Топ 20 — достопримечательности Балаклавы, Россия

386
51 478

Небольшой курортный городок Балаклава, расположенный недалеко от Севастополя, имеет давнюю богатую историю и может похвастаться архитектурными памятниками разных периодов. Его уникальное расположение издревле привлекало поселенцев, которые могли безопасно прятать свои корабли в бухте, имеющей причудливую и извилистую форму.

В первую очередь туристы отправляются посмотреть на средневековую генуэзскую крепость Чембало, которая когда-то была мощным бастионом и защищала весь участок побережья. Затем они отправляются в морскую прогулку по заливу или добираются водным транспортом до одного из окрестных пляжей. Третий пункт – посещение памятных мест, среди которых памятники, храмы, военные объекты советской эпохи и музеи.

Что посмотреть и куда пойти в Балаклаве?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Балаклавская бухта

Балаклава или как ее часто называют - "Тайная бухта" образовалась в результате тектонического разлома. Он врезается в берег на 1,5 км, расширяясь и сужаясь в разных местах (ширина самого узкого прохода около 50 метров). Благодаря такой форме бухта практически не видна с Черного моря, что в прошлом было очень удобно для укрытия кораблей в бухте.

Балаклавская бухта

Крепость Чембало

Ансамбль сооружений на Крепостном холме, построенный во времена Генуэзской республики в XIV-XVIII вв. Раньше за кольцом стен находился целый город, надежно укрепленный и охраняемый гарнизоном. Во второй половине 15 века Чембало захватили турки, а в 18 веке на его территории разместились воинские части Российской империи. В последующие годы комплекс постепенно приходил в упадок, пока от него не остались одни руины.

Крепость Чембало

Объект 825ГТС

Секретная база времен Холодной войны, которая предназначалась для стоянки и ремонта атомных подводных лодок, а также для хранения боеприпасов. В 1993 году объект был закрыт и в последующие 10 лет фактически разрушен и разграблен, так как в его конструкциях содержались редкие цветные металлы. В 2000-х годах на территории бывшей базы был создан музей, посвященный истории Балаклавы и вехам развития подводного и надводного флотов, с экспозицией старинного оружия.

Объект 825ГТС

Набережная Назукина

Прогулочная набережная Балаклавы, где есть дайвинг-центр, яхт-клуб, кинотеатр, рестораны, бары и причалы для судов. С берега видна Балаклавская бухта и гора с руинами крепости Чембало. Вдоль набережной стоят дома конца 19 - начала 20 века - бывшие частные дачи и гостиницы. Отсюда можно отправиться в морскую прогулку по заливу.

Набережная Назукина

Музей истории Балаклавы

Здание музея расположено на набережной Назукина. Посетителям предлагается не только осмотр экспозиции с экскурсией, но и прогулка по заливу с выходом к морю, дегустация местных блюд, а также уличный маршрут, включающий посещение крепости Чембало. Постоянная коллекция музея посвящена истории Балаклавы в годы Крымской войны. Посещение заведения возможно в составе экскурсионной группы.

Музей истории Балаклавы

Памятник Лесе Украинке

Писательница Леся Украинка дважды была в Балаклаве - в ранней юности с родителями и в более зрелом возрасте с мужем. Во время последнего приезда супруги два месяца жили в городе в доме на набережной Назукина. В 2004 году в честь поэтессы на центральной площади был установлен памятник. Он выполнен в виде полуфигуры, установленной на постаменте (первоначально скульптор планировал вылепить бюст, но в процессе сильно увлёкся).

Памятник Лесе Украинке

Памятник Куприну

А. И. Куприн жил в Балаклаве в 1904 - 1906 гг., где его застала Первая русская революция. Писатель был настолько потрясен происходящим, что написал очерк «События в Севастополе», опубликованный в петербургской газете. Из-за этого материала он был вынужден покинуть Балаклаву. Памятник в его честь украсил городскую набережную в 2009 году. Скульптура изображает писателя, прислонившегося к забору и задумчиво смотрящего вдаль.

Памятник Куприну

Южный и Северный форты

Оборонительные сооружения начала 20 века, которые были возведены для защиты Севастопольской крепости с южной стороны. Укрепления представляют собой вырубленную в скале систему рвов, дорог, инженерных сетей и бетонных сооружений, где можно было надежно спрятать и хранить боеприпасы. Планировалась также установка артиллерийских орудий, но из-за Октябрьской революции работы остановились.

Южный и Северный форты

бочка смерти

На территории Южного форта находится очень странный объект — железная «бочка», подвешенная над пропастью. Одно время он выполнял роль наблюдательного пункта и был оборудован оптическими приборами. В 1960-х годах распространилась легенда о том, что из этого сооружения в годы Великой Отечественной войны немцы сбрасывали в море военнопленных, поэтому его стали называть «бочкой смерти».

Бочка смерти

Объект 100

Секретная подземная батарея 1950-х годов, предназначенная для уничтожения морских целей. После распада СССР все конструкции, содержащие цветной металл, были демонтированы, а сам объект законсервирован. Он вызвал интерес только у любителей побродить по заброшенным бетонным лабиринтам. В 2016 году было сообщение, что военные собираются восстанавливать комплекс, поэтому его дальнейшая судьба неизвестна.

Объект 100

19-я артиллерийская батарея

Строительство батареи началось в 1914 году при царе, но работы были завершены в советское время. Она была оснащена мощным вооружением, которое должно было поражать корабли противника с расстояния 20 км, но в 1941 году батарея не смогла защитить Севастополь от немецкой армии. После 1991 года необходимость в нем отпала. Сегодня от объекта сохранился только бетонный каркас, так как все металлоконструкции были вывезены.

19-я артиллерийская батарея

Чоргунский мост-акведук

Акведук является частью водопроводной системы середины 19 века. Он был построен в подражание древнему стилю из инкерманского камня и сегодня выглядит так, как будто его действительно построили древние римляне. Водопроводу не суждено было долго существовать – он был разрушен во время Крымской войны. После окончания боевых действий было решено его не восстанавливать. Мост-акведук Чоргун является наиболее хорошо сохранившейся частью системы.

Чоргунский мост-акведук

Кадыковский карьер

Раньше известняк добывали в карьере. После исчерпания запасов породы карьер был заброшен и постепенно заполнялся водой. Со стороны он выглядит как кратер потухшего вулкана с озером на дне и ступенчатыми стенами из красной скалы. Спуститься по спиральной дороге можно, но двигаться нужно очень осторожно, так как время от времени зыбкие склоны обрушиваются.

Кадыковский карьер

Храм Двенадцати апостолов

Изначально церковь была построена генуэзцами в середине XIV века, но до нас это здание не дошло. То, что туристы могут увидеть сегодня, — это постройка 1794 года, реконструированная в 1875 году после Крымской войны. До середины 20 века храм использовался по прямому назначению, в 1990-х годах был повторно освящен. Внутри хранятся мощи святителей Василия Блаженного и Сергия Радонежского. В архитектурном плане здание представляет собой крестово-купольное сооружение из известняка, украшенное дорическими колоннами.

Храм Двенадцати апостолов

Георгиевский монастырь

Православный монастырь, расположенный недалеко от мыса Фиолент на берегу Черного моря. Согласно легенде, он был основан в IX веке греческими мореплавателями-переселенцами, попавшими в внезапный шторм у берегов Крыма, но благодаря молитвам святого Георгия им удалось уцелеть. Первые письменные свидетельства существования монастыря относятся к 16 веку. Монастырь процветал и в средние века, и во времена Крымского ханства, но серьезно пострадал в советское время. Повторное открытие произошло в 1994 году.

Георгиевский монастырь

Георгиевская скала и Джаспер Бич

Джордж-Рок представляет собой небольшую скалу в море, расположенную на расстоянии 140 метров от берега. Именно на этой скале св. Георгий. В конце 19 века на камне установили мраморный крест, который сняли в советское время (новый установили в 1991 году). Скала хорошо видна с Яшмового пляжа - одного из лучших мест для купания в Крыму. Это место отличается живописными пейзажами и прозрачной водой.

Георгиевская скала и Джаспер Бич

Васили Бич

Пляж находится рядом с Васильевской балкой. Его территория со всех сторон огорожена почти отвесными скалами высотой 150 метров. Василий считается одним из лучших участков побережья в окрестностях Севастополя, предназначенных для купания. Здесь прозрачная вода и захватывающие дух виды. Для удобства туристов организована некоторая инфраструктура – ​​есть навесы и шезлонги.

Васили Бич

Серебряные и золотые пляжи

Серебряный или Ближний пляж находится в 15 минутах езды от Балаклавы по морю. Если добираться пешком, то нужно преодолеть 4 км по гористой местности. До Золотого пляжа придется проплыть 25-30 минут или пройти пешком 6 км. Обе части побережья очень живописны, и купание в них доставляет истинное удовольствие. Чтобы добраться до пляжей, нужно сесть на лодку на набережной Назукина.

Серебряные и золотые пляжи

Мыс Фиолент

Сегодня мыс Фиолент входит в черту города Севастополя, а когда-то был нетронутым человеком местом, где можно было найти уединение. Этот район считается одним из самых красивых в Западном Крыму, хотя хаотичная застройка слегка портит вид и не позволяет в полной мере насладиться беспокойной морской гладью и очарованием отвесных скал, тянущихся на многие километры в обе стороны.

Мыс Фиолент

Мыс Айя

Мыс Айя находится на территории одноименного ландшафтного заказника, на территории которого произрастают редкие виды растений и обитают животные, занесенные в Красную книгу. Климат в этой природной зоне похож на средиземноморский. От мыса тянется урочище Аязьма, на вершине находится гигантская воронка, заполненная разноцветными валунами, у основания - небольшие гроты с водой цвета лазурита.

Мыс Айя

Top 20 attractions in Balaklava, Russia

444
51 851

The small resort town of Balaklava, located near Sevastopol, has a long rich history and boasts architectural monuments from different periods. Since ancient times, its unique location has attracted settlers who could safely hide their ships in a bay that has a bizarre and winding shape.

First of all, tourists go to look at the medieval Genoese fortress Cembalo, which was once a powerful bastion and protected the entire stretch of the coast. Then they go on a boat trip along the bay or get by water transport to one of the surrounding beaches. The third point is visiting memorable places, among which are monuments, temples, military installations of the Soviet era and museums.

What to see and where to go in Balaklava?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Balaklava bay

Balaklava or as it is often called - "Secret Bay" was formed as a result of a tectonic fault. It cuts deep into the coast for 1.5 km, expanding and narrowing in different places (the width of the narrowest passage is about 50 meters). Due to this shape, the bay is practically invisible from the Black Sea, which in the past was very convenient for ships hiding in the bay.

Balaklava bay

Cembalo Fortress

Ensemble of structures on the Fortress Hill, built during the time of the Republic of Genoa in the XIV-XVIII centuries. Previously, behind the ring of walls there was a whole city, reliably fortified and guarded by a garrison. In the second half of the 15th century, Cembalo was captured by the Turks, and in the 18th century military units of the Russian Empire were stationed on its territory. In subsequent years, the complex gradually fell into disrepair until only ruins remained of it.

Cembalo Fortress

Object 825GTS

A secret base during the Cold War, which was intended for the parking and repair of nuclear submarines, as well as for the storage of ammunition. In 1993, the facility was closed and in the next 10 years it was actually destroyed and looted, as its structures contained rare non-ferrous metals. In the 2000s, a museum dedicated to the history of Balaklava and milestones in the development of the submarine and surface fleets was created on the territory of the former base, with an exhibition of antique weapons.

Object 825GTS

Embankment Nazukin

Walking embankment of Balaklava, where there is a diving center, a yacht club, a cinema, restaurants, bars and berths for ships. From the shore you can see the Balaklava bay and the mountain with the ruins of the Chembalo fortress. Along the embankment there are houses of the late 19th - early 20th centuries - former private dachas and hotels. From here you can go on a boat trip around the bay.

Embankment Nazukin

Museum of the History of Balaklava

The museum building is located on the Nazukin embankment. Visitors are offered not only viewing the exposition with a guided tour, but also walking along the bay with access to the sea, tasting local dishes, as well as a street route that includes a visit to the Chembalo fortress. The permanent collection of the museum is dedicated to the history of Balaklava during the Crimean War. A visit to the institution is possible as part of an excursion group.

Museum of the History of Balaklava

Monument to Lesya Ukrainka

Writer Lesya Ukrainka was in Balaklava twice - in her early youth with her parents and at a more mature age with her husband. During the last visit, the couple lived in the city for two months in a house on the Nazukin embankment. In 2004, a monument was erected in honor of the poetess on the central square. It is made in the form of a half-figure, mounted on a pedestal (initially, the sculptor planned to sculpt a bust, but in the process he became very carried away).

Monument to Lesya Ukrainka

Monument to Kuprin

AI Kuprin lived in Balaklava in 1904 - 1906, where he was caught by the First Russian Revolution. The writer was so shocked by what was happening that he wrote an essay "Events in Sevastopol", published in a St. Petersburg newspaper. Because of this material, he was forced to leave Balaklava. A monument in his honor adorned the city embankment in 2009. The sculpture depicts a writer leaning against a fence and looking thoughtfully into the distance.

Monument to Kuprin

Southern and Northern forts

Defensive structures of the beginning of the 20th century, which were erected to protect the Sevastopol fortress from the south side. The fortifications are a system of ditches, roads, engineering networks and concrete structures carved into the rock, where it was possible to securely hide and store ammunition. It was also planned to install artillery pieces, but because of the October Revolution, work stopped.

Southern and Northern forts

barrel of death

On the territory of the Southern Fort there is a very strange object - an iron "barrel" suspended over an abyss. At one time, it played the role of an observation post and was equipped with optical instruments. In the 1960s, a legend spread that the Germans threw prisoners of war into the sea from this structure during the Great Patriotic War, so it began to be called the “barrel of death”.

Barrel of death

Object 100

A secret underground battery from the 1950s that was intended to destroy naval targets. After the collapse of the USSR, all structures containing non-ferrous metal were dismantled, and the facility itself was mothballed. It aroused interest only among those who like to wander through abandoned concrete labyrinths. In 2016, there was a message that the military was going to restore the complex, so its further fate is unknown.

Object 100

19th gun battery

The construction of the battery began in 1914 under the tsar, but the work was completed in the Soviet period. It was equipped with powerful weapons that were supposed to hit enemy ships from a distance of 20 km, but in 1941 the battery could not protect Sevastopol from the German army. After 1991, the need for it disappeared. Today, only the concrete frame has been preserved from the object, since all the metal structures were taken out.

19th gun battery

Chorgun bridge-aqueduct

The aqueduct is part of the plumbing system of the mid-19th century. It was built in imitation of the ancient style of Inkerman stone and today looks like it was actually built by the ancient Romans. The water pipeline was not destined to exist for a long time - it was destroyed during the Crimean War. After the end of hostilities, it was decided not to restore it. The Chorgun aqueduct bridge is the best preserved part of the system.

Chorgun bridge-aqueduct

Kadykovsky quarry

Previously, limestone was mined in a quarry. After the rock reserves were exhausted, the pit was abandoned and gradually it filled with water. From the side, it looks like the crater of an extinct volcano with a lake at the bottom and stepped walls of red rock. You can go down the spiral road, but you need to move very carefully, as from time to time the unsteady slopes collapse.

Kadykovsky quarry

Temple of the Twelve Apostles

Initially, the church was built by the Genoese in the middle of the XIV century, but this building has not reached us. What tourists can see today is the construction of 1794, reconstructed in 1875 after the Crimean War. Until the middle of the 20th century, the temple was used for its intended purpose, in the 1990s it was re-consecrated. The relics of St. Basil the Blessed and Sergius of Radonezh are kept inside. In architectural terms, the building is a cross-domed limestone structure, decorated with Doric columns.

Temple of the Twelve Apostles

Georgievsky monastery

An Orthodox monastery located near Cape Fiolent on the Black Sea coast. According to legend, it was founded in the 9th century by Greek navigators-settlers, who suffered a sudden storm off the coast of Crimea, but thanks to the prayers of St. George they managed to survive. The first written evidence of the existence of the monastery dates back to the 16th century. The monastery prospered both in the Middle Ages and during the time of the Crimean Khanate, but was seriously damaged in the Soviet era. The rediscovery took place in 1994.

Georgievsky monastery

Georgievskaya Rock and Jasper Beach

George rock is a small cliff in the sea, located at a distance of 140 meters from the coast. It was on this rock that St. George. At the end of the 19th century, a marble cross was installed on the stone, which was removed in Soviet times (a new one was installed in 1991). The rock is clearly visible from Yashmovy beach - one of the best areas for swimming in the Crimea. This place is distinguished by picturesque landscapes and clear water.

Georgievskaya Rock and Jasper Beach

Vasili Beach

The beach is located next to Vasilyevskaya beam. Its territory is fenced on all sides by almost sheer cliffs 150 meters high. Vasili is considered one of the best sections of the coast in the vicinity of Sevastopol, intended for swimming. It has clear water and breathtaking views. For the convenience of tourists, some infrastructure has been organized - there are awnings and sun loungers.

Vasili Beach

Silver and Golden Beaches

Serebryany or Near Beach is a 15-minute drive from Balaklava by sea. If you get there on foot, then you need to overcome 4 km through mountainous terrain. You will have to swim 25-30 minutes to the Golden Beach or walk 6 km. Both parts of the coast are very picturesque, and swimming there is a real pleasure. To get to the beaches, you need to take a boat on the Nazukin embankment.

Silver and Golden Beaches

Cape Fiolent

Today, Cape Fiolent is part of the city limits of Sevastopol, and once it was a place untouched by man, where one could find solitude. This area is considered one of the most beautiful in the Western Crimea, although the chaotic development slightly spoils the view and does not allow you to fully enjoy the restless sea surface and the charm of sheer cliffs that stretch for many kilometers on both sides.

Cape Fiolent

Cape Aya

Cape Aya is located on the territory of the landscape reserve of the same name, in which rare species of plants grow and animals listed in the Red Book live. The climate in this natural area is similar to the Mediterranean. The Ayazma tract stretches from the cape, at the top there is a giant funnel filled with multi-colored boulders, at the base there are small grottoes with lapis lazuli-colored water.

Cape Aya