Топ 20 — достопримечательности Чебоксар, Россия

754
30 089

Во всем Поволжье не найти такого дружелюбного и гостеприимного народа, как чуваши. Все, кто хоть раз приезжал в Чебоксары, испытывают к этому городу очень теплые чувства. Особенно, если путешествие выпало на теплую золотую осень, когда леса одеты в огненный наряд и цвет листвы кажется еще ярче на фоне водной глади могучей Волги.

Чебоксары знамениты тем, что здесь родился Василий Чапаев. Многие достопримечательности связаны с именем этого героя Гражданской войны. Еще одним общеизвестным фактом является то, что более 80% всего российского хмеля растет в Чувашии, поэтому город не мог обойтись без оригинального музея пива. А еще в столице республики много музеев, театров и зеленых скверов.

Что посмотреть и куда пойти в Чебоксарах?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Памятник Матери

Памятник стоит на центральной площади на холме, возвышаясь над всеми окружающими зданиями. Он был установлен в 2003 году по инициативе главы Чувашии Н. В. Федорова. Скульптура воплощает образ матери, благословляющей и оберегающей своих детей. Вместе с внушительным постаментом он достигает высоты 46 метров. Памятник считается символом Чебоксар и всей Чувашской Республики.

Памятник матери

Чебоксарский залив

Искусственная бухта в историческом центре города, созданная при впадении реки Чебоксарка в Волгу. Благодаря удачному расположению, со временем он превратился в культурно-рекреационную зону, где с удовольствием проводят время местные жители. В праздничные дни на набережной проходят различные мероприятия. По выходным сюда приезжают погулять, покататься на лодке и пообедать в ресторанах.

Чебоксарский залив

Купца Ефремова Бульвар

Прогулочная аллея, выполняющая функции местного «Арбата». Это уютная пешеходная зона, вдоль которой расположены кафе, магазины, расположенные в исторических зданиях 19 века, и сувенирные палатки. Также на бульваре есть музей и драматический театр. Улицу украшают памятники, клумбы и декоративные элементы ландшафтного дизайна. В центре скульптурная композиция из уральских валунов.

Купца Ефремова Бульвар

Речной порт

Городской порт существует с 1917 года. Помимо грузовых перевозок, он занимается пассажирскими перевозками и оказывает туристические услуги - водные прогулки по берегам Волги. Одновременно в гавани могут швартоваться до 15 кораблей. Здесь можно арендовать теплоход, устроить праздник на борту или совершить полноценный круиз до ближайших городов: Новочебоксарска, Мариинского Посада, Свияжска.

Речной порт

Чувашский национальный музей

Музей основан в 1921 году. Сегодня это крупнейший культурно-просветительский центр Чувашии и хранилище духовной и материальной культуры народов, издревле населявших территорию республики. Коллекции охватывают период от каменного века до наших дней. Среди экспонатов памятники балановской и абашевской археологических культур, образцы рунической письменности XVII-XVIII вв., изделия народных промыслов.

Чувашский национальный музей

Чувашский художественный музей

Коллекция произведений русского и зарубежного искусства прошлых веков, современных чувашских художников ХХ-ХХI веков, предметов народного творчества различных этносов. В музее три постоянные экспозиции. Довольно часто здесь устраивают временные выставки, где демонстрируются экспонаты из богатых музейных фондов, насчитывающих более 20 тысяч единиц хранения.

Чувашский художественный музей

Музей пива

Оказывается, в Чебоксарах варят отличное пиво, по качеству не уступающее известным маркам. Кроме того, большая часть хмеля в России выращивается в Чувашии. В городе даже есть полноценный музей, посвященный истории пенного напитка и технологии его производства. Экспозиция не только рассказывает о местных сортах и ​​производителях, но и освещает интересные аспекты мирового пивоваренного опыта. Конечно же, кульминацией экскурсии является дегустация.

Музей пива

Музей истории тракторов

Как нетрудно догадаться из названия, экспозицию музея составляют сельскохозяйственные машины. Здесь можно увидеть редкие образцы тракторов из разных стран, а также коллекцию из 600 масштабных моделей. Всего в фондах хранится более 5 тысяч экспонатов. Посетители могут посетить несколько тематических выставок, посвященных истории агротехники, ее различным видам, а также передовым инженерным разработкам.

Музей истории тракторов

Музей В. И. Чапаева

В. И. Чапаев — уроженец Чебоксар (точнее, села Будайка, давно вошедшего в черту города). Личности командира дивизии в годы Гражданской войны посвящен целый комплекс, включающий в себя музей, памятник, дом-мемориал - копию крестьянской избы семьи Чапаевых, сквер и скульптурную группу барельефов с изображением соратников солдата. Весь музейный ансамбль был возведен в 1970–80-х годах.

Музей В. И. Чапаева

Русский Драматический Театр

Труппа театра была сформирована в Чебоксарах в 1918 году. В первые годы она давала спектакли в бывшей усадьбе купца Ефремова. Позже для нее построили отдельное здание. Сегодня сцена находится в здании 1950-х годов, построенном в классическом стиле с нотками советской практичности. В оформлении фасада много национальных чувашских орнаментов.

Русский Драматический Театр

Драматический театр имени К. В. Иванова

Сцена была основана в Казани в 1918 году, через 2 года переехала в Чебоксары. В основу репертуара легли произведения русской классики в исполнении на чувашском языке, а также пьесы национальных авторов. Театр расположен в классическом здании 1960-х годов, отнесенном к памятникам архитектуры. Капитальная реконструкция здания была проведена в 2000-х годах.

Драматический театр имени К. В. Иванова

Чувашский театр оперы и балета

Чебоксары обзавелись собственной оперной сценой в 1960 году. С самого начала в репертуар входили не только известные классические произведения, но и постановки чувашских авторов, которые пользовались еще большей популярностью. Современная программа включает в себя оперы, оперетты, балеты и музыкальные спектакли для детей. С 1990-х годов в театре состоялись два международных фестиваля.

Чувашский театр оперы и балета

Свято-Троицкий монастырь

Монастырь был основан в 16 веке по указу Ивана Грозного и упразднен в 1924 году. В Смутное время монастырь был разорен, но через несколько лет возродился и начал процветать. В XVIII веке императорским указом община была лишена всех владений, но позже Павел I вернул монастырю часть утраченного имущества. В 1946 году архитектурный комплекс монастыря был признан памятником и взят под охрану государства. В настоящее время он активен.

Свято-Троицкий монастырь

Введенский собор

Каменный храм возведен в середине XVII века в традициях московского зодчества на месте деревянной церкви, которая была заложена при Иване Грозном. Несмотря на все реставрации и ремонты, здание почти полностью сохранило свой исторический облик. Внутри ценные фрески и иконостас. В советское время собор ненадолго закрывался. В целом ему удалось избежать разорения и разрушения.

Введенский собор

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Здание расположено на берегу Чебоксарского залива, его белые стены и голубой купол украшают окружающий пейзаж. Храм возведен в XVIII веке в стиле русского провинциального барокко на средства московского купца. Все постройки комплекса, кроме главного корпуса и колокольни, были снесены в 1930-е годы. После строительства Чебоксарской ГЭС колокольня была затоплена. В постсоветское время храм реставрировали и реставрировали.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Мемориальный парк "Победа"

Парк расположен на холме, возвышающемся над всем городом, его прекрасно видно с берегов Чебоксарского залива. Первый Монумент Воинской Славы был установлен здесь в 1980 году (фигуры матери со знаменем в руках и солдата, стоящего перед ней на коленях). У подножия холма на гранитном постаменте установлен Вечный огонь. Позже стали появляться и другие памятники, посвященные погибшим в чеченских войнах и Афганистане и пострадавшим при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 2000-х были построены фонтан и Аллея Героев.

Мемориальный парк Победа

Сквер имени В. И. Чапаева

Сквер площадью 6 га расположен на территории бывшего села Будаевка, места рождения Чапаева. До 1960 года здесь располагались колхозные поля. В рамках создания зеленой зоны было посажено около 500 деревьев, заасфальтированы дорожки, установлены скамейки, высажены цветочные газоны и сооружены фонтаны. В парке находится музей. В. И. Чапаева и памятник в его честь. Памятник изображает военачальника верхом на коне с поднятой саблей — именно таким, каким его привыкли видеть в фильмах о Гражданской войне.

Сквер имени В. И. Чапаева

Лакреевский лес

Так называется центральный парк Чебоксар. Раньше здесь был естественный дубовый лес, который в 1950-х годах решили возделывать и превратить в зону отдыха. Парк занимает приличную территорию в 41 га, некоторым деревьям в нем от 90 до 140 лет. В 1970-е годы лесу был присвоен статус памятника природы. Для посетителей есть аттракционы, детские и концертные площадки.

Лакреевский лес

Припаркуй их. 500 лет Чебоксарам.

Еще один городской парк, который составляет достойную конкуренцию Лакреевскому лесу. Он был основан в 1969 году к 500-летию города, как следует из названия, но официальное открытие состоялось лишь спустя 10 лет. После упадка и разрухи 1990-х место пережило второе рождение – появились новые аттракционы и площадки для народных гуляний, ухоженные аллеи украсили оригинальными скульптурами.

Припаркуй их. 500 лет Чебоксарам.

река Волга

Чебоксары стоят на берегу великой Волги, несущей свои воды через бескрайнюю равнину. Широкий канал водной артерии в черте города позволяет курсировать круизным судам и грузовым судам. В теплое время года по Волге плавают небольшие катера, красивые яхты и парусники, а жители и гости стремятся совершить морскую прогулку или отправиться на речную экскурсию в ближайшие города.

Река Волга

Top 20 attractions in Cheboksary, Russia

754
30 089

In the entire Volga region, one cannot find such a friendly and hospitable people as the Chuvash. Everyone who came to Cheboksary at least once has very warm feelings for this city. Especially if the trip fell on a warm golden autumn, when the forests are dressed in a fiery outfit and the color of the foliage seems even brighter against the background of the water surface of the mighty Volga.

Cheboksary is famous for the fact that Vasily Chapaev was born here. Many sights are associated with the name of this hero of the Civil War. Another well-known fact is that more than 80% of all Russian hops grow in Chuvashia, so the city could not do without the original beer museum. And in the capital of the republic there are many museums, theaters and green squares.

What to see and where to go in Cheboksary?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Mother Monument

The monument stands in the central square on a hill, dominating all the surrounding buildings. It was installed in 2003 on the initiative of the head of Chuvashia, N. V. Fedorov. The sculpture embodies the image of a mother blessing and protecting her children. Together with an impressive pedestal, it reaches a height of 46 meters. The monument is considered a symbol of Cheboksary and the entire Chuvash Republic.

Mother Monument

Cheboksary bay

An artificial bay in the historical center of the city, created at the confluence of the Cheboksarka River into the Volga. Due to its favorable location, over time it has turned into a cultural and recreational area where local residents enjoy spending time. During the holidays, various events are held on the embankments. On weekends, people come here to walk, go boating and dine in restaurants.

Cheboksary bay

Kuptsa Efremov Boulevard

Walking alley, performing the functions of the local "Arbat". It is a cozy pedestrian zone along which there are cafes, shops located in historical buildings of the 19th century, and souvenir tents. There is also a museum and a drama theater on the boulevard. The street is decorated with monuments, flower beds and decorative elements of landscape design. In the center is a sculptural composition made of Ural boulders.

Kuptsa Efremov Boulevard

River port

The city port has existed since 1917. In addition to freight transportation, it is engaged in passenger transportation and provides tourist services - boat trips along the banks of the Volga. Up to 15 ships can moor in the harbor at the same time. Here you can rent a ship, arrange a holiday on board or take a full cruise to the nearest cities: Novocheboksarsk, Mariinsky Posad, Sviyazhsk.

River port

Chuvash National Museum

The museum was founded in 1921. Today it is the largest cultural and educational center of Chuvashia and a repository of the spiritual and material culture of the peoples who have inhabited the territory of the republic since ancient times. The collections cover the period from the Stone Age to the present day. Among the exhibits are monuments of the Balanovskaya and Abashevskaya archaeological cultures, samples of runic writing of the 17th-18th centuries, and products of national crafts.

Chuvash National Museum

Chuvash Art Museum

A collection of works of Russian and foreign art of past centuries, modern Chuvash artists of the XX-XXI centuries, folk art objects of various ethnic groups. The museum has three permanent exhibitions. Quite often, temporary exhibitions are organized here, where exhibits from the rich museum funds are shown, which number more than 20 thousand items.

Chuvash Art Museum

Beer Museum

It turns out that excellent beer is brewed in Cheboksary, the quality is not inferior to well-known brands. In addition, most of the hops in Russia are grown in the Chuvash Republic. The city even has a full-fledged museum dedicated to the history of the foamy drink and its production technology. The exposition not only tells about local varieties and producers, it covers interesting aspects of the world brewing experience. Of course, the culmination of the tour is the tasting.

Beer Museum

Tractor History Museum

As you might guess from the name, the museum's exposition consists of agricultural machinery. Here you can see rare examples of tractors from different countries, as well as a collection of 600 scale models. In total, the funds store more than 5 thousand exhibits. Visitors can visit several thematic exhibitions dedicated to the history of agricultural technology, its various types, as well as advanced engineering developments.

Tractor History Museum

Museum of V. I. Chapaev

V. I. Chapaev is a native of Cheboksary (or rather, the village of Budaika, which has long entered the city limits). A whole complex is dedicated to the personality of the division commander during the Civil War, which includes a museum, a monument, a memorial house - a copy of the peasant hut of the Chapaev family, a square and a sculptural group of bas-reliefs depicting the soldier's comrades-in-arms. The entire museum ensemble was erected in the 1970s and 80s.

Museum of V. I. Chapaev

Russian Drama Theater

The theater troupe was formed in Cheboksary in 1918. In the early years, she gave performances in the former estate of the merchant Efremov. Later, a separate building was built for her. Today, the stage is housed in a 1950s structure, built in a classical style with a touch of Soviet practicality. In the appearance of the facade there are many national Chuvash ornaments.

Russian Drama Theater

Drama Theater named after K. V. Ivanov

The scene was founded in Kazan in 1918, after 2 years it moved to Cheboksary. The repertoire was based on Russian classical works performed in the Chuvash language, as well as plays by national authors. The theater is located in a classic building of the 1960s, classified as an architectural monument. The capital reconstruction of the building was carried out in the 2000s.

Drama Theater named after K. V. Ivanov

Chuvash Opera and Ballet Theater

Cheboksary acquired its own opera stage in 1960. From the very beginning, the repertoire included not only well-known classical works, but also productions by Chuvash authors, which were even more popular. The modern program includes operas, operettas, ballets and musical performances for children. Since the 1990s, the theater has hosted two international festivals.

Chuvash Opera and Ballet Theater

Holy Trinity Monastery

The monastery was founded in the 16th century by decree of Ivan the Terrible and abolished in 1924. During the Time of Troubles, the monastery was devastated, but after a few years it was revived and began to flourish. In the 18th century, the community was deprived of all possessions by an imperial decree, but later Paul I returned part of the lost property to the monastery. In 1946, the architectural complex of the monastery was recognized as a monument and taken under state protection. It is currently active.

Holy Trinity Monastery

Vvedensky Cathedral

The stone temple was erected in the middle of the 17th century in the traditions of Moscow architecture on the site of a wooden church, which was founded under Ivan the Terrible. Despite all the restoration and repairs, the building has almost completely preserved its historical appearance. Inside there are valuable frescoes and an iconostasis. In Soviet times, the cathedral was closed for a short period. In general, he managed to avoid ruin and destruction.

Vvedensky Cathedral

Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary

The building is located on the shores of the Cheboksary Bay, its white walls and blue dome adorn the surrounding landscape. The temple was erected in the 18th century in the Russian provincial baroque style with the money of a Moscow merchant. All buildings of the complex, except for the main building and the bell tower, were demolished in the 1930s. After the construction of the Cheboksary hydroelectric power station, the belfry was flooded. In post-Soviet times, the temple was restored and restored.

Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary

Memorial Park "Victory"

The park is located on a hill that rises above the entire city, it is perfectly visible from the shores of the Cheboksary Bay. The first Monument of Military Glory was erected here in 1980 (figures of a mother with a banner in her hands and a soldier kneeling before her). At the foot of the hill, the Eternal Flame was placed on a granite pedestal. Later, other monuments began to appear dedicated to those who died in the Chechen wars and Afghanistan and those who suffered during the liquidation of the consequences of the accident at the Chernobyl nuclear power plant. In the 2000s, a fountain and the Alley of Heroes were built.

Memorial Park Victory

Square named after V. I. Chapaev

The square with an area of ​​6 hectares is located on the territory of the former village of Budaevka, the birthplace of Chapaev. Until 1960, collective farm fields were located here. As part of the creation of the green zone, about 500 trees were planted, paths were asphalted, benches were installed, flower lawns were planted and fountains were built. The park houses the Museum. V. I. Chapaev and a monument in his honor. The monument depicts a commander on horseback with a raised saber - exactly the way they are used to seeing him in films about the Civil War.

Square named after V. I. Chapaev

Lacreevsky forest

This is the name of the central park of Cheboksary. Previously, there was a natural oak forest here, which in the 1950s was decided to cultivate and turn into a recreation area. The park occupies a decent territory of 41 hectares, some trees in it are 90 to 140 years old. In the 1970s, the forest was given the status of a natural monument. For visitors there are attractions, children's and concert venues.

Lacreevsky forest

Park them. 500th anniversary of Cheboksary

Another city park that is a worthy competitor to the Lacreevsky forest. It was founded in 1969 for the 500th anniversary of the city, as the name suggests, but the official opening took place only 10 years later. After the decline and devastation of the 1990s, the place experienced a rebirth - new attractions and venues for folk festivals appeared, well-groomed alleys were decorated with original sculptures.

Park them. 500th anniversary of Cheboksary

Volga river

Cheboksary stands on the banks of the great Volga, which carries its waters across the vast plain. The wide channel of the water artery within the city allows cruise ships and cargo ships to run. In the warm season, small boats, beautiful yachts and sailboats float along the Volga, and residents and guests tend to take a boat trip or go on a river excursion to the nearest cities.

Volga river