Топ 25 — достопримечательности Таганрога, Россия

729
48 879

История Таганрога наполнена значительными историческими событиями. Он успел побывать и в греческой слободе, и в итальянском порту, и в первой базе русского флота. Кроме того, в городе родились известные и выдающиеся деятели культуры - писатель А.П. Чехов и актриса Ф.П. Раневская. Многие достопримечательности связаны с этими необыкновенными людьми. С XVII века в Таганроге действует крупный торговый порт.

Сегодня Таганрог больше воспринимается как промышленный центр, хотя он, несомненно, обладает неиспользованным туристическим потенциалом. Здесь много памятников архитектуры, музеев с ценными экспозициями, памятников истории, парков и просто живописных и приятных мест для прогулок.

Что посмотреть и куда пойти в Таганроге?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

каменная лестница

Лестница построена на средства купца и мецената Г. Ф. Депальдо в 1823 году. Длина здания 113 метров, ширина до 7 метров, состоит из более чем 140 ступеней и 13 площадок. В 1870-х годах по краям были высажены деревья, в 1930-х в результате реконструкции добавлены статуи в античном стиле, а в основании разбит сквер с фонтанами. Последняя реставрация аттракциона была проведена в 2006 году.

Каменная лестница

Таганрогский морской торговый порт

Гавань на Азовском море, основанная Петром I как первая военно-морская база государства. К XVIII-XIX векам он стал крупным морским портом, через который вели торговлю зерном, пушниной, железом, льном, икрой и другими товарами. Второе рождение гавани произошло в 1990-е годы, когда после длительного перерыва ее реконструировали и открыли для иностранных судов.

Таганрогский морской торговый порт

Дворец Алфераки

Здание в греческом стиле, богато украшенное декоративной лепниной в стиле барокко. Здание возведено в середине 19 века для состоятельного горожанина Н. Д. Алфераки по проекту петербургского архитектора А. И. Штакеншнейдера. Уже в конце века при содействии А. П. Чехова на его территории была организована краеведческая экспозиция, которая продолжает работать и по сей день. В музее представлены ценнейшие археологические коллекции, находки XI-XIII веков, а также предметы интерьера дворянских усадеб.

Дворец Алфераки

Таганрогский художественный музей

Коллекция размещена в историческом здании 1870 года постройки, где в 19 веке жил мэр. Музей основан в 1898 году при участии А.П. Чехова и И.Е. Репин. На сегодняшний день фонды содержат более 7 тысяч экспонатов, но небольшие выставочные площади не позволяют продемонстрировать даже малую часть столь богатой коллекции. Среди шедевров произведения Айвазовского, Сурикова, Левитана, Репина, Коровина.

Таганрогский художественный музей

Драматический театр имени А. П. Чехова

Театральная сцена была создана в 1827 г., в 1866 г. она переехала в здание, возведенное по проекту Н. В. Трусова и К. Лондерона. В 19 веке в театре также работала оперная труппа, состоявшая в основном из итальянских актеров. В 20 веке заведение продолжало развиваться даже несмотря на события Второй мировой войны. Сегодня театр является важным культурным центром города и всего региона.

Драматический театр имени А. П. Чехова

Музей градостроительства и быта

Единственный в России музей, раскрывающий темы градостроительства и быта. Коллекция размещена в особняке 1912 года в стиле модерн. Экспозиция основана в 1981 году. Она посвящена изменению облика Таганрога с момента его основания. Экспонатами являются фотографии, рисунки, картины и планы, а также предметы мебели и декора.

Музей градостроительства и быта

Литературный музей А. П. Чехова

Музей расположен в здании бывшей мужской гимназии, где когда-то учился Антон Павлович. Здание возведено в стиле русского классицизма по проекту Ф.К. Боффо. Датой основания музея считается 1935 год, хотя большая часть экспозиций комплекса открылась в 1980-х годах. Постоянные коллекции посвящены жизни и творчеству А. П. Чехова. Также на территории регулярно проводятся временные вернисажи.

Литературный музей А. П. Чехова

«Дом Чехова»

Музей, занимающий небольшой флигель, где родился А. П. Чехов. Здание построено в середине XIX в. из сырцового кирпича на прилегающей к дому территории, принадлежавшей купцу А. Д. Гнутову (флигель сдавался в аренду). Экспозиция музея начала работать в 1920-х годах, через пару лет после открытия выставки вокруг здания был посажен вишневый сад.

«Дом Чехова»

"Магазин Чехова"

Еще одно чеховское заведение в Таганроге — лавка расположена на территории кирпичного дома 1840-х гг. В этом месте отец писателя организовал торговлю, так как оно находилось на оживленном перекрестке с большим потоком покупателей. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, комнаты и кухня со столовой, на втором — основная жилая площадь, в которой поселилась семья Чеховых. Сегодня в магазине воссоздана оригинальная обстановка.

Магазин Чехова

Музей Фаины Раневской

Открытие музея в доме, где родилась и выросла одна из самых выдающихся русских актрис ХХ века, было начато в 1987 году Иннокентием Смоктуновским. Неофициально экспозицию организовал профессор Н.П. Заграя, позаботившегося о сохранении интерьеров квартиры семьи Фельдманов. У парадной лестницы он повесил портрет Фаины Раневской, а на фасаде установил мемориальную доску. В таком виде музей существует до сих пор.

Музей Фаины Раневской

Кафе Фрекен Бок

Арт-кафе, созданное в 2009 году возле дома Фаины Раневской в ​​кирпичном особняке 19 века. Основная концепция заведения основана на произведении «Малыш и Карлсон», стены украшены фотографиями актрисы. На территории кафе проходят литературные вечера и художественные выставки, а также театрализованные представления. С 2011 года — одна из площадок Чеховского книжного фестиваля.

Кафе Фрекен Бок

Музей А. А. Дурова

А. А. Дуров — представитель российской цирковой династии, который во время гастролей в 1920-е годы приобрел в Таганроге две усадьбы, где и поселился со всеми животными своей будки. В 1987 году в одном из домов открылась экспозиция, посвященная жизни художника. Само здание является памятником архитектуры начала 20 века, построенным в стиле модерн. В коллекции представлены документы, письма, договоры и вещи А. А. Дурова.

Музей А. А. Дурова

Музей И. Д. Василенко

И. Д. Василенко — советский писатель, проживший значительный период жизни в Таганроге. В 1988 году на территории его дома был создан мемориальный музей. Экспозиция иллюстрирует жизненный и творческий путь Василенко, подчеркивая важность его вклада в развитие литературы. Интересно будет посмотреть кабинет, где он работал над своими произведениями, а также личные вещи писателя.

Музей И. Д. Василенко

Дом Чайковского

Кирпичный особняк конца 19 века, где в 1883–1894 годах жил Ипполит Чайковский, брат известного композитора. Петр Ильич несколько раз бывал в усадьбе, о чем свидетельствует памятная доска, вмонтированная в стену. После революции в здании попеременно размещались больница, библиотека и концертный зал. В 1970-е годы была организована отдельная комната-музей. Работает в составе концертно-выставочного комплекса.

Дом Чайковского

Церковь Святого Николая

Православный храм, основанный в XVIII веке по просьбе командующего Азовской флотилией контр-адмирала Ф. А. Клокачева. Храм построили моряки, которые в дальнейшем стали его основными прихожанами. Часть здания была сделана из дерева, другая – из камня. Все деревянные конструкции были разрушены во время Второй мировой войны, а в 1957 году были взорваны верхние ярусы колокольни. Здание реставрировали в 1990-х годах.

Церковь Святого Николая

Келья святого Павла Таганрогского

Святитель Павел Таганрогский – личность, почитаемая в православной традиции. Считается, что в дар от Бога он получил способность лечить людей. Родился блаженный в Черниговской губернии, но пути Господни привели его в Таганрог. Дом в Тургеневском переулке, где старец провел свои последние годы жизни, ныне называется кельей преподобного Павла Таганрогского. Сегодня эта скромная хижина является популярным местом паломничества.

Келья святого Павла Таганрогского

Памятник Петру I

Памятник в честь первого российского императора установлен в 1903 году. Он представляет собой фигуру Петра в парадном одеянии со знаменитой треуголкой на голове, установленную на гранитном постаменте. Композиция стоит посреди клумбы. Проект скульптуры создан петербургским мастером М. М. Антокольским, статуя отлита в Париже. Памятник находится у входа на Комсомольскую площадь.

Памятник Петру I

Памятник Александру I

Памятник был установлен в 1831 году. Первоначальная скульптура представляла собой императора, одетого в генеральский мундир, попирающего ногой змею. У памятника не было шансов уцелеть в советское время – сначала его разобрали, а потом залили, а металл использовали для производственных нужд. Памятник реставрировали в 1998 году на средства банка «Российский кредит», убрав некоторые детали исходного изображения — змею и амуров.

Памятник Александру I

Памятник А. П. Чехову

Памятник писателю украсил улицы города в 1960 году. Автор скульптор И. М. Рукавишников. Вместе с пьедесталом статуя достигает высоты 6 метров. Идея увековечить образ А. П. Чехова пришла к властям еще при царе, но идея так и не была реализована, да и тогда, на фоне смены власти, войн и строительства коммунизма, было совсем не до это.

Памятник А. П. Чехову

Солнечные часы

Солнечные часы были установлены в 1833 году на одной из городских улиц. Они представляют собой сооружение на каменном постаменте. Основным элементом хронометра является металлический стержень, тень которого указывает время в зависимости от положения светила. Таганрогские часы — старейший механизм такого типа в России. Последняя его реконструкция прошла в 2007 году.

Солнечные часы

Парк культуры и отдыха имени Горького

Городской парк с 200-летней историей, основанный в самом начале 19 века как Аптекарский огород. Помимо лекарственных растений на его территории были посажены виноградники, плодовые и декоративные культуры. В 1909 году плантации полностью вырубили, фактически создав новый сад. В советское время зеленая зона несколько раз удостаивалась звания лучшего парка культуры и отдыха.

Парк культуры и отдыха имени Горького

Пушкинская набережная

Городская набережная — благоустроенный участок береговой линии Азовского моря. На планах города он существует с 1808 года, но планомерные работы по его строительству начались почти на 30 лет позже. В середине 20 века была проведена капитальная реконструкция, в результате которой были заасфальтированы тротуары, переоформлен бульвар, установлены фонари и скамейки для отдыха. Накануне 300-летия Таганрога набережную вновь реконструировали.

Пушкинская набережная

приморский парк

Городской парк, созданный в 1960-х годах на месте заброшенного карьера кирпичного завода. Его создали рабочие городских предприятий. Через 10 лет на территории выросло около 3 тысяч деревьев и несколько тысяч кустарников. Парк гордится своей коллекцией роз и других декоративных цветов. Зона расположена на берегу моря, к оборудованному пляжу ведет каменная лестница, что очень удобно для посетителей.

Приморский парк

Павловская крепость

Оборонительное сооружение начала 18 века, являющееся образцом военно-инженерного строительства. Крепость представляла собой прямоугольное сооружение, окруженное укрепленным земляным валом, рассчитанным на размещение гарнизона в 500 воинов. Здание было частично разрушено во исполнение Прутского мирного договора. Сегодня туристы могут увидеть остатки городища, расположенного недалеко от села Гаевка.

Павловская крепость

Мемориал Славы на Самбекских высотах

Мемориальный комплекс, посвященный бойцам 130-й и 416-й стрелковых дивизий, также известных как «Таганрогские». В 1943 году эти части остановили наступление противника на Самбекских высотах. Памятник выполнен в виде стен, на которых высечены фигуры воинов. Он установлен на широкой площадке, куда ведет выложенная плитами аллея. Вечный огонь является частью архитектурного ансамбля.

Мемориал Славы на Самбекских высотах

Top 25 attractions of Taganrog, Russia

802
49 237

The history of Taganrog is filled with significant historical events. He managed to visit the Greek settlement, and the Italian port, and the first base of the Russian fleet. Moreover, famous and outstanding cultural figures were born in the city - the writer A.P. Chekhov and the actress F.P. Ranevskaya. Many attractions are associated with these extraordinary people. Since the 17th century, a large trading port has been operating in Taganrog.

Today, Taganrog is more perceived as an industrial center, although it undoubtedly has untapped tourism potential. There are many architectural monuments, museums with valuable expositions, historical monuments, parks, and simply picturesque and pleasant places for walking.

What to see and where to go in Taganrog?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

stone stairs

The staircase was built at the expense of the merchant and philanthropist G. F. Depaldo in 1823. The building is 113 meters long, up to 7 meters wide and consists of more than 140 steps and 13 platforms. In the 1870s, trees were planted along the edges, in the 1930s, as a result of reconstruction, antique-style statues were added, and a square with fountains was laid out at the base. The last restoration of the attraction was carried out in 2006.

Stone stairs

Taganrog sea trade port

The harbor on the Sea of ​​Azov, founded by Peter I as the first naval base of the state. By the 18th-19th centuries it had become a major seaport through which grain, furs, iron, flax, caviar and other goods were traded. The second birth of the harbor occurred in the 1990s, when after a long break it was reconstructed and opened to foreign ships.

Taganrog sea trade port

Alferaki Palace

A building in the Greek style, richly decorated with decorative stucco in the Baroque style. The building was erected in the middle of the 19th century for a wealthy citizen N. D. Alferaki according to the project of the St. Petersburg architect A. I. Stackenschneider. Already at the end of the century, with the assistance of A.P. Chekhov, a local history exposition was organized on its territory, which continues to work to this day. The museum presents the most valuable archaeological collections, finds of the 11th-13th centuries, as well as interior items of noble estates.

Alferaki Palace

Taganrog Art Museum

The collection is housed in a historic building built in 1870, where the mayor lived in the 19th century. The museum was founded in 1898 with the participation of A.P. Chekhov and I.E. Repin. To date, the funds contain more than 7 thousand exhibits, but small exhibition areas do not allow to demonstrate even a small part of such a rich collection. Among the masterpieces are the works of Aivazovsky, Surikov, Levitan, Repin, Korovin.

Taganrog Art Museum

Drama Theater named after A.P. Chekhov

The theater stage was established in 1827, in 1866 it moved to a building erected according to the project of N.V. Trusov and K. Londeron. In the 19th century, the theater also hosted an opera troupe composed primarily of Italian actors. In the 20th century, the institution continued to develop even despite the events of the Second World War. Today the theater is an important cultural center of the city and the whole region.

Drama Theater named after A.P. Chekhov

Museum of Urban Planning and Life

The only museum in Russia that reveals the themes of urban planning and everyday life. The collection is housed in a 1912 Art Nouveau mansion. The exposition was founded in 1981. It is dedicated to the change in the appearance of Taganrog since its foundation. The exhibits are photographs, drawings, paintings and plans, as well as pieces of furniture and decor.

Museum of Urban Planning and Life

Literary Museum of A.P. Chekhov

The museum is located in the building of the former men's gymnasium, where Anton Pavlovich once studied. The building was erected in the manner of Russian classicism according to the project of F.K. Boffo. The date of foundation of the museum is considered to be 1935, although most of the exhibitions of the complex opened in the 1980s. Permanent collections are dedicated to the life and work of A.P. Chekhov. Temporary vernissages are also regularly held on the territory.

Literary Museum of A.P. Chekhov

"Chekhov's house"

Museum, which occupies a small wing, where A.P. Chekhov was born. The building was built in the middle of the 19th century from adobe bricks on the territory adjacent to the house, which belonged to the merchant A.D. Gnutov (the wing was rented out). The museum exposition began to work in the 1920s, a couple of years after the opening of the exhibition, a cherry orchard was planted around the building.

Chekhov

"Chekhov's Shop"

Another Chekhov's place in Taganrog - the shop is located on the territory of a brick building of the 1840s. In this place, the writer's father organized trade, as it was located at a busy crossroads with a high traffic of buyers. On the first floor there were commercial premises, rooms and a kitchen with a dining room, on the second floor there was the main living area in which the Chekhov family lodged. Today, the original furnishings have been recreated in the shop.

Chekhov

Faina Ranevskaya Museum

The opening of the museum in the house where one of the most prominent Russian actresses of the 20th century was born and raised was started in 1987 by Innokenty Smoktunovsky. Unofficially, the exposition was organized by Professor N.P. Zagray, who took care of the preservation of the interiors of the Feldman family's apartment. He hung a portrait of Faina Ranevskaya by the front staircase and placed a memorial plaque on the facade. The museum still exists in this form.

Faina Ranevskaya Museum

Cafe Freken Bock

Art cafe, created in 2009 near the house of Faina Ranevskaya in a brick mansion of the 19th century. The main concept of the institution is based on the work "The Kid and Carlson", the walls are decorated with photographs of the actress. Literary evenings and art exhibitions are held on the territory of the cafe, as well as theatrical performances. Since 2011, it has been one of the venues for the Chekhov Book Festival.

Cafe Freken Bock

Museum of A. A. Durov

A. A. Durov is a representative of the Russian circus dynasty, who, during a tour in the 1920s, acquired two estates in Taganrog, where he settled with all the animals of his booth. In 1987, an exposition dedicated to the life of the artist was opened in one of the houses. The building itself is an architectural monument of the early 20th century, built in the Art Nouveau style. The collection contains documents, letters, contracts and things of A. A. Durov.

Museum of A. A. Durov

Museum of I. D. Vasilenko

I. D. Vasilenko is a Soviet writer who lived a significant period of his life in Taganrog. In 1988, a memorial museum was created on the territory of his house. The exposition is an illustration of Vasilenko's life and creative path, emphasizing the importance of his contribution to the development of literature. It will be interesting to look at the office where he worked on his works, as well as the personal belongings of the writer.

Museum of I. D. Vasilenko

House of Tchaikovsky

A brick mansion of the late 19th century, where Ippolit Tchaikovsky, the brother of the famous composer, lived in the period 1883–94. Pyotr Ilyich visited the estate several times, as evidenced by a commemorative plaque mounted on the wall. After the Revolution, the building alternately housed a hospital, a library and a concert hall. A separate room-museum was organized in the 1970s. It operates as part of the concert and exhibition complex.

House of Tchaikovsky

Church of St. Nicholas

An Orthodox church founded in the 18th century at the request of Rear Admiral F. A. Klokachev, commander of the Azov Flotilla. The temple was built by the sailors, who in the future became its main parishioners. Part of the building was made of wood, the other part was made of stone. All wooden structures were destroyed during the Second World War, and in 1957 the upper tiers of the bell tower were blown up. The building was restored in the 1990s.

Church of St. Nicholas

Cell of St. Paul of Taganrog

St. Paul of Taganrog is a person revered in the Orthodox tradition. It is believed that as a gift from God, he received the ability to heal people. The blessed one was born in the Chernigov province, but the ways of the Lord brought him to Taganrog. The house in Turgenevsky Lane, where the elder spent his last years of life, is now called the cell of St. Pavel Taganrog. Today, this modest little hut is a popular place of pilgrimage.

Cell of St. Paul of Taganrog

Monument to Peter I

The monument in honor of the first Russian emperor was erected in 1903. It represents the figure of Peter in ceremonial attire with the famous cocked hat on his head, mounted on a granite pedestal. The composition stands in the middle of a flower bed. The sculpture project was created by the St. Petersburg master M. M. Antokolsky, the statue was cast in Paris. The monument is located at the entrance to Komsomolsky Square.

Monument to Peter I

Monument to Alexander I

The monument was erected in 1831. The original sculpture was an emperor dressed in a general's uniform, trampling a snake with his foot. The monument had no chance of surviving in Soviet times - at first it was dismantled, and then it was poured and the metal was used for production needs. The monument was restored in 1998 at the expense of the Russian Credit Bank, removing some of the details of the original image - a snake and cupids.

Monument to Alexander I

Monument to A.P. Chekhov

The monument in honor of the writer adorned the city streets in 1960. It was made by the sculptor I. M. Rukavishnikov. Together with the pedestal, the statue reaches a height of 6 meters. The idea to perpetuate the image of A.P. Chekhov came to the authorities under the tsar, but the idea was never implemented, and then, against the backdrop of a change of power, wars and the building of communism, it was not at all up to it.

Monument to A.P. Chekhov

Sundial

The sundial was installed in 1833 on one of the city streets. They are a structure on a stone pedestal. The main element of the chronometer is a metal rod, whose shadow indicates the time depending on the position of the luminary. The Taganrog clock is the oldest mechanism of this type in Russia. Its last renovation took place in 2007.

Sundial

Park of Culture and Leisure named after Gorky

A city park with a 200-year history, founded at the very beginning of the 19th century as a Pharmacy Garden. In addition to medicinal plants, vineyards, fruit and ornamental crops were planted on its territory. In 1909, the plantations were completely cut down, in fact, creating a new garden. In Soviet times, the green zone was awarded the title of the best park of culture and recreation several times.

Park of Culture and Leisure named after Gorky

Pushkinskaya embankment

The city embankment is a landscaped section of the coastline of the Sea of ​​Azov. On the plans of the city, it has existed since 1808, but systematic work on its construction began almost 30 years later. In the middle of the 20th century, a major reconstruction was carried out, as a result of which the sidewalks were asphalted, the boulevard was redesigned, and lanterns and benches were placed for rest. On the eve of the 300th anniversary of Taganrog, the embankment was reconstructed again.

Pushkinskaya embankment

seaside park

City park, formed in the 1960s on the site of an abandoned brick factory quarry. It was created by the workers of urban enterprises. After 10 years, about 3 thousand trees and several thousand shrubs grew on the territory. The park prided itself on its collection of roses and other decorative flowers. The zone is located on the seashore, a stone staircase leads to the equipped beach, which is very convenient for visitors.

Seaside park

Pavlovsk fortress

A defensive structure of the early 18th century, which is an example of military engineering construction. The fortress was a rectangular structure, surrounded by a fortified earth rampart, designed to accommodate a garrison of 500 soldiers. The building was partially destroyed in pursuance of the Prut peace treaty. Today, tourists can see the remains of the fort, located near the village of Gaevka.

Pavlovsk fortress

Memorial of Glory on the Sambek Heights

Memorial complex dedicated to the fighters of the 130th and 416th rifle divisions, which are also known as "Taganrog". In 1943, these units stopped the enemy advance on the Sambek Heights. The monument is made in the form of walls on which figures of soldiers are carved. It is installed on a wide platform, where the alley laid with slabs leads. The Eternal Flame is a part of the architectural ensemble.

Memorial of Glory on the Sambek Heights