Топ 25 — достопримечательности Алма-Аты, Казахстан

724
42 134

За время своего существования Алма-Ата успела побывать военным укреплением, носила название Верный и даже имела статус столицы Казахстана. Хотя формально главным городом страны сейчас является Астана, Алма-Ата сохранила за собой право называться культурным и экономическим центром государства.

Благодаря своему расположению в предгорьях Заилийского Алатау город имеет возможность обзавестись крупнейшим в мире горнолыжным комплексом «Медео». Он появился еще в советское время, а позже был модернизирован. На улицах Алма-Аты также легко можно найти рядом свидетельства разных эпох. Фонтаны играют особую роль в городской структуре. Они являются не только предметами декора, но и частями сложной системы полива. В особо засушливые периоды 125 фонтанов не дают погибнуть зеленым насаждениям.

Что посмотреть и куда пойти в Алматы?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Медео

Крупнейший в мире горнолыжный спортивный комплекс. Он был построен в 1972 году, а в 2010 году прошла капитальная реконструкция. Местный каток называют «фабрикой грампластинок». Природные особенности положительно сказываются на результатах фигуристов, поэтому за все время на Медео установлено более 200 мировых рекордов. В 2011 году отсюда была проложена канатная дорога до курорта Чимбулак.

Медео

Гора Кок-Тобе

В прошлом она называлась Веригина гора. С высоты 1130 метров открывается живописный вид на город. Добраться до вершины можно на машине или по канатной дороге. Некоторое время, начиная с 2004 года, гора была закрыта для посещения. Возникла угроза оползня и схода грунта на жилые массивы. Была проведена масштабная работа по предотвращению катастрофы, после того как ограничение было снято. На Кок-Тюбе установлен памятник «Битлз».

Гора Кок-Тобе

Телебашня "Коктобе"

Построен на склоне одноименной горы. Строительные работы затянулись почти на 10 лет и были завершены к 1984 году, когда башня заработала на полную мощность. По своей сейсмостойкости он является одним из самых надежных в мире. Высота - 371,5 метра. Смотровые площадки организованы на отметках 146 и 252 метра. Есть 3 подземных этажа, которые, помимо всего прочего, могут служить бомбоубежищем.

Телебашня Коктобе

Монумент Независимости Казахстана

Проектом по поручению Назарбаева занимался авторский коллектив под руководством Ш. Валиханов. Памятник был открыт в 1996 году на площади Республики. Сама стела имеет высоту 28 метров. На его вершине находится шестиметровый «Золотой человек», под которым находится крылатый леопард. Все это символизирует казахскую государственность и ее стойкость. Вокруг основания стелы расположены еще 4 фигуры: дети на жеребцах, а также воплощения Земли и Неба.

Монумент Независимости Казахстана

Вознесенский собор

Освящен в 1907 году, а строительство заняло менее 4 лет. Здание просторное и светлое. Мастерские в Москве и Киеве работали над деталями дизайна интерьера. Иконостас работы Н. Хлудова. Вероятно, все это вместе спасло собор от разрушения при советской власти: помещение было передано музею. Возвращен Русской Православной Церкви после ремонта в 1995 году. Является образцом сейсмостойкого сооружения.

Вознесенский собор

Центральная мечеть Алма-Аты

Одна из самых больших мечетей Казахстана. Заложен в 1993 году, построен к 1999 году. На белоснежном здании возведен 36-метровый купол диаметром 20 метров. Он украшен стихами из Корана, нанесенными турецкими мастерами. В ходе ремонтных работ была добавлена ​​современная звукоусиливающая система, которая используется в праздничные дни. Одновременно в мечети могут молиться до 7000 человек.

Центральная мечеть Алма-Аты

Никольский собор

Основан в 1909 году, когда Алма-Ата еще называлась Верным. Храм поставили на высокий фундамент и наградили семью малыми главами. В советское время в здании располагался музей атеизма. После войны прихожане вернулись в собор без крестов и икон. Этот храм стал единственным действующим в городе. Полная реконструкция была проведена в 90-х годах. В 2012 году рядом был установлен памятник Святому Николаю.

Никольский собор

Центральный государственный музей Казахстана

Он является одним из старейших в стране и в регионе в целом. Основан в 30-х годах XIX века. Первоначально средства начали собираться в Оренбурге и прошли долгий путь, прежде чем оказались в Алма-Ате. Странствия коллекции по разным комнатам закончились в 1985 году, когда было построено собственное здание музея. В семи выставочных залах разместились выставки, посвященные истории Казахстана и культурным ценностям.

Центральный государственный музей Казахстана

Театр оперы и балета. Абая

Изначально это была музыкальная студия, но уже через год после основания в 1934 году она получила свой нынешний статус. В 1941 году труппа переехала в новое здание. В дальнейшем его много раз перестраивали, но стиль классицизма сохранялся. Здание является памятником архитектуры и даже попало на купюру в 2 тысячи тенге.

Театр оперы и балета. Абая

Русский драматический театр. Лермонтов

Он был создан на базе Русского драматического театра в 1933 году. Имя Лермонтов ему было присвоено в 1964 году. Мероприятие было приурочено к 150-летию со дня рождения писателя. Почти три года в здании театра идет капитальный ремонт. В 2008 году артисты вновь вышли на привычную сцену. Спектакли рассчитаны как на взрослых, так и на детей. Спектакли традиционно ставятся на русском языке.

Русский драматический театр. Лермонтов

Музей музыкальных инструментов Ыкылас

Музыкальные инструменты разных народов собраны под одной крышей. Музей работает с 1980 года, и его коллекция постоянно пополняется. На данный момент в фондах находится около тысячи экземпляров музыкальных инструментов. Уклон сделан на казахскую культуру, но вниманием не обделены и русские уйгуры и дунгане. Среди прочего здесь хранятся домбры, ранее принадлежавшие известным художникам и поэтам.

Музей музыкальных инструментов Ыкылас

Художественный музей. А. Кастеева

Основа была заложена на выставке, посвященной 15-летию образования Казахской ССР. В 1970 году он открылся как музей прикладного искусства, а спустя 6 лет приобрел свой нынешний статус. Здание, в котором находится коллекция, является памятником культуры и истории. С 1983 года музей носит имя художника Абылхана Кастеева, стоявшего у истоков национального изобразительного искусства.

Художественный музей. А. Кастеева

Казахский государственный цирк

Образованная в 1970 году труппа состояла в основном из начинающих артистов, прошедших школу Московского эстрадного цирка, а также местные студии. После распада СССР в коллективе произошло много изменений, он создавался практически заново. Цирк имеет собственное здание с 1972 года. Внутри есть все необходимое для артистов, включая комнаты отдыха и дворики для выгула животных.

Казахский государственный цирк

Алма-Атинское метро

Единственный в Казахстане и второй в Средней Азии. Открыт в 2011 году. Протяженность сети составляет более 11 км, а количество станций в настоящее время увеличено до девяти. Метро в Алма-Ате – это убыточный для государства вид транспорта. Он был построен в сложных геологических условиях. Некоторые риски все же есть, поэтому строго соблюдаются правила эксплуатации.

Алма-Атинское метро

Зеленый базар

Торговые ряды в Медеуском районе существуют с середины 19 века. К 40-м годам прошлого века оформились навесы над торговыми точками. А в 70-е годы деревянные конструкции снесли и построили большое одиночное здание. Общее количество мест для торговли в летний период стало равняться тысяче. Следующий этап расширения наступил в 2017 году, когда рядом был открыт новый комплекс площадью 20 000 м².

Зеленый базар

Фонтаны Алма-Аты

Они не просто украшение города: в сочетании с сетью арыков они орошают Алма-Ату и не дают погибнуть уличным растениям в особенно жаркие и засушливые периоды. Первый фонтан был открыт в 1948 году. Сейчас их 125, некоторые из них не одиночные, а представлены в виде фонтанных групп. Все фонтаны запускаются 25 мая и работают до 25 октября. График подачи воды для всех един и не меняется десятилетиями.

Фонтаны Алма-Аты

Памятник Битлз

Открытие состоялось в 2007 году на горе Кок-Тобе. Прежде чем приступить к проекту, скульптор Эдуард Казарян обратился за разрешением к Полу Маккартни. Певица не приехала на церемонию, а прислала подругу. Скульптурная композиция не похожа на монументы, которые раньше устанавливались в честь ливерпульской четверки. Бронзовый Джон сидит на скамейке с гитарой, а его коллеги изображены стоящими.

Памятник Битлз

Парк имени первого президента

Дендрарий заложен в 2001 году на площади 73 га. Здесь встречаются все элементы, характерные для зеленых городских территорий: аллеи, клумбы, места для отдыха, бульвары. Один из дубов посадил сам президент Назарбаев. Многоступенчатый фонтан, украшенный многочисленными деталями, в том числе знаками зодиака, является главной достопримечательностью парка. Район облюбовали не только туристы, но и горожане.

Парк имени первого президента

Парк культуры и отдыха. Горький

Одно из самых популярных мест отдыха в городе. Основан в 1856 году в пойме Малой Алматинки. Территория была засеяна семенами растений, характерных для средней полосы России, так как особенности почвы позволяли им прорасти. С 1934 года на побережье стали строиться базы отдыха, появились аттракционы. В настоящее время есть потребность в реконструкции, хотя ветхость практически не сказывается на посещаемости.

Парк культуры и отдыха. Горький

Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев

Разбит на месте кладбища в 70-х годах прошлого века. Нынешнее название дано в честь подвига защитников Москвы. Панфилов и его сподвижники были награждены скульптурной композицией. На площади 18 га можно не только прогуляться, но и найти интересные архитектурные памятники и знаковые места города, такие как Дом офицеров. В центральной части парка возвышается Свято-Вознесенский собор.

Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев

Алматинский ботанический сад

Раскинулся на площади более 103 га. Существует с 1932 года. Его статус много раз менялся. Сейчас на базе сада работает несколько научно-исследовательских лабораторий, которые изучают разные виды высаженных здесь растений. В нулевые годы возникла угроза ликвидации ботанического сада. Он находится в престижном районе, поэтому есть спрос на застройщики. Есть несколько проектов реставрации, но процесс еще не начался.

Алматинский ботанический сад

Алматинский зоопарк

С 1937 года на площади 32 га располагается один из старейших зоологических парков страны. Большая часть территории отведена под пруды с водоплавающими птицами. Обитатели зоопарка разделены на сектора для удобства туристов. Общее количество видов около 500. Из них 77 занесены в Красную книгу. Популярностью пользуются экскурсии в «Морской аквариум». Есть в зоопарке и особо примечательные животные, например, пара белых львов.

Алматинский зоопарк

Большое Алматинское озеро

Он имеет тектоническое происхождение и находится на высоте 2511 метров над уровнем моря. Береговая линия составляет около 3 км. Размер альпийского озера меняется в зависимости от сезона. Уровень воды падает до 20 метров. Водная гладь меняет свой цвет в палитре от зеленоватого до бирюзового. Хотя Большой Алматы входит в состав национального парка, сейчас он принадлежит городу.

Большое Алматинское озеро

Тамгалы-Тас

Урочище расположено в 120 км от Алма-Аты. Его особенностью являются многочисленные наскальные петроглифы. Есть буддийские и рунические письмена и рисунки разных периодов. Территория вдоль побережья реки Или находится под охраной государства, но часть ее в 2016 году была передана в долгосрочную аренду частной компании. Тамгалы-Тас также является буддийским храмом под открытым небом.

Тамгалы-Тас

Чарынский каньон

Находится в 200 км к востоку от г. Входит в состав одноименного национального парка. Сюда направляются многочисленные туристические группы из Алма-Аты. Длина каньона 150 км, высота до 300 метров. Исследователи считают, что ему более 12 миллионов лет. Среди природных особенностей можно выделить реликтовую ясеневую рощу и большое количество гнездящихся здесь птиц – около 100 видов.

Чарынский каньон

Top 25 attractions in Almaty, Kazakhstan

724
42 134

During its existence, Alma-Ata managed to visit a military fortification, was called Verny and even had the status of the capital of Kazakhstan. Although formally the main city of the country is now Astana, Alma-Ata has retained the right to be called the cultural and economic center of the state.

Due to its location in the foothills of the Zailiysky Alatau, the city has the opportunity to acquire the largest alpine sports complex in the world - Medeo. It appeared back in Soviet times, and was later modernized. On the streets of Alma-Ata, you can also easily find evidence of different eras nearby. Fountains play a special role in the urban structure. They are not only objects of decor, but also parts of a complex irrigation system. In especially dry periods, 125 fountains do not allow green spaces to die.

What to see and where to go in Almaty?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Medeo

The world's largest alpine sports complex. It was built in 1972, and in 2010 a major reconstruction took place. The local skating rink is called the "record factory". Natural features have a positive effect on the results of skaters, so more than 200 world records have been set in Medeo for all the time. In 2011, a cable car was laid from here to the Chimbulak resort.

Medeo

Mount Kok-Tobe

In the past it was called Verigina Gora. From a height of 1130 meters, a picturesque view of the city opens. You can get to the top by car or by cable car. For some time, starting in 2004, the mountain was closed to the public. There was a threat of a landslide and a descent of soil on residential areas. Extensive work was carried out to prevent a disaster, after the restriction was removed. A monument to "The Beatles" was erected on Kok-Tube.

Mount Kok-Tobe

TV tower "Koktobe"

Built on the slope of the mountain of the same name. The construction work dragged on for almost 10 years and was completed by 1984, when the tower was in full operation. According to its seismic stability, it is one of the most reliable in the world. Height - 371.5 meters. Observation platforms are organized at marks of 146 and 252 meters. There are 3 underground floors, which, among other things, can serve as a bomb shelter.

TV tower Koktobe

Monument of Independence of Kazakhstan

The project, on behalf of Nazarbayev, was handled by a group of authors led by Sh. Valikhanov. The monument was opened in 1996 on Republic Square. The stele itself is 28 meters high. At its top is a six-meter "Golden Man", under which is a winged leopard. All this symbolizes the Kazakh statehood and its resilience. There are 4 more figures around the base of the stele: children on stallions, as well as the incarnations of Earth and Heaven.

Monument of Independence of Kazakhstan

Ascension Cathedral

Consecrated in 1907, and construction took less than 4 years. The building is spacious and bright. Workshops in Moscow and Kyiv worked on the details of the interior design. The iconostasis was made by N. Khludov. Probably, all this taken together saved the cathedral from destruction under the Soviet regime: the premises were transferred to the museum. Returned to the Russian Orthodox Church after repairs in 1995. It is an example of an earthquake-resistant structure.

Ascension Cathedral

Central Mosque of Alma-Ata

One of the largest mosques in Kazakhstan. Laid down in 1993, built by 1999. A 36-meter dome with a diameter of 20 meters was erected on a snow-white building. It is decorated with verses from the Koran, applied by Turkish masters. During the renovation work, a modern sound-amplifying system was added, which is used on holidays. Up to 7,000 people can pray in the mosque at the same time.

Central Mosque of Alma-Ata

St. Nicholas Cathedral

Founded in 1909, when Alma-Ata was still called Verny. The temple was placed on a high foundation and awarded seven small chapters. In Soviet times, the building housed a museum of atheism. After the war, parishioners returned to the cathedral without crosses and icons. This temple became the only one operating in the city. A complete renovation was carried out in the 90s. In 2012, a monument to St. Nicholas was erected nearby.

St. Nicholas Cathedral

Central State Museum of Kazakhstan

It is one of the oldest in the country and in the region as a whole. Founded in the 30s of the XIX century. Initially, funds began to be collected in Orenburg and went a long way before ending up in Alma-Ata. The wanderings of the collection in different rooms ended in 1985, when the museum's own building was built. Seven exhibition halls housed exhibitions on the history of Kazakhstan and cultural values.

Central State Museum of Kazakhstan

Opera and Ballet Theatre. abaya

Initially, it was a music studio, but a year after its foundation in 1934, it received its current status. In 1941, the troupe moved to a new building. It was rebuilt many times in the future, but the classicism style was preserved. The building is an architectural monument and even got on a banknote of 2 thousand tenge.

Opera and Ballet Theatre. abaya

Russian Drama Theatre. Lermontov

It was created on the basis of the Russian Drama Theater in 1933. The name Lermontov was given to him in 1964. The event was timed to coincide with the 150th anniversary of the birth of the writer. The theater building has been undergoing major repairs for almost three years. The artists again entered the familiar stage in 2008. Performances are designed for both adults and children. Performances are traditionally staged in Russian.

Russian Drama Theatre. Lermontov

Museum of Musical Instruments Ykylas

Musical instruments of different nations are collected under one roof. The museum has been operating since 1980, and its collection is constantly updated. At the moment, the funds contain about a thousand copies of musical instruments. The bias is made in the Kazakh culture, but the Russian Uighurs and Dungans are also not deprived of attention. Among other things, dombras that previously belonged to famous artists and poets are stored here.

Museum of Musical Instruments Ykylas

Museum of Art. A. Kasteeva

The foundation was laid at the exhibition dedicated to the 15th anniversary of the formation of the Kazakhstan SSR. In 1970, it opened as a museum of applied arts, and 6 years later acquired its current status. The building where the collection is located is a monument of culture and history. Since 1983, the museum has been named after Abylkhan Kasteev, an artist who stood at the origins of the national fine arts.

Museum of Art. A. Kasteeva

Kazakh State Circus

Formed in 1970, the troupe consisted for the most part of novice artists who had passed through the Moscow Circus Variety School, as well as through local studios. After the collapse of the USSR, many changes took place in the team, it was created almost anew. The circus has its own building since 1972. Inside, there is everything necessary for artists, including recreation rooms and yards for walking animals.

Kazakh State Circus

Alma-Ata metro

The only one in Kazakhstan and the second in Central Asia. Opened in 2011. The length of the network is more than 11 km, and the number of stations has now been increased to nine. The metro in Alma-Ata is a type of transport that is unprofitable for the state. It was built in difficult geological conditions. There are still some risks, so the rules of operation are strictly observed.

Alma-Ata metro

Green Bazaar

Trading stalls in the Medeu region have existed since the middle of the 19th century. By the 40s of the last century, sheds over retail outlets took shape. And in the 70s, wooden structures were demolished and a large single building was built. The total number of places for trade began to equal one thousand during the summer period. The next stage of expansion came in 2017, when a new complex with an area of ​​20,000 m² was opened nearby.

Green Bazaar

Fountains of Alma-Ata

They are not just a decoration of the city: in combination with a ditch network, they irrigate Alma-Ata and do not allow street plants to die in especially hot and dry periods. The first fountain was opened in 1948. Now there are 125 of them, some of them are not single, but are presented in the form of fountain groups. All fountains start on May 25 and run until October 25. The water supply schedule is the same for everyone and has not changed for decades.

Fountains of Alma-Ata

Monument to The Beatles

The opening took place in 2007 on Mount Kok-Tobe. Before undertaking the project, sculptor Eduard Kazarian applied for permission to Paul McCartney. The singer did not come to the ceremony, but sent a friend. The sculptural composition is not like the monuments that were erected in honor of the Liverpool Four before. Bronze John sits on a bench with a guitar, while his colleagues are depicted standing.

Monument to The Beatles

Park named after the first president

The arboretum was laid out in 2001 on an area of ​​73 hectares. All the elements characteristic of green urban areas meet here: alleys, flower beds, places for recreation, boulevards. One of the oaks was planted by President Nazarbayev himself. The multi-stage fountain, decorated with numerous details, including the signs of the zodiac, is the main attraction of the park. The area was chosen not only by tourists, but also by the townspeople.

Park named after the first president

Park of Culture and Leisure. Gorky

One of the most popular holiday destinations in the city. Founded in 1856 in the floodplain of Malaya Almatinka. The territory was planted with seeds of plants characteristic of Central Russia, since the soil characteristics allowed them to germinate. Since 1934, recreation centers began to be built on the coast, attractions appeared. At present, there is a need for reconstruction, although the dilapidation has practically no effect on attendance.

Park of Culture and Leisure. Gorky

Park named after 28 Panfilov Guardsmen

Broken on the site of a cemetery in the 70s of the last century. The current name was given in honor of the feat of the defenders of Moscow. Panfilov and his associates were awarded a sculptural composition. On an area of ​​18 hectares, you can not only take a walk, but also find interesting architectural monuments and iconic city places, such as the House of Officers. In the central part of the park stands the Holy Ascension Cathedral.

Park named after 28 Panfilov Guardsmen

Almaty Botanical Garden

Spread over an area of ​​more than 103 hectares. Exists since 1932. His status has changed many times. Now on the basis of the garden there are several research laboratories that study different types of plants planted here. In the zero years there was a threat of liquidation of the botanical garden. It is located in a prestigious area, so there is a demand for land developers. There are several restoration projects, but the process has not started yet.

Almaty Botanical Garden

Almaty Zoo

Since 1937, one of the oldest zoological parks in the country has been located on an area of ​​32 hectares. Most of the territory is reserved for ponds with waterfowl. The inhabitants of the zoo are divided into sectors for the convenience of tourists. The total number of species is about 500. Of these, 77 are listed in the Red Book. Excursions to the "Sea Aquarium" are popular. There are especially remarkable animals in the zoo, for example, a pair of white lions.

Almaty Zoo

Big Almaty Lake

It has a tectonic origin and is located at an altitude of 2511 meters above sea level. The coastline is about 3 km. The size of the alpine lake varies depending on the season. The water level drops up to 20 meters. The water surface changes its color in the palette from greenish to turquoise. Although Big Almaty is part of the national park, now it belongs to the city.

Big Almaty Lake

Tamgaly-Tas

The tract is located 120 km from Alma-Ata. Its feature is numerous rock petroglyphs. There are Buddhist and runic writings and drawings from different periods. The territory along the coast of the Ili River is under state protection, but part of it was transferred to a long-term lease to a private company in 2016. Tamgaly-Tas is also an open-air Buddhist temple.

Tamgaly-Tas

Charyn Canyon

It is located 200 km east of the city. It is part of the national park of the same name. Numerous tourist groups from Alma-Ata go here. The length of the canyon is 150 km, the height is up to 300 meters. Researchers believe that it is over 12 million years old. Among the natural features, one can single out a relic ash grove and a large number of birds nesting here - about 100 species.

Charyn Canyon