Топ 20 — достопримечательности Астрахани, Россия

1 083
25 351

Астрахань – настоящий рай для любителей охоты и рыбалки, край изобилия и сладких арбузов. Именно такое мнение у большинства туристов об этом городе. А еще – это конечная остановка круизных лайнеров, следующих из верховьев Волги. Но Астрахань может похвастаться не только вкусной лососевой рыбой и отменной икрой, но в первую очередь привлекает своими историческими достопримечательностями.

Знакомство с городом стоит начать с посещения величественного Астраханского кремля, основанного при Иване Грозном. Далее обязательно стоит прогуляться по обновленной набережной, полюбоваться роскошным зданием Оперного театра и, по возможности, съездить в Астраханский заповедник. И только потом отправляйтесь за покупками на знаменитый рынок Селенские Исады.

Что посмотреть и куда пойти в Астрахани?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Астраханский Кремль

Архитектурный ансамбль, состоящий из военных, гражданских и культовых сооружений, окончательно сформировался в XVI-XX вв. Он расположен на Заячьем холме и омывается Волгой и ее притоками. Всего в комплекс входит 22 объекта: семь сохранившихся башен, несколько соборов, ворота, казармы, административные здания. Длина кремлевских стен составляет около 1,5 км, толщина местами достигает 12 метров, высота - до 8 метров. Строительство каменного ансамбля началось во времена правления Ивана Грозного, через два года после взятия Астрахани, что было связано с необходимостью защиты завоеванных царем земель.

Астраханский Кремль

Успенский собор

Храм входит в ансамбль Астраханского кремля. Возведен в 1699-1710 годах по проекту архитектора Дорофея Мякишева в стиле московского барокко. Современному зданию предшествовало деревянное, заложенное после того, как Иван Грозный отправил в Астрахань икону Владимирской Божией Матери, и первое каменное здание, пришедшее в упадок к концу XVII века. Отдельно от основного строения возведена классическая трехъярусная колокольня.

Успенский собор

городская набережная

Основная прогулочная зона города протяженностью 2 км. В середине 20 века набережная входила в состав портовой территории — все благоустройство ограничивалось несколькими бетонными плитами и площадкой. В 2009 году при финансовой поддержке «Газпрома» была полностью реконструирована территория: выложена брусчатка искусственным камнем, установлены фонари, скамейки и аттракционы, разбиты газоны.

Городская набережная

Площадь Ленина

В 16 веке на месте современной площади располагался Житний двор, примыкавший к Кремлю. В 19 веке все постройки были снесены и разбит сад в честь приезда Александра II. В середине 20 века на его месте была создана главная городская площадь, где несколько фонтанов, памятник В.И. Ленин и трибуна. К 450-летию города площадь вновь реконструировали, украсив архитектурными «излишествами» и придав ей современный вид.

Площадь Ленина

Памятник Петру I

История Астрахани неразрывно связана с именем Петра I. Считается, что именно он определил город как каспийский форпост страны. В 1717 году по указу царя была образована Астраханская губерния. Памятник в его честь установлен в 2002 году. Фигура Петра I изображена, как и на всех статуях, украшающих многие российские города, энергичной, неистовой, с горящим взглядом, устремленным вдаль.

Памятник Петру I

Скульптура "Дама с собачкой"

Бронзовые фигуры дамы и ее милого питомца появились на городской набережной в 2012 году. Задумчиво и немного грустно изображена героиня А.П. Чехова из одноименного произведения. До революции часто можно было встретить таких людей, гуляющих по улицам и прячущихся от солнца под шляпами и зонтиками. Статуя изготовлена ​​в московской мастерской «Альтаир».

Скульптура Дама с собачкой

Собор Святого Владимира

Православный храм начала 20 века, построенный в псевдовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова. Во время событий Революции 1917 года здание было разрушено, но, тем не менее, уцелело. В советское время он использовался как склад и автовокзал, что нанесло сильный ущерб интерьеру (например, была закрашена вся настенная роспись с изображениями святых). В 1999 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Собор Святого Владимира

Башня Спасо-Преображенского монастыря

По сути, башня — единственное сохранившееся здание Спасо-Преображенского монастыря, которое было разрушено в 1930-х годах. Он был построен в начале 18 века в стиле московского барокко. Многие элементы фасада и кровли заимствованы из традиционной церковной архитектуры, характерной для XVI-XVII вв. Башня выполнена в виде восьмигранника, увенчанного шатром.

Башня Спасо-Преображенского монастыря

Астраханский театр оперы и балета

Молодая музыкальная сцена, основанная в 2010 году. Первый концерт состоялся в 2011 году – на гастроли приехал Оркестр Мариинского театра под управлением В. А. Гергиева. Здание представляет собой великолепный образец современной интерпретации модерна и эклектики — фасад украшен резьбой и лепниной, широкие арки окон обрамлены ажурным орнаментом, крышу венчают несколько декоративных башен. Стиль интерьера соответствует внешнему виду.

Астраханский театр оперы и балета

Астраханский драматический театр

Драматическая сцена существует в Астрахани с 1810 года, многие годы она была культурным центром города, пока не разделила это почетное звание с Астраханским театром оперы и балета. До наших дней дошло второе здание театра в классическом стиле, возведенное ближе к концу 19 века. Основу репертуара составляют произведения Островского, Грибоедова, Шекспира, Мольера, Чехова и Горького.

Астраханский драматический театр

Картинная галерея имени П. М. Догадина

Художественный музей, представляющий коллекцию русских художников XVIII–XX веков. Большая часть экспозиции посвящена работам в стиле русского авангарда. Также здесь можно увидеть коллекции европейских гравюр и коллекции работ художников Поволжья. Из известных картин — картины И. Е. Репина, Н. И. Аргунова и И. И. Шишкина. Галерея была основана в 1918 году.

Картинная галерея имени П. М. Догадина

Музей боевой славы

Музей был открыт в 1975 году к 30-летию Победы. Коллекция разместилась в здании начала ХХ века - бывшем штабе Астраханского казачьего войска. Экспозицию составляют оружие, доспехи (некоторые ценные экземпляры относятся к XVI-XVII векам), личные вещи воинов, документы, картины, диорамы, макеты и скульптуры. Из девяти залов музея пять посвящены событиям Великой Отечественной войны.

Музей боевой славы

Музей истории города Астрахани

Экспозиция расположена на территории дома, в котором родился отец В. И. Ленина. Семья Ульяновых владеет усадьбой с начала 19 века. Естественно, в советское время здесь был музей соответствующей тематики. Экспонаты той эпохи выставлены в залах музея и по сей день: личные вещи членов семьи, архивные документы, исторические материалы, предметы быта и обстановка.

Музей истории города Астрахани

Астраханский краеведческий музей

Краеведческий музей представляет собой целый комплекс, включающий 14 филиалов, расположенных как в самом городе, так и в области. Его коллекция насчитывает более 300 тысяч предметов и объединяет археологические, этнографические, нумизматические, природные и другие экспозиции. Главное здание музея — трехэтажный дом начала ХХ века из красного кирпича, расположенный в Астрахани.

Астраханский краеведческий музей

Дом купца Тетюшинова

Деревянный особняк 1872 года постройки, принадлежавший купцу и почетному гражданину Астрахани Г. В. Тетюшинову. Дом построен в русском стиле, для которого характерно большое количество декоративных резных элементов, ажурные наличники и двускатная крыша. Особенностью усадьбы является наличие широких галерей – летних веранд, где приятно было отдыхать теплыми вечерами. Сегодня в музее часто проходят народные гуляния, ярмарки и концерты.

Дом купца Тетюшинова

Дворец бракосочетания

Астраханский ЗАГС располагается в живописном каменном особняке 1910 года постройки по проекту В. Б. Варганека-Валдовского в стиле модерн с элементами конструктивизма. Здание было построено для биржи, но после революции 1917 года его назначение изменилось. Дворец бракосочетаний располагается здесь с 1964 года. Сегодня это здание является настоящим украшением городского пейзажа.

Дворец бракосочетания

мост влюбленных

Мост соединяет берега реки Кутум. Он является обязательной остановкой свадебных кортежей, поэтому на его заборе висят десятки металлических замков любви. Популярность к нему пришла после реконструкции 2005 года. Перед входом на мост установлены металлические арки, полностью обтянутые цветными лентами, которые также повязывают молодожены.

Мост влюбленных

Рынок "Селенские Исады"

Известный городской рынок и популярная туристическая достопримечательность. Он существует уже полтора века. Основная специализация – астраханская рыба всех возможных видов. Правда свежевыловленную рыбу практически не продают, на витринах копченая, вяленая рыба, много икры и рыбных продуктов. Торговля ориентирована в основном на туристов, поэтому цены довольно высокие. Часто здесь можно увидеть организованные экскурсии с дегустациями.

Рынок Селенские Исады

Лебединое озеро

Водохранилище находится в центре города. Вокруг него организована прогулочная зона с аллеями, декоративными фонарями и скамейками, посередине – живописная белая беседка. Озеро создано к 450-летию Астрахани на базе небольшого пруда. Летом это место превращается в одну из самых популярных зон отдыха

Лебединое озеро

Астраханский заповедник

Природная территория в дельте Волги, в которой обитает около 300 видов птиц (в том числе несколько десятков редких), в том числе великолепные лебеди и белые цапли. Заповедник был создан в 1919 году с целью сохранения и поддержания уникального природного разнообразия местности. Также здесь водятся 17 видов млекопитающих: волки, кабаны, выдры, лисы, горностаи и другие представители фауны.

Астраханский заповедник

Top 20 Astrakhan Attractions, Russia

1 083
25 351

Astrakhan is a real paradise for lovers of hunting and fishing, a land of abundance and sweet watermelons. This is the opinion that most tourists have about this city. And yet - this is the final stop of cruise ships following from the upper reaches of the Volga. But Astrakhan boasts not only delicious fish salmon and excellent caviar, but first of all it attracts with its historical sights.

It is worth starting your acquaintance with the city with a visit to the majestic Astrakhan Kremlin, founded under Ivan the Terrible. Next, you should definitely walk along the renovated embankment, admire the luxurious building of the Opera House and, if possible, go to the Astrakhan Nature Reserve. And only then go shopping at the famous Selenskiye Isady market.

What to see and where to go in Astrakhan?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Astrakhan Kremlin

An architectural ensemble consisting of military, civil and religious buildings, finally formed in the 16th-20th centuries. It is located on the Hare Hillock and is washed by the Volga and its tributaries. In total, the complex includes 22 objects: seven preserved towers, several cathedrals, gates, barracks, administrative buildings. The length of the Kremlin walls is about 1.5 km, in some places the thickness reaches 12 meters, the height - up to 8 meters. The construction of the stone ensemble began during the reign of Ivan the Terrible, two years after the capture of Astrakhan, which was due to the need to defend the lands conquered by the king.

Astrakhan Kremlin

Assumption Cathedral

The temple is part of the ensemble of the Astrakhan Kremlin. It was erected in 1699-1710 according to the design of the architect Dorofei Myakishev in the Moscow baroque style. The modern building was preceded by a wooden one, which was laid after Ivan the Terrible sent the icon of the Vladimir Mother of God to Astrakhan, and the first stone building, which fell into disrepair by the end of the 17th century. Separately from the main structure, a classical three-tiered bell tower was erected.

Assumption Cathedral

city ​​embankment

The main walking area of ​​the city with a length of 2 km. In the middle of the 20th century, the embankment was part of the port area - all the improvement was limited to a few concrete slabs and a square. In 2009, with the financial support of Gazprom, the territory was completely reconstructed: the pavement was laid out with artificial stone, lamps, benches and attractions were installed, and lawns were laid out.

City ​​embankment

Lenin Square

In the 16th century, Zhitny Dvor, adjacent to the Kremlin, was located on the site of the modern square. In the 19th century, all buildings were demolished and a garden was laid out in honor of the arrival of Alexander II. In the middle of the 20th century, the main city square was created in its place, where several fountains, a monument to V.I. Lenin and a tribune were placed. By the 450th anniversary of the city, the square was reconstructed again, decorated with architectural "excesses" and giving it a modern look.

Lenin Square

Monument to Peter I

The history of Astrakhan is inextricably linked with the name of Peter I. It is believed that it was he who defined the city as the country's Caspian outpost. In 1717, by decree of the tsar, the Astrakhan province was established. A monument in his honor was erected in 2002. The figure of Peter I is depicted, as on all the statues that adorn many Russian cities, energetic, frantic, with a burning gaze directed into the distance.

Monument to Peter I

Sculpture "Lady with a dog"

Bronze figures of a lady and her cute pet appeared on the city embankment in 2012. The heroine of A.P. Chekhov from the work of the same name is depicted in a thoughtful and slightly sad way. Before the Revolution, one could often meet such persons walking along the streets and hiding under hats and parasols from the sun. The statue was made in the Moscow workshop "Altair".

Sculpture Lady with a dog

Cathedral of St. Vladimir

Orthodox church of the beginning of the 20th century, built in the pseudo-Byzantine style according to the project of V. A. Kosyakov. During the events of the Revolution of 1917, the building was destroyed, but, nevertheless, survived. In the Soviet period, it was used as a warehouse and a bus station, which caused severe damage to the interior (for example, the entire wall painting with images of saints was painted over). In 1999, the temple was returned to the Russian Orthodox Church.

Cathedral of St. Vladimir

Tower of the Transfiguration Monastery

In fact, the tower is the only surviving building of the Transfiguration Monastery, which was destroyed in the 1930s. It was built at the beginning of the 18th century in the Moscow baroque style. Many elements of the facade and roof are borrowed from traditional church architecture, typical of the 16th-17th centuries. The tower is made in the form of an octahedron topped with a tent.

Tower of the Transfiguration Monastery

Astrakhan Opera and Ballet Theater

A young music scene founded in 2010. The first concert took place in 2011 - the Mariinsky Theater Orchestra headed by V. A. Gergiev came on tour. The building is a magnificent example of a modern interpretation of Art Nouveau and eclecticism - the facade is decorated with carvings and stucco, the wide arches of the windows are framed with openwork ornaments, the roof is crowned with several decorative towers. The interior style matches the exterior.

Astrakhan Opera and Ballet Theater

Astrakhan Drama Theater

The dramatic stage has existed in Astrakhan since 1810, for many years it was the cultural center of the city, until it shared this honorary title with the Astrakhan Opera and Ballet Theatre. The second building of the theater in the classical style, which was erected towards the end of the 19th century, has survived to this day. The basis of the repertoire is the works of Ostrovsky, Griboyedov, Shakespeare, Molière, Chekhov and Gorky.

Astrakhan Drama Theater

Art Gallery named after P. M. Dogadin

An art museum presenting a collection of Russian painters of the 18th–20th centuries. Most of the exposition is devoted to works in the Russian avant-garde style. Also here you can see collections of European engravings and collections of works by artists of the Volga region. Of the famous paintings - paintings by I. E. Repin, N. I. Argunov and I. I. Shishkin. The gallery was founded in 1918.

Art Gallery named after P. M. Dogadin

Military Glory Museum

The museum was opened in 1975 for the 30th anniversary of the Victory. The collection was placed in the building of the beginning of the 20th century - the former headquarters of the Astrakhan Cossack army. The exposition consists of weapons, armor (some valuable specimens date back to the 16th-17th centuries), personal belongings of fighters, documents, paintings, dioramas, models and sculptures. Of the nine halls of the museum, five are dedicated to the events of the Great Patriotic War.

Military Glory Museum

Museum of the history of the city of Astrakhan

The exposition is located on the territory of the house in which V. I. Lenin's father was born. The Ulyanov family has owned the estate since the beginning of the 19th century. Naturally, in Soviet times, there was a museum of the corresponding theme here. Exhibits from that era are exhibited in the halls of the museum to this day: personal belongings of family members, archival documents, historical materials, household items and furnishings.

Museum of the history of the city of Astrakhan

Astrakhan Museum of Local Lore

The local history museum is a whole complex, which includes 14 branches located in the city itself and in the region. Its collection includes more than 300 thousand items and combines archaeological, ethnographic, numismatic, natural and other expositions. The main building of the museum is a three-story red brick house of the early 20th century located in Astrakhan.

Astrakhan Museum of Local Lore

Merchant Tetyushinov's House

A wooden mansion built in 1872, which belonged to the merchant and honorary citizen of Astrakhan G. V. Tetyushinov. The house was built in the Russian style, which is characterized by a large number of decorative carved elements, openwork architraves and a gable roof. A feature of the estate is the presence of wide galleries - summer verandas, where it was pleasant to relax on warm evenings. Today the museum often hosts folk festivals, fairs and concerts.

Merchant Tetyushinov

Matrimonial Palace

The Astrakhan registry office is located in a picturesque stone mansion built in 1910, designed by V. B. Varganek-Valdovsky in the Art Nouveau style with elements of constructivism. The building was built for the stock exchange, but after the Revolution of 1917 its purpose changed. The wedding palace has been located here since 1964. Today, this building is a true decoration of the urban landscape.

Matrimonial Palace

bridge of lovers

The bridge connects the banks of the Kutum River. It is an obligatory stopping point for wedding processions, as a result there are dozens of metal locks of love hanging on its fence. Popularity came to him after the reconstruction of 2005. In front of the entrance to the bridge, metal arches are installed, completely covered with colored ribbons, which are also tied by the newlyweds.

Bridge of lovers

Market "Selenskiye Isady"

Famous city market and popular tourist attraction. It has been in existence for a century and a half. The main specialization is Astrakhan fish of all possible species. True, they practically do not sell freshly caught fish, in the windows there are smoked, dried fish, a lot of caviar and fish products. Trade is focused mainly on tourists, so prices are quite high. Often here you can see organized tours with tastings.

Market Selenskiye Isady

Swan Lake

The reservoir is located in the city center. A walking area with alleys, decorative lanterns and benches is organized around it, in the middle there is a picturesque white gazebo. The lake was created for the 450th anniversary of Astrakhan on the basis of a small pond. In summer, this place turns into one of the most popular recreation areas; in winter, the water surface freezes and you can skate on it.

Swan Lake

Astrakhan Nature Reserve

A natural area in the Volga Delta, which is home to about 300 species of birds (including several dozen rare ones), including magnificent swans and egrets. The reserve was established in 1919 with the aim of preserving and maintaining the unique natural diversity of the area. Also, 17 species of mammals are found here: wolves, wild boars, otters, foxes, ermines and other representatives of the fauna.

Astrakhan Nature Reserve