilometers.

What to see and where to go in Voronezh?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Monument to White Bim

One of the unofficial symbols of the city, created by sculptors I. Dikunov and E. Pak based on the work of the same name. Interestingly, the craftsmen made it exclusively at their own expense. The statue is a figure of a dog sitting right on the paving stones and patiently waiting for the return of its owner. The monument was erected in 1998 on Revolution Avenue near the Shut puppet theater.

Monument to White Bim

Kitten from Lizyukov street

A monument that immortalized another popular hero - a kitten from a Soviet cartoon, which, according to the plot, was an inhabitant of Voronezh. The sculpture was created by I. Dikunov and E. Pak in 2003. The author of the idea was a student of the 11th grade, who won the competition for the best projects. An animal figure sits on a tree branch. It seems that the kitten is completely occupied with a conversation with a curious crow.

Kitten from Lizyukov street

Ship-museum "Goto-Predestination"

A copy of a real ship from the time of Peter I, standing near Admiralteyskaya Square. The idea to create a museum ship came to the mind of the Voronezh authorities in 2009. At first it was assumed that specialists from Denmark would work on it, but in the end the structure was erected by Russian craftsmen. The museum was solemnly opened in 2014 on the Day of the Navy. Its exposition consists of objects that tell about the origin and development of the navy.

Ship-museum Goto-Predestination

Admiralteyskaya Square

The square is located in the center of Voronezh within the Petrovsky embankment. It was built in 1996 to celebrate the 300th anniversary of the Russian Navy. The architectural dominant of the place is a high rostral column. The ensemble also includes the Assumption Admiralty Church of the 17th century. Admiralteyskaya Square often becomes a venue for concerts and mass celebrations.

Admiralteyskaya Square

Square of victory

One of the central squares of Voronezh, which houses a memorial complex in honor of the defenders of the city. Its opening took place in 1975 on the occasion of the 30th anniversary of the Victory. A monumental monument made of red granite and metal is located at the northern end. It consists of 12 figures depicting all types of troops of the Soviet Army, as well as partisans and militias. In front of the silently frozen statues, the Eternal Flame burns.

Square of victory

Blagoveshchensky cathedral

The cathedral church of the city, erected in the picturesque Russian-Byzantine style according to the project of V.P. Shevelev. The cathedral was built in the period 1998-2009. Its opening was accompanied by a religious procession and large-scale events in which many residents of the city took part. Today, the temple is an important religious center - regular services are held here, and there is a Sunday school.

Blagoveshchensky cathedral

Uspensky Admiralty temple

The oldest church in the city that has survived to this day. It was built in the 17th century (or at the end of the 16th), after which it was repeatedly renovated and rebuilt. The predominant architectural style of the building is classicism. In the 1930s, the temple was closed, and during the Second World War, it was destroyed due to bombing. Since the 1970s, some restoration work has been carried out, but a full-fledged reconstruction was carried out only in the 2000s.

Uspensky Admiralty temple

Alekseev-Akatov Monastery

Women's monastery, which arose in the XVII century. Initially, the monastery was male, but after the revival in the 20th century, nuns began to live here. The complex was built in the Russian-Byzantine manner. During the restoration, the masters tried to recreate its original forms. The miraculous icon "Life-Giving Spring" and the healing image of the Great Martyr Panteleimon are kept here.

Alekseev-Akatov Monastery

Intercession Cathedral

The first wooden church on the site of the Intercession Cathedral was erected at the beginning of the 17th century, the stone church appeared many years later - at the end of the 18th century. In 1833-41, it was rebuilt in the classical style according to the project of the architect I. A. Blitsyn. In Soviet times, the building housed various institutions, including the local museum of local lore, thanks to which the cathedral managed to survive.

Intercession Cathedral

Drama Theater named after A. V. Koltsov

One of the oldest theaters in Russia, which was founded in 1802. His first troupe consisted of freed peasants (former serf actors) and ordinary enthusiasts. A separate building for the stage was built in 1821, in 1886 it was remade in the pseudo-Russian style. Unfortunately, it has not survived to this day, as it was destroyed during the Second World War. The modern building adorned the city in 1944.

Drama Theater named after A. V. Koltsov

Opera and Ballet Theatre

The main musical stage of Voronezh, which first appeared in the city in the 1930s on the basis of the Musical Comedy Theatre. For a long time of work, more than 200 works from the classical ballet and opera repertoires have been staged here. The team went on tour in Europe, Asia and America, which indicates the high professionalism of the actors. Today, the theater program consists of both traditional works and contemporary creations by talented authors.

Opera and Ballet Theatre

Puppet theater "Jester"

The history of the puppet theater began in 1925 with an amateur university production, in which young artists were involved. Very soon, the performances moved to a professional platform, and the scene gained popularity among the audience. The repertoire of the theater is composed of works for adults and children. Plays by N. V. Gogol, M. de Cervantes, W. Shakespeare, A. P. Chekhov, R. Kipling and other famous authors are staged here.

Puppet theater Jester

Voronezh Museum of Local Lore

The museum has the reputation of one of the leading expositions in the city. Numismatic, ethnographic, philatelic, weapons collections, as well as collections of porcelain, ceramics, rare books and other valuable exhibits are stored here. The main building of the museum is a picturesque city mansion of the early 20th century with a bright red facade. The building was built of brick in an eclectic style, diluted with elements of the Russian style.

Voronezh Museum of Local Lore

The building of the town council

An architectural monument of the late 18th century. The building was built in exemplary classical style, which is quite rare for provincial architecture. Initially, the building was created for the industrialist S. A. Savostyanov. Since 1870, the Voronezh petty-bourgeois administration was located here. Today the mansion occupies one of the divisions of the Literary Museum. I. S. Nikitina.

The building of the town council

I. N. Kramskoy Art Museum

The museum exposition is located in the baroque palace of the 18th century, built according to the project of N. N. Ievsky by order of the Voronezh governor. It has an impressive collection of artifacts from the ancient world, Russian and European paintings, sculptures, icons and applied arts. The museum was founded in 1933, today it is the largest cultural center of the city and the entire region.

I. N. Kramskoy Art Museum

Museum "Arsenal"

The exposition is located in the building of the former cloth factory Gardenina. The exact date of its construction is not known, but it is believed that it was erected in 1774-77. Since 1910, an armory has been located here. During the Second World War, shells miraculously did not hit the structure, so it has come down to us almost in its original form. The collection of the museum "Arsenal" consists of exhibits from the Second World War.

Museum Arsenal

"Museum of Forgotten Music"

Perhaps one of the most interesting and unusual expositions of Voronezh, which consists of musical instruments of different nations. Some of them are no longer used, others were specially created according to the plots of literary and artistic works. The collection was collected spontaneously - something was mined by the museum staff, other exhibits were donated by caring people.

Museum of Forgotten Music

Voronezh Oceanarium

The very first oceanarium opened in the Central Federal District in 2011. About 200 species of fish, several dozen marine mammals, as well as reptiles and birds (more than 3,500 thousand individuals in total) live in its pools and aquariums. Some representatives of the ocean fauna can only be seen here. For example, electric eels, Japanese moray eels and spider crabs, tiger sand sharks.

Voronezh Oceanarium

Model of the ship "Mercury"

Monument to the ship "Mercury", launched in the times of Peter the Great. At one time, this frigate led a detachment of five ships, on which the king made the Azov campaign. The model is a symbol of Voronezh, the “cradle of the Russian fleet”, because it is believed that one of the first shipyards in Russia was located in this city. The monument stands in the middle of the Voronezh reservoir on a concrete pedestal.

Model of the ship Mercury

A stone bridge

A small bridge 10 meters long, built in 1826 according to the project of I. A. Blitsin as part of the governor's program for the improvement of the city. It was erected in order to facilitate travel along Staro-Moskovskaya Street. The brick structure was the first building of this type in the city and immediately received the name "Stone Bridge". By the 400th anniversary of Voronezh, the pontoon was repaired and updated.

A stone bridge

Rotunda

Part of the hospital building of the 1930s, destroyed during the Second World War. Today, its ruins are a vivid monument to the events of the war. In 1942-43, during the battles for the city, this area passed several times from one opposing side to another, as a result of which the structure was significantly damaged. After the end of hostilities, there was simply no money to restore the hospital; its brick walls were dismantled for the construction of new residential buildings. In the end, only the concrete frame remained.

Rotunda

Management building of the South Eastern Railway

Administrative building built in 1929-32, erected in the style of Soviet constructivism. During the war, it was damaged, after which it was restored in a pseudo-classical manner. This building is considered one of the most beautiful in Voronezh, it is a symbol of the pre-war era with its inherent megalomania, the desire for labor exploits and a colossal leap in industry.

Management building of the South Eastern Railway

Hotel Bristol building

The Art Nouveau building, built at the beginning of the 20th century according to the design of the Moscow architect M.E. Furmanov. For its time, the building turned out to be innovative, since the creator, being also an engineer, applied various technical innovations during construction. For example, an elevator was installed here to transport passengers and cargo - one of the first structures of this type in the city.

Hotel Bristol building

Palace of Oldenburg (Ramon)

The mansion of the end of the 19th century, an example of Russian neo-Gothic - a rather rare style for the Russian province of that time. The house belonged to the Russian branch of the noble family of the Dukes of Oldenbug. The building was built according to the project of H. Neisler by order of Evgenia Maximilianovna Romanovskaya, Duchess of Leuchtenberg. Nowadays, tours are held in the palace, although restoration work has been going on for more than a decade.

Palace of Oldenburg (Ramon)

Scarlet Sails Park

A park on the banks of the Voronezh reservoir, opened in 1975. By 2011, it was restored according to the project of the French landscape designer O. Damier, after which it became a real decoration of the city and entered the list of the best parks in Russia. The place is divided into thematic parts: beach, dance floor, space for children, summer theater, cafe, picnic area, recreation areas.

Scarlet Sails Park

Koltsovsky Square

Park on the square Lenina, one of the popular places of recreation for citizens. There is a light and music fountain and a bust of A. V. Koltsov, created by the sculptor A. Triscorni. The square appeared in 1871, at the beginning of the 20th century it became a favorite place for a summer evening promenade. In 2009, after reconstruction, the park was transformed: new lighting was installed and paving slabs were replaced.

Koltsovsky Square

Petrovsky Square

A small park in the city center, named after the monument to Peter I, first erected here in 1860. During the war, the monument was removed by the German invaders. In 1956, the sculptors G. A. Shults and N. P. Gavrilov created a copy of the stolen statue from surviving photographs. Today, Petrovsky Square is a popular place for dates and friendly meetings.

Petrovsky Square

Voronezh Central Park

The main and largest park of the city, covering an area of ​​about 100 hectares. Its history began with the establishment of a plant nursery in 1844. After the establishment of Soviet power, the significantly expanded botanical garden was transferred to the local university. During the Second World War, almost all green spaces were destroyed, so the park had to be restored almost from scratch.

Voronezh Central Park

Voronezh Reserve

The reserve is located on the territory of the Lipetsk and Voronezh regions, it covers an area of ​​more than 31 thousand hectares. It was formed in 1923 with the aim of preserving the flora and fauna of the forest-steppe zone. Shrews, hares, bats, minks, deer, badgers, imperial eagles, desman and several dozen other species of animals, birds and amphibians live here.

Voronezh Reserve

Voronezh reservoir

One of the world's largest artificial reservoirs located within the city. Its length is about 30 km. The reservoir was created in 1971-72 together with a dam in order to provide Voronezh with water. On its territory there are several uninhabited islands - former hills. Locals often call the reservoir the "Voronezh Sea" because of its incredible size.

Voronezh reservoir