Топ 25 — достопримечательности Крыма, Россия

1 218
78 831

Крым – настоящая жемчужина Черного моря. Этот уникальный полуостров привлекает людей с древних времен.

В первую очередь отдых в Крыму – это отдых на пляжах живописного ЮБК и знаменитых лечебных курортах Западного Берега. В перерывах между солнечными ваннами туристы отправляются осматривать многочисленные достопримечательности: древние пещерные города на высокогорных плато, роскошные императорские дворцы в Ливадии и Массандре, знаменитый Севастополь и старинный Ханский Бахчисарай.

Что посмотреть и куда пойти в Крыму?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Ласточкино гнездо

Известный памятник архитектуры Южного берега Крыма, одна из самых известных достопримечательностей полуострова. В 19 веке здесь находилась частная резиденция отставного генерала, позже земля перешла в руки немецкого барона Штейнгеля, при котором в 1911 году был построен неоготический дворец. После окончания Гражданской войны Ласточкино гнездо пришло в упадок и только в 1960-х гг. началось выздоровление.

Ласточкино гнездо

Ливадийский дворец

Дворцовый комплекс с ландшафтным парком в поселке Ливадия. Первые постройки появились здесь в начале 19 века. После 1861 года Ливадийский дворец был продан царской семье и стал использоваться как дача. Сохранившееся до нашего времени белокаменное здание было построено в начале 20 века. Во время Второй мировой войны вся территория парка была разрушена, дворец лежал в руинах. Он был восстановлен перед началом Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

Ливадийский дворец

Воронцовский дворец

Музей-заповедник у подножия горы Ай-Петри в поселке Алупка. Комплекс построен в первой половине 19 века для графа Михаила Воронцова по проекту английского архитектора Эдварда Блора (принимал участие в строительстве шотландского замка Вальтера Скотта и Букингемского дворца). Западная часть здания выполнена в стиле английских Тюдоров, южный фасад представляет собой образец мавританской архитектуры.

Воронцовский дворец

Массандровский дворец

Еще один крымский дворец конца 19 века недалеко от Ялты. Изначально принадлежал роду Воронцовых, но затем был куплен для императорской династии. Замок построен с элементами стиля времен французского короля Людовика XIII, строительными работами руководил архитектор М. Месмахер. В советские годы дворец использовался как летняя резиденция первых лиц государства, сейчас на территории расположен музей.

Массандровский дворец

Ханский дворец в Бахчисарае

Бывшая резиденция крымских ханов, построенная в 16 веке. Основная архитектурная идея комплекса – передать представление крымских татар о рае на земле. Здесь жило несколько поколений правителей ханской династии Гирея, каждое стремилось расширить и дополнить дворцовый комплекс. В XVIII-XIX вв. дворец горел, перестраивался, ремонтировался и почти потерял свой первозданный вид. Только в 20 веке первоначальные интерьеры были восстановлены.

Ханский дворец в Бахчисарае

Гора Ай-Петри

Одна из горных вершин Южного берега Крыма. Относится к Ялтинскому горно-лесному заповеднику. Раньше здесь располагался греческий монастырь Святого Петра. Канатная дорога проходит почти 3 км через гору. в длину, который признан одним из самых длинных в Европе. Во время подъема на вершину в кабинке турист получает возможность полюбоваться живописными видами с высоты птичьего полета.

Гора Ай-Петри

Белая скала Ак-Кая

Природно-археологический памятник Крыма, расположенный в долине р. Биюк-Карасу. Скала представляет собой массив, сложенный белыми известняковыми породами. У подножия Ак-Кая были обнаружены стоянки первобытного человека, остатки орудий труда и окаменелые кости. На вершине были раскопаны древние скифские курганы. Рядом со скалой растет 800-летний дуб. Считается, что под этим деревом Суворов вел переговоры с представителем турецкого султана.

Белая скала Ак-Кая

Аю-Даг (Медвежья гора)

Исторический, археологический и природный памятник полуострова, где сохранились остатки укрепленного поселения VIII-XV вв. Одна из легенд гласит, что гора – это окаменевший огромный медведь, который бродил по долине, крушил все вокруг и успокаивался на берегу по велению морского бога. На территории заповедника обитает более десятка видов редких животных, занесенных в Красную книгу.

Аю-Даг (Медвежья гора)

мраморная пещера

Карстовая пещера у деревни Мраморная. Возраст образования составляет несколько миллионов лет. До сих пор пещера продолжает расширяться, так как продолжаются процессы формирования молодых крымских гор. В пещере несколько больших залов, по которым проложены экскурсионные маршруты протяженностью около 1,5 км. Здесь можно полюбоваться редчайшими видами кристаллов и сталактитов.

Мраморная пещера

Пещерный город Чуфут-Кале

Город-крепость, расположенный на высоком плато недалеко от Бахчисарая. Дорога к пещерному городу проходит по территории скального Свято-Успенского монастыря. Считается, что Чуфут-Кале появился в V-VI веках. как укрепление на окраине византийских владений. В XIII-XIV вв. город стал центром небольшого княжества — вассала Крымского ханства, где стали селиться представители караимов. В 19 веке Чуфут-Кале покинули последние жители.

Пещерный город Чуфут-Кале

Херсонес Таврический

Древнегреческий город, основанный в V веке до нашей эры. Впоследствии он стал крупным и богатым центром всей греческой колонии на полуострове. Со II века до н.э. находился в зависимости от древнего Боспорского царства, позднее стал вассалом Рима. Херсонес также является одной из колыбелей христианства – первые последователи Христа поселились здесь в I веке. В 10 веке в Херсонесе крестился князь Киевской Руси Владимир.

Херсонес Таврический

Генуэзские крепости

Три укрепленных форта генуэзских мореплавателей, расположенных в Балаклаве, Судаке и Феодосии. В средние века они были черноморскими форпостами могущественной Генуи и использовались для защиты с моря. По договору с татарами в XIV веке генуэзцы присоединили к своим владениям территорию от современной Феодосии до Фороса. Регион назывался Генуэзской Газарией. В 15 веке крепости перешли в руки Османской империи.

Генуэзские крепости

Форосская церковь

Другое название храма – Храм Воскресения Христова. Он был построен в конце 19 века на скале, возвышающейся на 400 метров над уровнем моря. Александр III отдал приказ построить храм в память о крушении поезда, в котором чуть не погибла вся семья императора. Через несколько лет после победы Революции 1917 года в здании разместили ресторан, просуществовавший до начала 70-х годов. В 90-е годы. Храм был восстановлен на средства украинского правительства.

Форосская церковь

Успенский пещерный монастырь

Нынешний мужской монастырь, предположительно основанный в 8 веке нашей эры. беглые византийские монахи. Монастырь существовал много веков, во времена османского владычества сюда приезжал даже крымский хан, чтобы почтить местные святыни. После установления советской власти монастырь был закрыт, землетрясение 1927 года разрушило постройки. Возрождение и реставрация начались только в 1993 году.

Успенский пещерный монастырь

Памятник затопленным кораблям

Памятник в водах моря на набережной Севастополя считается символом города. Он был установлен в честь событий середины XIX века, когда в Севастопольской бухте преднамеренно потопили русские корабли, чтобы преградить путь англо-французскому флоту. Чтобы избежать боя (поскольку неприятельский флот был мощнее и лучше вооружен), князь Меншиков решил затопить корабли, но не подпускать неприятельские войска к городу.

Памятник затопленным кораблям

Музей-панорама «Оборона Севастополя».

Исторический памятник, посвященный событиям Крымской войны 1853-1856 гг. Это монументальная панорама обороны Севастополя мастера батальной живописи Франца Алексеевича Рубо, расположенная в круглом здании. Работа над полотном ведется с 1901 года. Ф. Рубо создал свой шедевр с помощью студентов Баварской академии художеств и нескольких немецких живописцев.

Музей-панорама «Оборона Севастополя».

Объект 825ГТС

Бывший секретный военный объект в Балаклаве, бывшая подземная база подводных лодок. В советское время он был одним из самых секретных в СССР. Долгие годы Балаклавская бухта не обозначалась на картах. После распада СССР объект был спущен на воду и разграблен, только в 2004 году правительство Украины организовало там музей истории подводного флота. После передачи Крыма под юрисдикцию России российские власти планируют разместить там новую базу.

Объект 825ГТС

Балаклавская бухта

Небольшая бухта с причудливо изрезанными и живописными берегами, где, согласно «Одиссее» Гомера, побывал легендарный мореплаватель. Одна из генуэзских крепостей стоит на берегу залива. Считается, что первые поселения возникли здесь в VIII-VI веках. ДО Н.Э. Во время Крымской войны в бухте располагалась база англичан, в советское время это была секретная стоянка подводных лодок.

Балаклавская бухта

Большой Каньон Крыма

Ландшафтная достопримечательность Крымского полуострова, государственный заповедник с 1974 года. Каньон представляет собой широкую трещину в скале, образовавшуюся при образовании Крымских гор. Вдоль расщелины несколько мысов-утесов, по дну течет река. Аузун-Узень. По дну каньона и в окрестностях проложено несколько пешеходных маршрутов со смотровыми площадками.

Большой Каньон Крыма

Долина призраков

Скопление горных пород на западном склоне Южного гребня хребта Демерджи. В долине разбросано более 100 каменных блоков разного размера, самые большие из них достигают 25 метров в высоту. На рассвете и во время заката камни отбрасывают причудливые тени, которые движутся и переплетаются друг с другом. Именно поэтому место получило поэтичное название «Долина призраков».

Долина призраков

Мыс Фиолент

Природная зона 15 км. от Севастополя с выразительным ландшафтом, 10-километровой береговой линией и уникальной флорой. На мысе находится Георгиевский монастырь и Джаспер-Бич, соединенные лестницей в несколько сотен ступеней. Мыс Фиолент считается лучшим местом для дайвинга, так как здесь почти стопроцентная видимость и корабли не швартуются.

Мыс Фиолент

Голицынская тропа

Трехкилометровая тропа в селе Новый Свет, созданная князьями Голицыными специально к приезду императора Николая II. Сейчас это популярный туристический маршрут. Тропа начинается у горы Орел, идет вдоль побережья мимо горы Хоба-Кая до сквозного грота Голицына. На маршруте в самых красивых местах оборудованы смотровые площадки, вокруг растут ароматные сосны.

Голицынская тропа

Водопад Джур-Джур

Он считается самым большим и мощным крымским водопадом. Струи воды падают с высоты 15 метров, максимальный размер канала – 5 метров в ширину. Он остается полноводным даже в течение длительного засушливого сезона. Вместе с водой в высоту иногда падают и камни. Водопад расположен в горно-лесистой заповедной зоне, температура воды даже жарким летом не превышает 10°С.

Водопад Джур-Джур

Никитский ботанический сад

Он расположен примерно в 10 км от Ялты. Сад занимает площадь в несколько десятков гектаров, на его территории ведется научная деятельность и расположены научно-исследовательские учреждения. Возник в начале 19 века при содействии графа Воронцова и ботаника Ф. Биберштейна. Первым директором был известный натуралист Х. Стивен, который за 12 лет работы собрал и адаптировал к местным условиям около 500 образцов растений.

Никитский ботанический сад

Крымские вина

Крымские вина – это несколько известных торговых марок, выпускающих различные сорта виноградного напитка. Самые известные из них - Массандра, Солнечная долина, Инкерман, Новый Свет, Коктебель. Марка «Новый свет» славится отменным шампанским (особенно хорош брют), «Массандра» славится специфическим вкусом вин, а «Инкерман» выпускает хорошее красное вино под тем же названием.

Крымские вина

Top 25 - attractions of Crimea, Russia

1 277
79 208

Crimea is a real pearl of the Black Sea. This unique peninsula has been attracting people since ancient times; there are traces of ancient and medieval civilizations here. Crimea managed to visit both a rich Greek colony, and a harbor of Italian merchants, and an outpost of the Ottoman Empire before becoming a resting place for the rulers of the Russian Empire. During Soviet times, the peninsula was the main beach of a huge country.

First of all, a vacation in Crimea is a vacation on the beaches of the picturesque South Coast and the famous medical resorts of the West Bank. In between sunbathing, tourists go to see numerous sights: ancient cave cities on high mountain plateaus, magnificent imperial palaces in Livadia and Massandra, the famous Sevastopol and the old Khan's Bakhchisaray.

What to see and where to go in Crimea?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

bird home

A well-known architectural monument of the southern coast of Crimea, one of the most famous sights of the peninsula. In the 19th century here was the private residence of a retired general, later the land passed into the hands of the German baron Steingel, under whom in 1911 a neo-Gothic palace was built. After the end of the Civil War, the Swallow's Nest fell into decay and only in the 1960s. recovery began.

Bird home

Livadia Palace

Palace complex with a landscape park in the village of Livadia. The first buildings appeared here at the beginning of the 19th century. After 1861, the Livadia Palace was sold to the royal family and began to be used as a dacha. The white-stone building that has survived to our time was built at the beginning of the 20th century. During the Second World War, the entire territory of the park was destroyed, the palace lay in ruins. It was restored before the start of the Yalta Conference in February 1945.

Livadia Palace

Vorontsov Palace

Museum-reserve at the foot of Mount Ai-Petri in the village of Alupka. The complex was built in the first half of the 19th century for Count Mikhail Vorontsov according to the project of the English architect Edward Blore (he took part in the construction of the Scottish castle of Walter Scott and Buckingham Palace). The western part of the building is made in the style of the English Tudors, the southern facade is an example of Moorish architecture.

Vorontsov Palace

Massandra Palace

Another Crimean palace of the late 19th century not far from Yalta. Initially belonged to the Vorontsov family, but then it was bought for the imperial dynasty. The castle was built with elements of the style of the times of the French king Louis XIII, the construction work was supervised by the architect M. Messmacher. In the Soviet years, the palace was used as a summer residence for the first persons of the state, now there is a museum on the territory.

Massandra Palace

Khan's Palace in Bakhchisarai

The former residence of the Crimean khans, built in the 16th century. The main architectural idea of ​​the complex is to convey the idea of ​​the Crimean Tatars about heaven on earth. Several generations of the rulers of the Khan dynasty Girey lived here, each tried to expand and supplement the palace complex. In the XVIII-XIX centuries. the palace was on fire, rebuilt, repaired and almost lost its original appearance. It was not until the 20th century that the original interiors were restored.

Khan

Mount Ai-Petri

One of the mountain peaks of the southern coast of Crimea. It belongs to the Yalta mountain and forest reserve. Previously, the Greek monastery of St. Peter was located here. A cable car runs almost 3 km through the mountain. in length, which is recognized as one of the longest in Europe. During the ascent to the top in a cabin, the tourist gets the opportunity to admire the picturesque views from a bird's eye view.

Mount Ai-Petri

White rock Ak-Kaya

Natural and archaeological monument of the Crimea, located in the valley of the river. Biyuk-Karasu. The rock is an array composed of white limestone rocks. At the foot of Ak-Kai, sites of primitive man were found, the remains of tools there and fossilized bones. At the top, ancient Scythian mounds were excavated. An 800-year-old oak tree grows next to the rock. It is believed that under this tree Suvorov negotiated with a representative of the Turkish Sultan.

White rock Ak-Kaya

Ayu-Dag (Bear Mountain)

Historical, archaeological and natural monument of the peninsula, where the remains of a fortified settlement of the 8th-15th centuries have been preserved. One of the legends says that the mountain is a petrified huge bear that wandered through the valley, crushed everything around and calmed down on the shore at the behest of the sea god. More than a dozen species of rare animals listed in the Red Book live on the territory of the reserve.

Ayu-Dag (Bear Mountain)

marble cave

Karst cave near the village of Marble. The age of formation is several million years. Until now, the cave continues to expand, as the processes of formation of the young Crimean mountains continue. There are several large halls in the cave, through which excursion routes of about 1.5 km are laid. Here you can admire the rarest types of crystals and stalactites.

Marble cave

Cave city of Chufut-Kale

A fortified city located on a high plateau near Bakhchisarai. The road to the cave city passes through the territory of the rocky Holy Dormition Monastery. It is believed that Chufut-Kale appeared in the 5th-6th centuries. as a fortification on the outskirts of the Byzantine possessions. In the XIII-XIV centuries. the city became the center of a small principality - a vassal of the Crimean Khanate, where representatives of the Karaites began to settle. In the 19th century, the last inhabitants left Chufut-Kale.

Cave city of Chufut-Kale

Chersonese Tauride

An ancient Greek city founded in the 5th century BC. Subsequently, it became a large and rich center of the entire Greek colony on the peninsula. From the II century BC. was dependent on the ancient Bosporus kingdom, later became a vassal of Rome. Chersonese is also one of the cradles of Christianity - the first followers of Christ settled here in the 1st century. In the 10th century, Prince Vladimir of Kievan Rus was baptized in Chersonese.

Chersonese Tauride

Genoese fortresses

Three fortified forts of the Genoese navigators, located in Balaklava, Sudak and Feodosia. In the Middle Ages, they were the Black Sea outposts of powerful Genoa and were used for protection from the sea. Under an agreement with the Tatars in the XIV century, the Genoese annexed to their possessions the territory from modern Feodosia to Foros. The region was called the Genoese Gazaria. In the 15th century, the fortresses passed into the hands of the Ottoman Empire.

Genoese fortresses

Foros Church

Another name of the temple is the Church of the Resurrection of Christ. It was built at the end of the 19th century on a rock rising 400 meters above sea level. Alexander III gave the order to build a temple in memory of the train wreck, in which the whole family of the emperor almost died. A few years after the victory of the Revolution of 1917, a restaurant was placed in the building, which existed until the early 70s. In the 90s. The temple was restored at the expense of the Ukrainian government.

Foros Church

Assumption Cave Monastery

The current male monastery, presumably founded in the 8th century AD. fugitive Byzantine monks. The monastery existed for many centuries, during the Ottoman rule, even the Crimean Khan came here to honor the local shrines. After the establishment of Soviet power, the monastery was closed, the earthquake of 1927 destroyed the buildings. Revival and restoration began only in 1993.

Assumption Cave Monastery

Monument to the Scuttled Ships

The monument in the waters of the sea on the embankment of Sevastopol is considered a symbol of the city. It was established in honor of the events of the middle of the 19th century, when Russian ships were deliberately sunk in the Sevastopol Bay in order to block the path of the Anglo-French fleet. To avoid a battle (since the enemy fleet was more powerful and better armed), Prince Menshikov decided to flood the ships, but not let the enemy troops approach the city.

Monument to the Scuttled Ships

Panorama Museum "Defense of Sevastopol"

Historical monument dedicated to the events of the Crimean War of 1853-1856. This is a monumental panorama of the defense of Sevastopol by the master of battle painting Franz Alekseevich Roubaud, located in a rounded building. Work on the canvas has been carried out since 1901. F. Roubaud created his masterpiece with the help of students from the Bavarian Academy of Arts and several German painters.

Panorama Museum Defense of Sevastopol

Object 825GTS

Formerly a secret military facility in Balaklava, a former underground submarine base. During the Soviet era, it was one of the most secret in the USSR. For many years, Balaklava Bay was not marked on the maps. After the fall of the USSR, the object was launched and plundered, only in 2004 the government of Ukraine organized a museum of the history of the submarine fleet there. After the transfer of Crimea under Russian jurisdiction, the Russian authorities plan to place a new base there.

Object 825GTS

Balaklava Bay

A small bay with intricately indented and picturesque shores, where, according to Homer's Odyssey, the legendary navigator visited. One of the Genoese fortresses stands on the shores of the bay. It is believed that the first settlements arose here in the VIII-VI centuries. BC. During the Crimean War, the base of the British was located in the bay, in Soviet times it was a secret parking lot for submarines.

Balaklava Bay

Grand Canyon of Crimea

A landscape landmark of the Crimean peninsula, a state reserve since 1974. The canyon is a wide crack in the rock, formed during the formation of the Crimean mountains. Along the crevice there are several capes-cliffs, the river flows along the bottom. Auzun-Uzen. There are several hiking trails with viewing platforms along the bottom of the canyon and in the vicinity.

Grand Canyon of Crimea

Ghost Valley

The accumulation of rocks on the western slope of the Southern ridge of the Demerdzhi mountain range. More than 100 stone blocks of different sizes are scattered in the valley, the largest ones reach 25 meters in height. At dawn and during sunset, the stones cast bizarre shadows that move and intertwine with each other. That is why the place received the poetic name "Ghost Valley".

Ghost Valley

Cape Fiolent

Natural area 15 km. from Sevastopol with an expressive landscape, a 10-kilometer coastline and a unique flora. On the cape there is St. George's Monastery and Jasper Beach, connected by a staircase of several hundred steps. Cape Fiolent is considered the best place for diving, as there is almost one hundred percent visibility and ships do not moor.

Cape Fiolent

Golitsyn trail

A three-kilometer trail in the village of Novy Svet, created by the princes Golitsyn especially for the arrival of Emperor Nicholas II. Now it is a popular tourist route. The trail starts at Mount Orel, goes along the coast past Mount Khoba-Kai to the through grotto of Golitsyn. Viewing platforms are equipped on the route in the most beautiful places, fragrant pine trees grow around.

Golitsyn trail

Waterfall Dzhur-Dzhur

It is considered the largest and most powerful Crimean waterfall. Jets of water fall from a height of 15 meters, the maximum size of the channel is 5 meters wide. It remains full-flowing even during the long dry season. Along with water, stones sometimes fall into the heights. The waterfall is located in a mountain-wooded protected area, the water temperature even in hot summer does not exceed 10 °C.

Waterfall Dzhur-Dzhur

Nikitsky Botanical Garden

It is located about 10 km from Yalta. The garden covers an area of ​​several tens of hectares, scientific activities are carried out on its territory and research institutions are located. It appeared at the beginning of the 19th century with the assistance of Count Vorontsov and the botanist F. Bieberstein. The first director was the well-known naturalist H. Steven, who over 12 years of work collected and adapted about 500 plant specimens to local conditions.

Nikitsky Botanical Garden

Crimean wines

Crimean wines are several well-known brands that produce various varieties of grape drink. The most famous of them are Massandra, Solnechnaya Dolina, Inkerman, Novy Svet, Koktebel. The Novy Svet brand is famous for its excellent champagne (brut is especially good), Massandra is famous for its specific taste of wines, and Inkerman produces a good red wine under the same name.

Crimean wines