Топ 25 — достопримечательности Софии, Болгария

1 069
68 221

София может соперничать с греческими Афинами за право считаться древнейшей столицей Европы. На территории города сохранилось множество свидетельств его богатой истории: руины римского амфитеатра, церкви периода Византийской империи и мечети, построенные во времена османского владычества.

Столица Болгарии также может похвастаться многочисленными памятниками Нового времени. Среди них великолепный храм Александра Невского, изящная Софийская синагога, русская церковь Святого Николая и другие не менее примечательные постройки.

Сегодня интерес туристов к Софии неуклонно растет. Несколько дней, проведенных в этом динамичном и интересном городе, обязательно останутся в копилке впечатлений каждого увлеченного путешественника.

Что посмотреть и куда пойти в Софии?

Самые красивые места и главные достопримечательности

Храм-памятник Александру Невскому

Кафедральный собор Болгарской православной церкви, расположенный на одноименной площади. Грандиозное здание собора, выделяющееся на фоне городского пейзажа, было возведено в начале 20 века по проекту русского архитектора А. Померанцева. Причиной стало освобождение Болгарии от власти Османской империи после русско-турецкой войны. Храм построен в неовизантийском стиле.

Храм-памятник Александру Невскому

Ротонда Святого Георгия

Самая старая церковь Софии. Он был возведен в 4 веке при императоре Константине. Первоначально храм использовался как баптистерий. После завоевания Болгарии турками-османами в 16 веке здание было превращено в мечеть. Во время реставрационных работ на внутренних стенах церкви было обнаружено несколько слоев фресок, самые ранние из которых относятся к X веку. В наши дни в храме находится музей, а также проводятся постоянные богослужения.

Ротонда Святого Георгия

Амфитеатр Сердика

Римский амфитеатр III-IV веков, который в свое время считался крупнейшей ареной Восточной Римской империи. Его площадь чуть меньше знаменитого Колизея. Руины были обнаружены случайно при строительстве гостиницы в 2004 году. Но, несмотря на неоспоримую ценность находки, гостиницу все же построили, а исследования амфитеатра прекратили из-за нехватки средств. Сегодня руины открыты для посещения.

Амфитеатр Сердика

Софийский собор

Базилика, посвященная Святой Софии, появилась в 6 веке. Она пережила пожары, землетрясения, войны и дошла до наших дней в почти разрушенном состоянии. Реставрационные работы проводились в начале 20 века, тогда же ученые обнаружили на его стенах древние захоронения. Современный вид собора – результат тщательной реставрации. На территории храма находится Могила Неизвестного Солдата.

Софийский собор

Боянская церковь

В 8 км от Софии, в небольшом селе Бояна, находится церковь 10-11 веков. Здание было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году. В 13 и 19 веках к церкви были пристроены два дополнительных предела. Здание построено из кирпича и камня. Внутри сохранились ценные фрески 11-16 веков и картины 19 века. Храм сохранился до наших дней почти в идеальном состоянии, сумев избежать разрушений во время войн.

Боянская церковь

Русская церковь Святого Николая

Храм был возведен для нужд русской общины, численность которой в Софии значительно увеличилась после окончания русско-турецкой войны в 1878 году. Храм был построен в начале 20 века на месте разрушенной рыночной мечети. Купола церкви были подарены приходу российским императором Николаем II. Здание построено в эклектичном псевдорусском стиле по проекту М. Преображенского.

Русская церковь Святого Николая

Собор Страстной недели

Страстная неделя — второе имя великомученицы Кириакии Никомидийской. Считается, что самая первая церковь в ее честь была построена в 10 веке. Это было здание на каменном фундаменте с деревянными стенами. Статус собора церковь получила в 18 веке после того, как сюда были перенесены останки короля Стефана II. Современная церковь построена в 1863 году на месте полуразрушенной.

Собор Страстной недели

Софийская синагога

Еврейский храм – одно из самых живописных архитектурных сооружений Софии. Он был возведен для общины сефардских евреев архитектором Ф. Грюнагером в начале 20 века. Архитектурный стиль здания представляет собой смесь мавританских традиций и венского модерна. В синагогу просто так зайти не получится, но есть возможность посетить небольшой музей, посвященный истории болгарских евреев.

Софийская синагога

Археологический институт и музей

Научно-исследовательское учреждение основано в 1948 году. Археологический музей существует с 1892 года и является старейшим в Болгарии. Здесь находится самая богатая коллекция древних артефактов на Балканах. Экспозиция расположена в здании бывшей мечети 15 века Буюк-джамия. Научно-исследовательский институт принадлежит Болгарской академии наук, в нем работает несколько десятков ученых.

Археологический институт и музей

Исторический музей Болгарии

Музей основан в 1973 году. В 2000 году коллекция переехала в современное здание. Экспозиция насчитывает более 650 тысяч предметов и артефактов разных эпох. Он разделен на историческую, этнографическую и археологическую части. Посетители могут ознакомиться с коллекциями украшений, оружия, монет, мебели, религиозной утвари и предметов быта. Средневековая Боянская церковь также является частью Исторического музея.

Исторический музей Болгарии

Музей естественной истории

Музей естественной истории в Софии представляет самую большую на Балканах экспозицию чучел животных, насекомых, птиц, а также образцов минералов. Коллекция была основана в 1889 году при содействии принца Фердинанда. Научная деятельность сотрудников музея направлена ​​на изучение и сохранение флоры и фауны Болгарии. Многое делается в рамках программ по улучшению экологии и защите окружающей среды.

Музей естественной истории

Музей социалистического искусства

Экспозицию составляют произведения искусства, созданные в период с 1944 по 1989 год, когда в Болгарии началась эпоха социализма. В состав музейного комплекса входят художественная галерея, парк с монументальными скульптурами в стиле соцреализма и видеозал, где зрители могут посмотреть документальные фильмы. Музей был основан в 2011 году по указу правящей коалиции Болгарии - Союза демократических сил.

Музей социалистического искусства

Музей военной истории

Музей расположен на территории военной академии и принадлежит Министерству обороны Болгарии. Часть его экспозиции, состоящая из военной техники, находится под открытым небом, другая — в помещении. Довольно большую часть коллекции составляют советские машины, также есть несколько чешских, немецких и французских танков. В музее есть тематическая библиотека и компьютерный центр.

Музей военной истории

Художественная галерея Болгарии

Выставочный зал появился в 1948 году. На сегодняшний день его коллекция насчитывает несколько тысяч предметов. Экспозиция состоит из трех частей: христианское искусство XVIII-XIX веков, национальное болгарское искусство и искусство Средневековья. Музей имеет несколько филиалов. Один из них находится на территории храма-памятника Александра Невского. Главный филиал расположен в бывшем королевском дворце.

Художественная галерея Болгарии

Галерея зарубежного искусства

Галерея открылась в 1985 году в здании бывшей типографии, возведенной в конце 19 века по проекту венского мастера Ф. Шванберга. Обширная коллекция музея занимает 19 выставочных залов и насчитывает более 10 тысяч единиц хранения. Есть картины Пикассо, Ренуара, Рембрандта, Гойи и Дали, которые раньше украшали стены Национальной художественной галереи, а потом были подарены.

Галерея зарубежного искусства

Национальный дворец культуры

Здание было построено в 1981 году по инициативе Людмилы Живковой, дочери генерального секретаря КПБ. Комплекс состоит из 8 этажей и нескольких десятков залов. Предназначен для выставок, конгрессов, концертов и других культурных мероприятий. Интерьер здания щедро украшен мозаикой, а также картинами и скульптурами. Вокруг дворца разбит живописный парк с фонтанами и каналами.

Национальный дворец культуры

Театр Ивана Вазова

Главный театр Болгарии был построен в 1906 году. Здание сильно пострадало во время Второй мировой войны, но после реставрации в 1945 году снова стало радовать жителей столицы своим праздничным видом. Репертуар сцены составляют произведения известных мировых авторов. В программе много пьес болгарских композиторов. Театру присвоено имя выдающегося поэта, подлинного «патриарха» национальной литературы И. Вазова.

Театр Ивана Вазова

Болгарский национальный театр оперы и балета

Первая оперная труппа появилась в Софии в 1980 году, но из-за отсутствия финансирования просуществовала недолго. Возрождение сцены произошло в 1908 году после нескольких успешных премьер. В 1922 году театру был присвоен статус национального театра. Первое балетное представление состоялось на его сцене в 1928 году. Репертуар театра составляют классические произведения европейских и русских композиторов.

Болгарский национальный театр оперы и балета

Софийский университет

Университет назван в честь одного из основоположников славянской письменности святого Климента Охридского. Это учебное заведение считается самым престижным в стране. Он расположен в здании эпохи Возрождения 1934 года. Над первоначальным проектом работал А. Бренсон, позже архитектор Ж. Миланов внес в план свои изменения, добавив в него элементы выразительного барокко и эклектики.

Софийский университет

Болгарское здание парламента

Главный законодательный орган Болгарии находится в живописном здании, построенном в 1886 году, которое классифицируется как памятник архитектуры. Возведен в стиле неоренессанс по проекту К. Йовановича. В 1890 и 1928 годах к строению были пристроены дополнительные помещения и центральный вход с колоннами. Дворец расположен в самом центре Софии на площади Народного собрания.

Болгарское здание парламента

Статуя Святой Софии

Памятник украсил столицу Болгарии в 2000 году. Скульптуру установили на месте снесенного памятника В.И. Ленин. Собор Святой Софии работы скульптора Георгия Чапкинова символизирует мудрость и благодать Божию. Она как бы протягивает руки над городом. В ее чертах можно угадать внешность древнегреческой богини Афины. Статуя достигает высоты 8 метров. Пятитонная скульптура стоит на 12-метровом постаменте.

Статуя Святой Софии

Памятник царю-освободителю

В самом центре Софии находится впечатляющий памятник российскому императору Александру II. Болгары высоко ценят вклад русского царя в освобождение их страны от османского владычества. Памятник был установлен в начале 20 века. Открытие памятника состоялось в присутствии царя Фердинанда I и великого князя Владимира, сына Александра II. Фигура императора, сидящего на коне, выполнена из бронзы и установлена ​​на гранитном постаменте.

Памятник царю-освободителю

Парк Борисов Градина

Живописный городской парк в центре Софии, который жители называют «Сад Бориса». Он был создан в конце 19 века по инициативе швейцарского садовника. К 1924 году территория парка увеличилась почти вдвое, появились фонтаны, розарии, пруд и японский сад. В середине 20 века здесь построили обсерваторию. Сегодня этот зеленый оазис с удовольствием посещают туристы и жители столицы.

Парк Борисов Градина

Боянский водопад

Водопад Бояна расположен на склонах горного хребта Витоша. В ясную погоду его видно даже из центра Софии. Струи воды падают с высоты 15 метров и тысячами брызг разбиваются о камни. Ручей становится особенно полноводным после схода снега, когда уровень воды в реке, питающей порог, достигает максимальной отметки. До водопада можно добраться по нескольким пешеходным тропам.

Боянский водопад

горный массив Витоша

Горный массив в окрестностях Софии, протянувшийся на 19 км. На его территории находится одноименный национальный парк. Самая высокая вершина Витоши – гора Черни-Врых (более 2200 метров). Первые альпинисты поднялись на вершины Витоши в конце 19 века. Сегодня здесь находится популярный горнолыжный курорт с общей протяженностью трасс около 30 км.

Горный массив Витоша

Top 25 Sofia Attractions, Bulgaria

1 133
68 516

Sofia can compete with Greek Athens for the right to be considered the most ancient capital of Europe. On the territory of the city, many testimonies of its rich history have been preserved: the ruins of a Roman amphitheater, churches from the period of the Byzantine Empire and mosques built during the Ottoman rule.

The capital of Bulgaria also boasts numerous monuments of the New Age. Among them are the magnificent temple of Alexander Nevsky, the elegant Sophia Synagogue, the Russian Church of St. Nicholas and other no less remarkable buildings.

Today the interest of tourists to Sofia is steadily growing. A few days spent in this dynamic and interesting city will definitely remain in the treasury of impressions of every enthusiastic traveler.

What to see and where to go in Sofia?

The most beautiful places and main attractions

Temple-monument of Alexander Nevsky

The Cathedral of the Bulgarian Orthodox Church, located on the square of the same name. The grandiose building of the cathedral, which stands out against the backdrop of the city landscape, was erected at the beginning of the 20th century according to the design of the Russian architect A. Pomerantsev. The reason was the liberation of Bulgaria from the rule of the Ottoman Empire following the Russian-Turkish war. The temple was built in neo-Byzantine style.

Temple-monument of Alexander Nevsky

Rotunda of Saint George

The oldest church in Sofia. It was erected in the 4th century under Emperor Constantine. Initially, the temple was used as a baptistery. After the conquest of Bulgaria by the Ottoman Turks in the 16th century, the building was turned into a mosque. During restoration work, several layers of frescoes were discovered on the inner walls of the church, the earliest of which date back to the 10th century. Nowadays, the temple houses a museum, as well as constant worship services.

Rotunda of Saint George

Serdika Amphitheater

The Roman amphitheater of the III-IV centuries, which at one time was considered the largest arena of the Eastern Roman Empire. Its area is slightly smaller than the famous Colosseum. The ruins were discovered by accident during the construction of a hotel in 2004. But, despite the indisputable value of the discovery, the hotel was still built, and research on the amphitheater stopped due to lack of funds. Today the ruins are open to the public.

Serdika Amphitheater

Saint Sophie Cathedral

The basilica dedicated to St. Sophia appeared in the 6th century. She survived fires, earthquakes, wars and has survived to this day in an almost destroyed state. Restoration work was carried out at the beginning of the 20th century, at the same time scientists discovered ancient burials on its walls. The modern appearance of the cathedral is the result of careful restoration. On the territory of the temple is the Tomb of the Unknown Soldier.

Saint Sophie Cathedral

Boyana Church

8 km from Sofia, in the small village of Boyana, there is a church of the 10th-11th centuries. The building was included in the UNESCO World Heritage List in 1979. In the 13th and 19th centuries, two additional limits were added to the church. The building is made of brick and stone. Inside, valuable frescoes of the 11th-16th centuries and paintings of the 19th century have been preserved. The temple has survived to this day in almost perfect condition, having managed to avoid destruction during wars.

Boyana Church

Russian Church of St. Nicholas

The church was erected for the needs of the Russian community, whose numbers in Sofia increased significantly after the end of the Russian-Turkish war in 1878. The temple was built at the beginning of the 20th century on the site of a destroyed market mosque. The church domes were presented to the parish by the Russian Emperor Nicholas II. The building was built in an eclectic pseudo-Russian style designed by M. Preobrazhensky.

Russian Church of St. Nicholas

Holy Week Cathedral

Holy Week is the second name of the martyr Kyriakia of Nicomedia. It is believed that the very first church in her honor was built in the 10th century. It was a building on a stone foundation with wooden walls. The church received the status of a cathedral in the 18th century after the remains of King Stephen II were transferred here. The modern church was built in 1863 on the site of a dilapidated one.

Holy Week Cathedral

Sofia Synagogue

The Jewish Temple is one of the most picturesque architectural structures in Sofia. It was erected for the community of Sephardic Jews by the architect F. Grünager at the beginning of the 20th century. The architectural style of the building is a mixture of Moorish traditions and Viennese Art Nouveau. You won’t be able to enter the synagogue just like that, but there is an opportunity to visit a small museum dedicated to the history of Bulgarian Jews.

Sofia Synagogue

Archaeological Institute and Museum

Research institution founded in 1948. The Archaeological Museum has existed since 1892 and is the oldest in Bulgaria. It has the richest collection of ancient artifacts in the Balkans. The exposition is located in the building of the former mosque of the 15th century Buyuk-jamiya. The research institute belongs to the Bulgarian Academy of Sciences and employs several dozen scientists.

Archaeological Institute and Museum

Historical Museum of Bulgaria

The museum was founded in 1973. In 2000, the collection moved to a modern building. The exposition contains more than 650 thousand items and artifacts from different eras. It is divided into historical, ethnographic and archaeological parts. Visitors can view collections of jewelry, weapons, coins, furniture, religious utensils and household items. The medieval Boyana Church is also part of the Historical Museum.

Historical Museum of Bulgaria

Museum of Natural History

The Museum of Natural History in Sofia presents the largest exposition of stuffed animals, insects, birds, as well as samples of minerals in the Balkans. The collection was founded in 1889 with the assistance of Prince Ferdinand. The scientific activity of the museum staff is aimed at studying and preserving the flora and fauna of Bulgaria. Much is being done as part of programs to improve the environment and protect the environment.

Museum of Natural History

Museum of Socialist Art

The exposition consists of works of art created in the period from 1944 to 1989, when the era of socialism began in Bulgaria. The museum complex includes an art gallery, a park with monumental sculptures in the style of socialist realism and a video hall where viewers can watch documentaries. The museum was founded in 2011 by decree of the ruling coalition of Bulgaria - the Union of Democratic Forces.

Museum of Socialist Art

Museum of Military History

The museum is located on the territory of the military academy and belongs to the Ministry of Defense of Bulgaria. Part of its exposition, consisting of military equipment, is located in the open air, the other is indoors. A fairly large part of the collection consists of Soviet vehicles, there are also several Czech, German and French tanks. The museum has a thematic library and a computer center.

Museum of Military History

Art Gallery of Bulgaria

The exhibition hall appeared in 1948. To date, his collection includes several thousand items. The exposition consists of three parts: Christian art of the XVIII-XIX centuries, national Bulgarian art and art of the Middle Ages. The museum has several branches. One of them is located on the territory of the temple-monument of Alexander Nevsky. The main branch is located in the former royal palace.

Art Gallery of Bulgaria

Foreign Art Gallery

The gallery opened in 1985 in the building of a former printing house, which was erected at the end of the 19th century according to the design of the Viennese master F. Schwanberg. The extensive collection of the museum occupies 19 exhibition halls and has more than 10 thousand items. There are paintings by Picasso, Renoir, Rembrandt, Goya and Dali, which used to decorate the walls of the National Art Gallery, and then were donated.

Foreign Art Gallery

National Palace of Culture

The building was built in 1981 on the initiative of Lyudmila Zhivkova, daughter of the CPB General Secretary. The complex consists of 8 floors and several dozen halls. It is intended for exhibitions, congresses, concerts and other cultural events. The interior of the building is generously decorated with mosaics, as well as paintings and sculptures. Around the palace there is a picturesque park with fountains and canals.

National Palace of Culture

Ivan Vazov Theater

The main theater in Bulgaria was built in 1906. The building was badly damaged during the Second World War, but after the restoration in 1945, it again began to delight the residents of the capital with its festive appearance. The repertoire of the stage consists of works by famous world authors. There are many plays by Bulgarian composers in the schedule. The theater was named after the outstanding poet, the true "patriarch" of national literature I. Vazov.

Ivan Vazov Theater

Bulgarian National Opera and Ballet Theater

The first opera troupe appeared in Sofia in 1980, but due to lack of funding, it did not last long. The revival of the stage took place in 1908 after several successful premieres. In 1922 the theater was given the status of a national theater. The first ballet performance took place on its stage in 1928. The theater's repertoire consists of classical works by European and Russian composers.

Bulgarian National Opera and Ballet Theater

Sofia University

The university is named after one of the founders of Slavic writing, St. Kliment of Ohrid. This educational institution is considered the most prestigious in the country. It is housed in a 1934 renaissance building. A. Breanson worked on the initial project, later the architect J. Milanov made his own changes to the plan, adding elements of expressive baroque and eclecticism to it.

Sofia University

Bulgarian parliament building

Bulgaria's main legislative body sits in a picturesque building built in 1886, which is classified as an architectural monument. It was erected in the neo-Renaissance style according to the project of K. Jovanovich. In 1890 and 1928, additional premises and a central entrance with columns were added to the structure. The palace is located in the very center of Sofia on the People's Assembly Square.

Bulgarian parliament building

Statue of Hagia Sophia

The monument adorned the capital of Bulgaria in 2000. The sculpture was installed on the site of the demolished monument to V.I. Lenin. Hagia Sophia by sculptor Georgy Chapkynov symbolizes wisdom and God's grace. She seems to be stretching her arms over the city. In her features, one can guess the appearance of the ancient Greek goddess Athena. The statue reaches a height of 8 meters. The five-ton sculpture stands on a 12-meter pedestal.

Statue of Hagia Sophia

Monument to the Tsar Liberator

In the very center of Sofia there is an impressive monument to the Russian Emperor Alexander II. Bulgarians highly appreciate the contribution of the Russian Tsar to the liberation of their country from Ottoman rule. The monument was erected at the beginning of the 20th century. The opening of the monument took place in the presence of Tsar Ferdinand I and Grand Duke Vladimir, the son of Alexander II. The figure of the emperor sitting on a horse is made of bronze and mounted on a granite pedestal.

Monument to the Tsar Liberator

Park Borisov Gradina

A picturesque city park in the center of Sofia, which the residents call the "Garden of Boris". It was created at the end of the 19th century on the initiative of a Swiss gardener. By 1924, the territory of the park had almost doubled, fountains, rose gardens, a pond and a Japanese garden appeared. In the middle of the 20th century, an observatory was built here. Today this green oasis is visited with pleasure by tourists and residents of the capital.

Park Borisov Gradina

Boyana waterfall

The Boyana waterfall is located on the slopes of the Vitosha mountain range. In clear weather, it can even be seen from the center of Sofia. Jets of water fall from a height of 15 meters and break on stones with thousands of sprays. The stream becomes especially full-flowing after the snow melts, when the water level in the river that feeds the threshold reaches its maximum level. The waterfall can be reached by several hiking trails.

Boyana waterfall

Vitosha mountain range

A mountain range in the vicinity of Sofia, stretching for a length of 19 km. On its territory there is a national park of the same name. The highest peak of Vitosha is Mount Cherni-Vrykh (more than 2200 meters). The first climbers climbed the peaks of Vitosha at the end of the 19th century. Today there is a popular ski resort with a total length of tracks of about 30 km.

Vitosha mountain range