Топ 20 — достопримечательности Саранска, Россия

1260
65632

Мощный импульс к развитию Саранск получил после 2010 года, когда он был выбран в качестве одного из кандидатов на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Именно поэтому из федерального бюджета стали выделяться средства на реставрацию памятников архитектуры, строительство новых объектов культуры, а также на улучшение инфраструктуры и повышение привлекательности города. В результате Саранск превратился в ухоженное и достаточно интересное место, где будет на что посмотреть туристам.

Первый шаг – пройтись по площадям и улицам, по пути заглядывая в местные церкви – как новые, так и старые церкви являются великолепными образцами традиционного церковного строительства. Далее следует посетить городские музеи, которые интересны не только своими экспозициями, но и зданиями, в которых они расположены. Вы можете закончить прогулку в парке. А. С. Пушкина или у памятника Емельяну Пугачеву.

Что посмотреть и куда пойти в Саранске?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фото и краткое описание.

Собор Феодора Ушакова

Выдающийся памятник церковного зодчества XXI века, построенный в стиле ампир. Собор был возведен в 2006 году и освящен Патриархом Алексием II. Грандиозный храм с 60-метровым куполом рассчитан на 3000 прихожан. Внутри находится искусно выполненный позолоченный иконостас из ценных пород дерева, входной портал украшен величественными мраморными колоннами. Весь вид храма навевает мысли о чем-то высоком и неземном.

Собор Феодора Ушакова

Советская площадь

Главная городская площадь, возникшая в середине 17 века. Самое первое ее название было Соборная, позже она была переименована в Торговую, Базарную и, наконец, в 1919 году в Советскую. Сегодня архитектурный облик площади формируют современные здания 20 века.

Советская площадь

Площадь Тысячелетия

Появился в Саранске в 2012 году. Его построили в честь годовщины объединения России и Мордовии. Он занимает довольно большую площадь и отлично подходит для прогулок и организации массовых мероприятий. Одним из главных его украшений является цветомузыкальный фонтан «Звезда Мородии» диаметром 60 метров, в центре которого находится солярный знак национального орнамента.

Площадь Тысячелетия

Музыкальный театр имени И. М. Яушева

Музыкальная сцена, на которой ставят оперы, балеты, оперетты и мюзиклы. В театре также проходят детские спектакли и концерты. Он был основан в 1935 году, и изначально репертуар составляли комедийные постановки. В 2011 году труппа переехала в новое здание с большим залом вместимостью более 700 зрителей. Фасад здания окрашен в белый и красный цвета, в качестве декоративных элементов использованы колонны, капители и формы, напоминающие очертания музыкальных инструментов.

Музыкальный театр имени И. М. Яушева

Национальный драматический театр

Для национальных республик Российской Федерации тенденция к созданию театров, ориентированных на произведения местных авторов, давно стала нормой. В Мордовии такая сцена была построена в конце 1980-х годов. Большую часть репертуара составляют произведения мордовских авторов на эрзянском и мокшанском языках с синхронным переводом. Есть также пьесы классиков русской и зарубежной драматургии, но их гораздо меньше.

Национальный драматический театр

Русский Драматический Театр

Еще одна театральная сцена в Саранске, но уже специализирующаяся на более классическом репертуаре – произведения русских и зарубежных драматургов. Театр открылся в 1932 году и с тех пор успешно развивается. С 1990-х годов труппа принимает участие в международных и местных фестивалях, получая высокие оценки критиков и публики. Для привлечения более широкой аудитории в репертуар вводятся постановки современных авторов.

Русский Драматический Театр

Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи

Музей был открыт в 1960 г., в 1970-е гг. переименован в честь известного мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Основу коллекций составляют именно его работы, а также работы уроженца республики, художника Ф. В. Сычкова. Всего в фондах музея более 15 тысяч экспонатов, представляющих русское и национальное мордовское искусство, декоративно-прикладное искусство и современные направления.

Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи

Национальный краеведческий музей

Одно из старейших музейных учреждений Мордовии, основанное в 1918 году по инициативе представителей местной интеллигенции. Его многочисленные коллекции расположены в нескольких филиалах. Один из крупнейших филиалов – это новое здание, построенное в 2000-х годах. Он напоминает классический дворец 19 века, украшенный традиционными для этого стиля элементами: арками, портиком, колоннами, купольными башнями.

Национальный краеведческий музей

Музей мордовской народной культуры

Коллекция музея размещена в особняке XIX века, являющемся памятником городской архитектуры. До революции 1917 года этот дом принадлежал купцу К.Х. Бараблин. Экспозицию составляют национальная одежда, изделия народных промыслов мордовских мастеров, сельскохозяйственные орудия труда, предметы быта, дающие представление о культуре народов, населяющих Мордовию.

Музей мордовской народной культуры

Музей А. И. Полежаева

Экспозиция музея посвящена поэту А. И. Полежаеву. Она заработала в 2001 году на территории деревянного дома XIX века. Коллекция состоит из четырех разделов, посвященных различным периодам жизни и творчества автора, а также литературной гостиной, где проходят поэтические вечера и концерты. Следует отметить, что это единственный в России музей, освящающий деятельность А. И. Полежаева.

Музей А. И. Полежаева

Музей боевого и трудового подвига

Коллекция музея является частью мемориального комплекса, воздвигнутого в честь Победы в Великой Отечественной войне. Объект открылся в 1995 году. Стоит обратить внимание на оригинальное здание – фасад выполнен из разноцветных гранитных плит в цветах Георгиевской ленты, форма строения напоминает очертания границ Мордовии. Экспозиция размещена в четырех залах, рядом открытая площадка с выставкой военной техники.

Музей боевого и трудового подвига

Памятник воинам Мордовии, павшим в годы ВОВ

Мемориальный комплекс, расположенный на пл. Победа. Он включает в себя несколько зданий: памятник воинам, Музей боевых и трудовых подвигов, еще один памятник воинам-интернационалистам, часовню и обелиск «Побег из ада». Все элементы комплекса возникли в разное время - самая ранняя (скульптурная группа, изображающая женщину, передающую меч своему сыну-солдату) была построена в 1970-х годах.

Памятник воинам Мордовии, павшим в годы ВОВ

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь

Мужской монастырь, расположенный в селе Макаровка. Основан он был не так давно – в 1995 году, на землях, где с начала 18 века находился собор Иоанна Богослова, вокруг которого было кладбище. Здание собора сохранилось до нашего времени. Позднее здесь были возведены и другие церкви, разрушенные после революции. То есть монастырь можно считать и новым, и старым.

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь

Церковь Иоанна Богослова

Храм является старейшим архитектурным объектом, сохранившимся на территории Мордовии. Благодаря своей ценности он не только не пострадал во время гонений на религию, но даже в 1960-е годы был объявлен памятником архитектуры. Церковь была возведена в конце 17 века, через 200 лет к ней пристроили колокольню. С 1944 года он был единственным действующим в республике.

Церковь Иоанна Богослова

Церковь Святого Николая

Храм конца 19 века, построенный по проекту пензенского архитектора. Здание возведено в довольно типичном для того времени архитектурном стиле, подражающем классической русской архитектуре. Фасад и стены выполнены из красного кирпича. В советское время церковь использовалась для других целей, но ее внешний вид от этого ничуть не пострадал – здание сохранилось до наших дней в первозданном виде.

Церковь Святого Николая

Храм Казанской иконы Божией Матери

Новый храм, построенный в 2000-х годах в величественном неовизантийском стиле. Правда, со значительными упрощениями, учитывая современные тенденции в архитектуре. На центральном четверике несколько куполов, по краям - трехъярусная колокольня и полукруглые апсиды. Вход украшен декоративными арками и большими окнами, благодаря чему внутри здания довольно много света.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Памятник Емельяну Пугачеву

Во время Пугачевского восстания жители Саранска тепло встретили повстанца и его войско. Во время своего пребывания в городе он освободил всех крестьян и разделил продовольственные запасы между беднейшими, а также казнил многих купцов и чиновников. Памятник в его честь - единственный в России. Могучая фигура Емельяна венчает импровизированную крепостную стену.

Памятник Емельяну Пугачеву

Памятник стратонавтам

Памятник посвящен И. Д. Усыскину, А. Б. Васенко и П. Ф. Федосеенко, которые в 1930-е годы создали аппарат «Осоавиахим-1» и поднялись на нем на высоту 22 км в стратосферу. Самолет разбился, все трое погибли. В память об этом трагическом событии в 1950-х годах в Саранске была установлена ​​скульптурная группа в виде юноши, стоящего на постаменте с барельефами участников полета.

Памятник стратонавтам

"Мордовия Арена"

Футбольный стадион, построенный к ЧМ-2018. Основан в 2010 году. Расчетная вместимость – более 40 тысяч зрителей. После проведения соревнований и реконструкции, включающей сокращение количества трибун и строительство дополнительных площадок для размещения спортивных сооружений, арена станет домашней для местного футбольного клуба «Мордовия».

Мордовия Арена

Парк имени А. С. Пушкина

Парк был основан в 19 веке, когда на одной из городских площадей вокруг церкви были посажены первые деревья. Окончательное благоустройство городского сада было завершено к началу 20 века: на территории работал театр, выступал оркестр, проходили народные гуляния. В 1930-е годы по решению властей площадь парка увеличили в несколько раз и разместили на нем танцевальные площадки, летние кафе, зрительные залы, кинотеатр и выставочные павильоны.

Парк имени А. С. Пушкина

Top 20 - attractions of Saransk, Russia

1 330
65 962

Saransk received a powerful impetus to development after 2010, when it was chosen as one of the candidates for hosting the 2018 FIFA World Cup. That is why funds began to be allocated from the federal budget for the restoration of architectural monuments, the construction of new cultural facilities, as well as for improving infrastructure and making the city more attractive. As a result, Saransk has turned into a well-groomed and rather interesting place, where there will be something for tourists to see.

The first step is to walk through the squares and streets, looking at the local churches along the way - both new and old churches are magnificent examples of traditional church building. Next, you should visit the city museums, which are interesting not only for their expositions, but also for the buildings in which they are located. You can end your walk in the park. A. S. Pushkin or at the monument to Emelyan Pugachev.

What to see and where to go in Saransk?

The most interesting and beautiful places for walking. Photos and a short description.

Cathedral of Theodore Ushakov

An outstanding monument of church architecture of the XXI century, built in the Empire style. The cathedral was erected in 2006 and consecrated by Patriarch Alexy II. The grand temple with a 60-meter dome is designed for 3,000 parishioners. Inside there is a skillfully executed gilded iconostasis made of precious woods, the entrance portal is decorated with majestic marble columns. The whole appearance of the temple evokes thoughts of something high and unearthly.

Cathedral of Theodore Ushakov

Soviet square

The main city square, which arose in the middle of the 17th century. Its very first name was Sobornaya, later it was renamed into Torgovaya, Bazaarnaya and, finally, in 1919, Soviet. Today, the architectural appearance of the square is formed by modern buildings of the 20th century; historical buildings, alas, have not been preserved. The oldest building is the former House of Soviets, built in the 1940s.

Soviet square

Millennium Square

Appeared in Saransk in 2012. It was built in honor of the anniversary of the unification of Russia and Mordovia. It occupies a fairly large area and is perfectly suited for walking and organizing mass events. One of its main decorations is the “Star of Morodvia” color and musical fountain with a diameter of 60 meters, in the center of which there is a solar sign of the national ornament.

Millennium Square

Musical Theater named after I. M. Yaushev

Musical stage where opera, ballet, operettas and musicals are staged. The theater also hosts children's performances and concerts. It was founded in 1935, and initially the repertoire was composed of comedy productions. In 2011, the troupe moved to a new building with a large hall with a capacity of over 700 spectators. The facade of the building is painted in white and red, columns, capitals and shapes resembling the outlines of musical instruments are used as decorative elements.

Musical Theater named after I. M. Yaushev

National Drama Theater

For the national republics of the Russian Federation, the tendency to build theaters focused on the works of local authors has long become the norm. In Mordovia, such a stage was built in the late 1980s. Most of the repertoire consists of works by Mordovian authors, which are in the Erzya and Moksha languages ​​with simultaneous translation. There are also plays by classical Russian and foreign playwrights, but there are much fewer of them.

National Drama Theater

Russian Drama Theater

Another theatrical scene in Saransk, but already specializing in a more classical repertoire - works by Russian and foreign playwrights. The theater opened in 1932 and has been developing successfully ever since. Since the 1990s, the troupe has been taking part in international and local festivals, receiving high marks from critics and audiences. To attract a wider audience, productions by contemporary authors are introduced into the repertoire.

Russian Drama Theater

Museum of Fine Arts named after S. D. Erzya

The museum was opened in 1960, in the 1970s it was renamed in honor of S. D. Erzya, the famous Mordovian sculptor. The basis of the collections are precisely his works, as well as the works of a native of the republic, artist F. V. Sychkov. In total, the museum funds contain more than 15 thousand exhibits representing Russian and national Mordovian art, arts and crafts and modern trends.

Museum of Fine Arts named after S. D. Erzya

National Museum of Local Lore

One of the oldest museum institutions in Mordovia, founded in 1918 on the initiative of representatives of the local intelligentsia. Its numerous collections are located in several branches. One of the largest branches is a new building built in the 2000s. It resembles a classic palace of the 19th century, decorated with elements traditional for this style: arches, a portico, columns, domed towers.

National Museum of Local Lore

Museum of Mordovian Folk Culture

The museum collection is housed in a 19th-century mansion, which is a monument of urban architecture. Before the Revolution of 1917, this house belonged to the merchant K. Kh. Barablin. The exposition consists of national clothes, handicrafts made by Mordovian craftsmen, agricultural tools, household items that give an idea of ​​the culture of the peoples inhabiting Mordovia.

Museum of Mordovian Folk Culture

Museum of A. I. Polezhaev

The exposition of the museum is dedicated to the poet A. I. Polezhaev. She earned in 2001 on the territory of a wooden house of the XIX century. The collection consists of four sections dedicated to various periods of the author's life and work, as well as a literary lounge, where poetry evenings and concerts are held. It should be noted that this is the only museum in Russia that sanctifies the activities of A. I. Polezhaev.

Museum of A. I. Polezhaev

Museum of military and labor feat

The museum collection is part of the memorial complex erected in honor of the Victory in the Great Patriotic War. The facility opened in 1995. You should pay attention to the original building - the facade is made of multi-colored granite slabs in the colors of the St. George's Ribbon, the shape of the structure resembles the outlines of the borders of Mordovia. The exposition is located in four halls, next to it there is an open area with an exhibition of military equipment.

Museum of military and labor feat

Monument to the soldiers of Mordovia, who fell during the Second World War

Memorial complex, located on the square. Victory. It includes several buildings: a monument to soldiers, a Museum of military and labor feats, another monument to soldiers-internationalists, a chapel and an obelisk "Escape from Hell". All elements of the complex appeared at different times - the earliest (a sculptural group depicting a woman handing a sword to her son-soldier) was built in the 1970s.

Monument to the soldiers of Mordovia, who fell during the Second World War

Makarovsky St. John the Theologian Monastery

Men's monastery, located in the village of Makarovka. It was founded not so long ago - in 1995, on the lands where since the beginning of the 18th century there has been the Cathedral of St. John the Theologian, around which there was a cemetery. The building of the cathedral has survived to our time. Later, other churches were erected here, destroyed after the Revolution. That is, the monastery can be considered both new and old.

Makarovsky St. John the Theologian Monastery

Church of John the Evangelist

The temple is the oldest architectural object preserved on the territory of Mordovia. Due to its value, it not only did not suffer during the persecution of religion, but even in the 1960s it was declared an architectural monument. The church was erected at the end of the 17th century, after 200 years a bell tower was added to it. Since 1944, it has been the only one operating in the republic.

Church of John the Evangelist

Church of St. Nicholas

Temple of the end of the 19th century, built according to the project of a Penza architect. The building was erected in a rather typical architectural style for that time, imitating classical Russian architecture. The facade and walls are made of red brick. In Soviet times, the church was used for other purposes, but its appearance did not suffer from this at all - the building has survived to this day in its original form.

Church of St. Nicholas

Temple of the Kazan Icon of the Mother of God

The new temple, built in the 2000s in the majestic neo-Byzantine style. True, with significant simplifications, given current trends in architecture. On the central quadrangle there are several domes, along the edges there are a three-tiered bell tower and semicircular apses. The entrance is decorated with decorative arches and large windows, due to which there is quite a lot of light inside the building.

Temple of the Kazan Icon of the Mother of God

Monument to Emelyan Pugachev

During the Pugachev uprising, the inhabitants of Saransk gave the rebel and his army a warm welcome. During his stay in the city, he freed all the peasants and divided food supplies among the poorest, and also executed many merchants and officials. The monument in his honor is the only one in Russia. The mighty figure of Yemelyan crowns the makeshift fortress wall.

Monument to Emelyan Pugachev

Monument to Stratonauts

The monument is dedicated to I. D. Usyskin, A. B. Vasenko and P. F. Fedoseenko, who in the 1930s created the Osoaviakhim-1 apparatus and climbed on it to a height of 22 km into the stratosphere. The aircraft crashed, killing all three. In memory of this tragic event, in the 1950s, a sculptural group was erected in Saransk in the form of a young man standing on a pedestal with bas-reliefs of the flight participants.

Monument to Stratonauts

"Mordovia Arena"

Football stadium built for the 2018 FIFA World Cup. It was founded in 2010. Estimated capacity - more than 40 thousand spectators. After the competitions and reconstruction, which includes a reduction in the number of stands and the construction of additional areas to accommodate sports facilities, the arena will become home to the local FC Mordovia.

Mordovia Arena

Park named after A. S. Pushkin

The park was founded in the 19th century, when the first trees were planted in one of the city squares around the church. The final improvement of the city garden was completed by the beginning of the 20th century: a theater worked on the territory, an orchestra performed and folk festivals took place. In the 1930s, by decision of the authorities, the area of ​​the park was increased several times and placed on it dance floors, summer cafes, auditoriums, a cinema and exhibition pavilions.

Park named after A. S. Pushkin